Одним из важнейших условий обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: “Подготовить общие представления относительно мира природы, относительно общества – все это и составляет непосредственную задачу, которую школа ставит перед дошкольным воспитанием”.
К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР без целенаправленного систематического коррекционного воздействия не приобретают тех знаний навыков и умений, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники.
В самом общем виде с ЗПР можно охарактеризовать, как детей с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, общей психической незрелостью. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.
В воспринимаемых предметах ближайшего окружения, быта дети, как правило, не умеют выделить более или менее характерные признаки, что, видимо, можно объяснить не только несформированностью у них многих перспективных действий, но и незрелостью мышления. На групповом занятии эти дети не умеют работать: не запоминают, нередко не решают даже простейших мыслительных задач, всячески избегают интеллектуального напряжения, не проявляют свойственной возрасту пытливости, не задают взрослым вопросов.
Занятия по социально-бытовой ориентации в студии “Хозяюшка” предназначены для детей старшего дошкольного возраста, и включают в себя: расширение знаний о предметах, их свойствах и качествах, освоение отношение рода и вида, класса и под класса (различные виды овощей, посуды и т.д.), математических представлений (вес, объем и тд.), формирование разнообразных способов действий (ручные, орудийные, с приборами), умение действовать по алгоритму и руководствоваться правилами безопасности, умение быть аккуратными, собранными, сосредоточенными.
Занятие кулинарией открывает для дошкольника мир вещей и мир людей, помогает войти и овладеть тем и другим, понять сложные связи между ними. Преобразование и достижение результата, контакты и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, активность и волевые усилия самого ребенка – все это ведет к приобретению детьми самостоятельности, автономности в сфере является жизненно важной для любого человека.
Процесс коррекционной работы на занятиях по ОБЖ представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс, вплетенный в целостную систему коррекционного воздействия на ребенка в различных видах деятельности. В коррекционной работе можно выделить ряд основных этапов, которые намечают основные задачи, реализуемые воспитателем на занятиях. На каждом из этих этапов уточняет характер взаимодействия с кругом лиц, заинтересованных и отвечающих за реализацию коррекционной работы в целом:
- Планирование целей, задач коррекционной работы на занятиях по ОБЖ на основании прицельного обследования уровня сформированности общих трудовых умение каждого ребенка, бесед с дефектологами групп о результатах проведенного ими обследования, изучение медицинского анамнеза, изучение психологического заключения о состоянии психических функций, об особенностях каждого ребенка.
- Разработка и проведение занятий по ОБЖ и кулинарии, распределение форм коррекционной работы в течение недели (индивидуальная, подгрупповая). Подбор методов и приемов коррекционного воздействия. Планирование форм участия родителей в этой работе.
- Организация условий для осуществления коррекционной работы: комплектация групп и подгрупп с учетом результатов обследования, тесное взаимодействие со всеми специалистами, работающими с детьми в дошкольном учреждении, консультирование и сотрудничество с родителями.
- Реализация коррекционной работы. Проведение занятий по ОБЖ с детьми. Контроль динамики коррекционной работы, постоянное информирование родителей об успехах детей. Обсуждение на консилиумах дошкольного учреждения о промежуточных и конечных результатах коррекционной работы.
Общая система коррекционно–педагогического воздействия на детей в процессе занятий, работа с ними по расширению, углублению и уточнению их представлений о ближайшем окружении, формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем психического развития. Началу работы обязательно предшествует точный учет имеющихся у каждого ребенка знаний, навыков и умений во всех видах труда (аппликация, конструирование, мозаика), определяется их соответствие оптимальным возрастным нормам. Учитывая, значительную задержку в развитии умственной сферы детей в сравнение с оптимально реализованными возрастными возможностями. В частности в развитии наглядно-образного и вербально-логического мышления, мы стремимся к максимальному использованию различных форм деятельности, предметных действий как важнейшего условия для анализирующего восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации и др. При этом всегда учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми необходимого содержания.
