Цели урока:
- закреплять состав чисел в пределах 10;
- продолжать учиться решать задачи;
- работать над выразительным чтением и развитием речи;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимней природе.
Оборудование:
- таблицы,
- схемы,
- рисунки,
- картина.
Ход урока
1. Чтение стихотворения подготовленным учеником (цель: прослушать стихотворение и проследить, какое предложение повторяется в нем).
ЗИМУШКА-ЗИМА.
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый:
“Здравствуй, зимушка-зима!”
Вьется свет замысловатый
По низине до холма.
Это заяц напечатал:
“Здравствуй, зимушка-зима!”
Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
“Здравствуй, зимушка-зима!”.
(Г.Ладонщиков).
- Какое предложение повторяется? О каком времени года будем говорить?
- Какой сейчас месяц?
- Что можно сказать про зиму?
- Какая она?
Награды на этом уроке – наши знания, покажем, как мы можем быстро и правильно считать, решать, красиво писать, выразительно читать.
Перед вами “Зимнее колесо чудес”. Так давайте отправимся в зимнюю сказку. (Наглядность 1).
2. Первая забава – я задумала число, которое больше 4 на 3. Первая наша забава – “лепка” снеговика, а кого можно еще слепить? Сейчас мы прочитаем русскую народную сказку “Снегурочка”, про снежную сестрицу нашего снеговика. Слушайте внимательно, ответьте на вопросы:
- почему сказка называется “Снегурочка”?
- какой была Снегурочка зимой? Весной?
- почему Снегурочка растаяла?
“Строим” снеговика. (Наглядность 2).
3. Вторая забава – я задумала число, которое меньше 6 на 3. Зимой мы любим кататься с ветерком на санках. Представьте, что мы попали в деревню. Работа над стихотворением Сурикова “Вот моя деревня”.
- Чтение подготовленным учеником четверостишья.
- Чтение по цепочке.
- Чтение “Земля – небо”.
- Подбор подписи к рисункам. (Наглядность 3).
- Кто желает прочитать все стихотворение? Хоровое чтение всего стихотворения.
Исполняем песню “Саночки”. (Физминутка).
Работа по картине. (Составляем задачу).
На горке каталось 7 человек, 3 человека съехали. Сколько человек осталось на горке? (Задачу записываем в тетрадь).
4. Третья забава – я задумала число, которое больше 6 на 2. Дети, кто из вас любит играть в снежки? А вы все тепло оделись? А кто-то забыл рукавички? Посмотрите! Игра – найди рукавичке свою пару. (Наглядность 4).
- Теперь-то все готовы, значит, играем в снежки. “Снайпер” - игра.
Первый ряд выписывает в тетрадь примеряя с ответом 6; второй – с ответом 8; третий – с ответом 10.
5. Четвертая забава – я задумала число, которое меньше 9 на 8. Какое это число? Следующая забава “Лыжи”.
Чтение стихотворения глазами.
Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след.
Рядом с нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
- Сильные ученики читают через слово.
- Назвать двусложные слова.
- Выборочное чтение (Какой Бобка? Какой след оставляют лыжи?)
Игра – помогите лыжнику ехать по правильному маршруту. (Выписываем в тетрадь примеры с ответом 9). (Наглядность 5).
6. Пятая забава – я задумала число, которое больше 5 на 4. Игра – хоккей. Поем песню “В хоккей играют настоящие мужчины”.
- Послушайте задачу и выберите из трех решений правильное.
Задача: Шли три мальчика, у каждого мальчика по три клюшки. Сколько всего клюшек? (Наглядность 6).
Составляем по выражениям задачи про хоккеистов.
5 + 5 = 10 (х); 10 – 2 = 8 (х).
Одну из задач записываем в тетрадь.
Читаем стихотворение “Игрушки – погремушки”.
Игрушки-погремушки
Оставь для малышей.
Бери скорее клюшки,
Иди играй в хоккей!
7. Шестая забава – я задумала число, которое меньше 6 на 2. (Коньки).
Решаем примеры в тетрадях. Ответы обозначаем цифрами и буквами.
6 + 3 = 9 (Р) 4 + 4 = 8 (К) 3 + 4 = 7 (З) 6 + 4 = 10 (Е) 6 – 2 = 4 (А) 8 – 4 = 4 (И) 5 + 2 = 7 (Б) 3 + 4 = 7 (Т) 5 + 3 = 8 (М) 10 – 8 = 2 (Я) 9 – 3 = 6 (О) 6 + 4 = 10 (А) 8 – 5 = 3 (Т) 10 – 5 = 5 (К) 9 – 4 = 5 (А)
Получились слова – зима, каток, ребята. Составляем рассказ с этими словами.
8. Седьмая забава – я задумала число, которое больше 3 на 2. Музыкально-стихотворная пауза: исполняем зимнюю песню, “пьем” чай. Чтобы напиться чая, надо решить примеры по рядам.
- Ребята, набор сладостей у нас настоящий. Выпили чаю, нам так хорошо, тепло, уютно. Хочется поговорить о картинах зимы. (Монтаж).
“Зимние картинки”.
1.
Солнце землю согревает,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
2.
Под березой на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.
3.
Белка спряталась в дупло -
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
4.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
5.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
6.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
7.
На поляне куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.
8.
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
“Будь смелее, не робей!”-
Приглашает воробей.
9.
Кот весь день у батареи
То бока, то лапы греет.
Он из кухни никуда
Не выходит в холода.
10.
Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя,
А братишка их, Олег,
Чайной ложкой носит снег. … и т.д.
(Г.Ладоншиков).
Итог урока: ребята, вы работали очень хорошо. Что вам понравилось в уроке? Что мы с вами закрепляли?a