Пословицы на уроках русского языка
Профессор Девид Клустер (США) писал, что, “от Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически”.
На уроках главное внимание должно быть уделено на интерактивные методы обучения.
Что является основой этого метода?
Здесь главная задача – активизация учащихся. Она достигается выработкой навыков и умений критического мышления. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации мысли пословицами, афоризмами и личным опытом, побуждает учащихся находить собственные решения проблемы и подкреплять его разумными доводами, то есть не повторять слепо то, что сказано учителем. В будущем ученик должен иметь достаточно свободы, думать собственной головой, самостоятельно решать самые сложные, реальные жизненные проблемы. Интерактивная методика предусматривает реализацию таких принципов и подходов образования, как пунктуальность, позитивность, не критиковать, говорить не перебивая друг друга, добровольность, конфиденциальность, персонифицирование, чуткость к разнообразию. Они способствуют превратить ученика в активно, самостоятельно, критически мыслящую личность, активизируют мышление, учат дискутировать. У него вырабатываются такие речевые формулы, как “Я не согласен с такой идеей …”, “Я думаю иначе…”, “К сказанному могу добавить…” и т.д.
Пословицы – это народная мудрость. Как известно, они служат ценным средством, обогащения речи, повышения общей языковой культуры и в то же время играют большую воспитательную роль.
Работу с пословицами я начинаю так. Пословицы записываю на доске. После того, как все ученики научились правильно произносить изучаемые пословицы, я объясняю их смысл, меткость и нравоучительный характер. Наиболее важным моментом в этой работе является умение связывать содержание изучаемых пословиц с фактами жизни. Поэтому я требую от учащихся, чтобы они сами приводили, случаи, подходящие к смыслу тех или иных пословиц. Такие задания ученики выполняют с большим интересом.
Например: Вот, как выглядит работа, с пословицей “Семеро одного не ждут”.
Ученик. На днях мы всем классом решили поехать на экскурсию.Договорились собраться к 7 часам утра. Явились все, кроме Толи. Он и не звонил. Учитель сказал: “Мы не можем ждать. На дорогу нужно 2 часа”. Я думаю, что в таких случаях можно сказать: “Семеро одного не ждут”.
Ученик. Вчера к нам приехала тетя. Она живет в столице. По этому случаю мама приготовила плов. Пригласили родственников, но пришли ни все. Кто-то опаздывал. Тогда мама сказала, что пришли ни все, ждать больше нельзя, и мы все сели за столом. По-моему здесь подходит пословица: “Семеро одного не ждут”.
Некоторые ученики задают вопросы: А если шесть человек , тогда должны ждать одного? Семеро обязаны ждать двоих?
В связи с этими вопросами я объясняю в доступной форме сущность народной мудрости, заключенных в пословицах, а также обобщающий характер значений последних. Привожу примеры: У семи нянек дитя без глазу. Семь бед, один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь.Семь пятниц на неделе.
Работа по карточкам. На карточках записаны слова-антонимы, взятые из пословиц.
- Труд – лень
- Жизнь – смерть
- Умный – глупый
- Больше – меньше
- Славная – позорная
- Белая – черная
- Сытый – голодный и т. д.
- Друг – враг
- Хозяин – слуга
- Друг – враг
Выигрывает тот, кто первым правильно воспроизводит содержание пословиц с указанными словами. Труд кормит, а лень портит. Лучше славная смерть, чем жизнь позорная. Слушай больше , говори меньше. Рубашка белая, да душа черная. Лучше горькая правда друга, чем лесть врага. Сытый голодного не разумеет.
Мозговой штурм. Выносится на обсуждение пословицы.
Ассоциации со словами:
- Имя существительное …
- Имя прилагательное…
- Глагол …
- Наречия…
Метод ПОПС. Можно пользоваться методом ПОПС, чтобы каждый из учащийся занял определенную позицию при интерпретации материалов, выработал свое мнение и аргументы по нему, прояснил свои мысли, сформулировал их в четкой и сжатой форме.
П (Позиция) – изложить свое мнение
О (Обоснование )- привести причину своего мнения
П (Пример) – пример для пояснения причины
С (Следовательно)- обобщение своего мнения.
Например:
П - “Не убий слабых”! Я против, чтобы люди убивали.
О - Жизнь дается богом.
П - Будда ходил босиком, чтобы нечаянно не наступить на насекомое
С - Поэтому я против убийства.
Аргументированное эссе. Ученики, сравнивая свои мысли с пословицами, пишут эссе, которые потом зачитываются, обсуждаются и вносятся последние коррективы.
Некоторые ученики очень любят рисовать на темы пословиц. Ученические рисунки я собираю в альбом под названием: “ Пословицы и поговорки в рисунках и ребусах”.
Двухчастный дневник. Данный метод даст возможность исследовать содержания предложения, увязать их с личным опытом и письменно выразить свое отношение к прочитанному. Для этого тетрадный лист делится чертой пополам. Слева записываются пословицы, справа – собственный комментарий ученика. Работа проводится в парах. Участники обменяются работами, обсуждают комментарии.
Пословицы | Комментарии |
Учиться – всегда пригодится. Каков батька, таковы и детки. Не учи рыбу плавать. Терпение – лучшее спасение. |
Видимо, учиться лучше, чем работать, заниматься бизнесом, бездельничать. Учеба возвышает интеллектуальность. |
Составление кластера с ключевыми словами: учеба, мир, дружба, труд, знание, Родина, хлеб и т. д.
Итак, в процессе работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка я убедилась в том, что использование этого фольклорного материала благотворно влияет на формирование навыков устной и письменной речи учащихся.