Пословицы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Пословицы на уроках русского языка

Профессор Девид Клустер (США) писал, что, “от Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически”.

На уроках главное внимание должно быть уделено на интерактивные методы обучения.

Что является основой этого метода?

Здесь главная задача – активизация учащихся. Она достигается выработкой навыков и умений критического мышления. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации мысли пословицами, афоризмами и личным опытом, побуждает учащихся находить собственные решения проблемы и подкреплять его разумными доводами, то есть не повторять слепо то, что сказано учителем. В будущем ученик должен иметь достаточно свободы, думать собственной головой, самостоятельно решать самые сложные, реальные жизненные проблемы. Интерактивная методика предусматривает реализацию таких принципов и подходов образования, как пунктуальность, позитивность, не критиковать, говорить не перебивая друг друга, добровольность, конфиденциальность, персонифицирование, чуткость к разнообразию. Они способствуют превратить ученика в активно, самостоятельно, критически мыслящую личность, активизируют мышление, учат дискутировать. У него вырабатываются такие речевые формулы, как “Я не согласен с такой идеей …”, “Я думаю иначе…”, “К сказанному могу добавить…” и т.д.

Пословицы – это народная мудрость. Как известно, они служат ценным средством, обогащения речи, повышения общей языковой культуры и в то же время играют большую воспитательную роль.

Работу с пословицами я начинаю так. Пословицы записываю на доске. После того, как все ученики научились правильно произносить изучаемые пословицы, я объясняю их смысл, меткость и нравоучительный характер. Наиболее важным моментом в этой работе является умение связывать содержание изучаемых пословиц с фактами жизни. Поэтому я требую от учащихся, чтобы они сами приводили, случаи, подходящие к смыслу тех или иных пословиц. Такие задания ученики выполняют с большим интересом.

Например: Вот, как выглядит работа, с пословицей “Семеро одного не ждут”.

Ученик. На днях мы всем классом решили поехать на экскурсию.Договорились собраться к 7 часам утра. Явились все, кроме Толи. Он и не звонил. Учитель сказал: “Мы не можем ждать. На дорогу нужно 2 часа”. Я думаю, что в таких случаях можно сказать: “Семеро одного не ждут”.

Ученик. Вчера к нам приехала тетя. Она живет в столице. По этому случаю мама приготовила плов. Пригласили родственников, но пришли ни все. Кто-то опаздывал. Тогда мама сказала, что пришли ни все, ждать больше нельзя, и мы все сели за столом. По-моему здесь подходит пословица: “Семеро одного не ждут”.

Некоторые ученики задают вопросы: А если шесть человек , тогда должны ждать одного? Семеро обязаны ждать двоих?

В связи с этими вопросами я объясняю в доступной форме сущность народной мудрости, заключенных в пословицах, а также обобщающий характер значений последних. Привожу примеры: У семи нянек дитя без глазу. Семь бед, один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь.Семь пятниц на неделе.

Работа по карточкам. На карточках записаны слова-антонимы, взятые из пословиц.

  1. Труд – лень
  2. Жизнь – смерть
  3. Умный – глупый
  4. Больше – меньше
  5. Славная – позорная
  6. Белая – черная
  7. Сытый – голодный и т. д.
  8. Друг – враг
  9. Хозяин – слуга
  10. Друг – враг

Выигрывает тот, кто первым правильно воспроизводит содержание пословиц с указанными словами. Труд кормит, а лень портит. Лучше славная смерть, чем жизнь позорная. Слушай больше , говори меньше. Рубашка белая, да душа черная. Лучше горькая правда друга, чем лесть врага. Сытый голодного не разумеет.

Мозговой штурм. Выносится на обсуждение пословицы.

Ассоциации со словами:

  • Имя существительное …
  • Имя прилагательное…
  • Глагол …
  • Наречия…

Метод ПОПС. Можно пользоваться методом ПОПС, чтобы каждый из учащийся занял определенную позицию при интерпретации материалов, выработал свое мнение и аргументы по нему, прояснил свои мысли, сформулировал их в четкой и сжатой форме.

П (Позиция) – изложить свое мнение

О (Обоснование )- привести причину своего мнения

П (Пример) – пример для пояснения причины

С (Следовательно)- обобщение своего мнения.

Например:

П - “Не убий слабых”! Я против, чтобы люди убивали.

О - Жизнь дается богом.

П - Будда ходил босиком, чтобы нечаянно не наступить на насекомое

С - Поэтому я против убийства.

Аргументированное эссе. Ученики, сравнивая свои мысли с пословицами, пишут эссе, которые потом зачитываются, обсуждаются и вносятся последние коррективы.

Некоторые ученики очень любят рисовать на темы пословиц. Ученические рисунки я собираю в альбом под названием: “ Пословицы и поговорки в рисунках и ребусах”.

Двухчастный дневник. Данный метод даст возможность исследовать содержания предложения, увязать их с личным опытом и письменно выразить свое отношение к прочитанному. Для этого тетрадный лист делится чертой пополам. Слева записываются пословицы, справа – собственный комментарий ученика. Работа проводится в парах. Участники обменяются работами, обсуждают комментарии.

Пословицы Комментарии
Учиться – всегда пригодится.

Каков батька, таковы и детки.

Не учи рыбу плавать.

Терпение – лучшее спасение.

Видимо, учиться лучше, чем работать, заниматься бизнесом, бездельничать. Учеба возвышает интеллектуальность.

Составление кластера с ключевыми словами: учеба, мир, дружба, труд, знание, Родина, хлеб и т. д.

Итак, в процессе работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка я убедилась в том, что использование этого фольклорного материала благотворно влияет на формирование навыков устной и письменной речи учащихся.