Любое занятие с детьми (подгрупповое или индивидуальное) в целях достижения максимального коррекционного эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка. На любом занятии ребенок должен пережить радость от преодоленной трудности. В этих целях от занятия к занятию специально планируется постепенное усложнение заданий.
На занятиях также учитываются и корректируются особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций. Из-за отставания в развитии всех видов и функции речи, и в особенности контекстной (её планирующей и обобщающей функций), дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Поэтому мы постоянно стремимся к тому, чтобы дети любые действия и операции могли бы выразить в слове, рассказать о любом предстоящем действии.
Занятия по ОБЖ и кулинарии в условиях специального обучения и воспитания одним из средств формирования мотивационно-ориентировочного, операционально-технического и регуляционного компонентов к деятельности. В процессе труда есть реальная возможность формировать у детей с опорой на карты – схемы контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении блюд ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
При опоре на практические действия у детей легче вызвать желания выполнить задания, помочь осознать его составные части, правила выполнения, а далее на этой основе учить элементарному планированию предстоящей деятельности. Опора на практические действия благоприятна и в целях одновременного формирования у детей соответствующих навыков, умений, а также самоконтроля на основе правил задания. В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат – создается благоприятная обстановка учить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом.
На основе практических действий при целенаправленной коррекционной работе быстрее формируется интеллектуальная деятельность с опорой на общее представление и словесно – логические рассуждения.
В основе овладения любым структурным компонентом деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних (практический) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний (психический) план. План собственной регуляции в широком смысле слова.
Учитывая эти психологические механизмы, коррекционная работа по обучению детей планированию и регулированию собственной практической деятельности осуществляется с использованием цветовых символах, где каждый цвет соответствует определенному этапу работы. Усложнение требований к регуляционным действиям детей при выполнении задания подчиняется задаче последовательного формирования и закрепления у них действий самоконтроля на основе предварительно созданной ориентировки применительно к тому или иному этапу деятельности принятия задания, его выполнения, оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания. Общий коррекционно–педагогический путь формирования и закрепления действий самоконтроля – постепенный и последовательный перевод детей с внешнего контроля на самоконтроль.
Коррекционная помощь по формированию мотивационно-орентировочного компонента деятельности строится на положениях Л. С. Выготского. Общее направление организации разнообразных практических действий детей и формирования положительного эмоционального отношения к ним в наших условиях выглядит следующим образом:
- от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, – к индивидуальным инициативным действиям ребенка;
- от цели поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать – к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношениям к этому процессу, а также к практическим действиям и их результатам;
- от оценки педагога – самооценке;
- от поощрения педагогом к личной радости от успешно сделанного.
Разнообразный труд обеспечивает значительные возможности для того, чтобы расширять, углублять и систематизировать знания детей об окружающей жизни, формировать общие представления и простейшие житейские понятия о нем. Мыслительные действия формируются на основе практических и переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).
Литература:
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – Москва, 2000 г.
- Антонов Ю. А., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология ХХI века: пособие для исследователей и практических работников. – Москва, 2000 г.
- Детская домашняя энциклопедия. – М.: Знание, АСТ – ПРЕСС, 1995 г.
- Сказка о вкусных и здоровых витаминах / Ред. Медникова М. С. – Пермь: АО Звезда, 1994 г.
- Вейлерт Н. А., Полянская Е. А., Октябрьская А. Ф. Кулинария руками детей в комнате “Хозяюшка”. План-программа. – Тольятти: издательство Фонда “Развитие через образование”, 2002 г.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Основные закономерности психологического развития ребенка. – М., АПО, 1994 г.
- Жукова Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии.– М., Медицина, 1993г.
- Абрасимов Н. Б., Андреев И. С., Купцова С. Ю. Безопасность для каждого.– Самара: Издательствово НТЦ, 2005 г.
- Нефедова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они?. Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательствово ГНОМ и Д, 2003 г.