Открытый урок по теме: "Решение неполных квадратных уравнений"

Разделы: Математика


I. Цели урока:

а) образовательная – отработка умений решать неполные квадратные уравнения;
б) развивающая – применение изученных знаний в знакомой и новой учебной ситуациях;
в) воспитательная – показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость – условие успешного обучения;
г) создание ситуации успеха для каждого ученика.

 

II. Тип урока – комбинированный

III. Структура урока:

  • организационный момент;
  • целеполагание и мотивация;
  • актуализация опорных знаний;
  • первичное усвоение учебного материала;
  • осознание и осмысление материала;
  • первичное закрепление учебного материала;
  • проверка уровня усвоения знаний и умений;
  • информация о домашнем задании;
  • рефлексия.

IV. План урока

1. Организационный момент: отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку.

2. Целеполагание, мотивация:

  • перспективно-побуждающая – усвоение данной темы позволит решать уравнения более сложного характера;
  • непосредственно-побуждающая – интерес, а что будет дальше?

На доске девиз урока:

  1. “Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра” (Сенека)
  2. “Силу уму придают упражнения, а не покой” (А. Поп, английский поэт)

3. Проверка домашнего задания:

а) спросить у учащихся стандартный вид квадратного уравнения, записав его на доске – ax2 + bx + c=0,
б) заполнить таблицу, определив коэффициенты:

Уравнение a b c
1 3x2 + 7x - 6=0      
2 3x2 + 2x =0      
3 x2 + 19 – 3x=0      
4 4,9x2 =0      
5 -2x2 + 3x =8      
6 7x2 - 14x =0      

Вариант 3 – повышенной сложности. Три последних уравнения:

4) 17x2– 5x = 14x2 + 7x

5) x(x+4)=4x

6) (x+3)2 – 6x=0

в) обменяться листками. Прежде чем выполнить взаимопроверку, проверить контрольный вариант на “скрытой” доске.

1) 3x2 - 4x + 11=0;

2) x2 - 8x =0;

3) -1/3x2 + 5x =1;

4) 2x2 – 14 = 0;

5) x2 – 11 + 4x =0;

6)-3,5 x2 = 0;

3; - 4; 11

1; - 8; 0

-1/3; 5; - 1

2; 0; - 14

1; 4; -11

-3,5; 0; 0

Взаимопроверка. Итоги: “5” “4” “3” “2”. Листки с таблицей возвращаются назад. Задание: Решить те уравнения, которые сможете.

г) На доске в три столбца по виду записать уравнения, имеющие коэффициенты b, c, равные 0.

2x2 = 0

4,9x2 = 0

2,1x2 = 0

x2+4x = 0

3x2+2x = 0

5x – 3x2 = 0

x2 – 49 = 0

7x2 – 14 = 0

4x2 – 9 = 0

Трое учеников по очереди записывают в столбики “свои” уравнения. Учащиеся переворачивают листки, смотрят на доску, где вызванные ученики прорешивают по одному уравнению. Одновременно трое учеников решают уравнения повышенной сложности на боковой доске.

д) Самопроверка: + или – листки сдают.

е) Учитель подводит итог: в каждом столбце записывается общий вид уравнения и его решение:

ax2 = 0, b=0, c=0

x = 0

ax2 + bx = 0, c=0

x(ax+b) = 0

x = 0 или x = -b/a

ax2 – c = 0, b=0

ax2 = c

x2=c/a

x=±

4. Физкультминутка

5. Работа с учебником: прочитать§26, стр. 111

6. Записать в свою тетрадь материал: неполные квадратные уравнения, их общий вид, решение.

7. Проверочная обучающая работа (с выбором): у каждого учащегося набор из шести карточек: основная работа на “3”, “4”, “5” и дополнительная на “3”, “4”, “5”.

Пример такого набора.

Задание: решить уравнение и найти сумму корней.

“3”:

1) 3x2 = 0

2) x2 – 16 = 0

3) 3x2 – 27x = 0

4) 2x2+64 = 0

“4”:

1) 1/2x2 = 0

2) x2 = -9x

3) 0,5x2 – 32 = 0

4) 4x2 + 8 = 0

“5”:

1) - 2,8x2 = 0

2) 3x2 = 27x

3) 40 – x2 = 4

4) (x-3)(x+3)=2(x2-4,5) – x

 

“3”

1) x(x+4)=4x

2) 3x2 + 7 = 2 (6x+3,5)

“4”

1) x(x+2) – 3 = 2x+6

2) x2 – 4 + 4x = 0

“5”

1) (x – 2)(x2+2x+4) – x2(x - 18) = 0

2) x2+3x – 4 = 0

(представь 3x=4x-x)

Учитель наблюдает, оказывает помощь.

8. Домашнее задание (дифференцированно):

§26, N 417 (1,2), 418 (1,2) – “3”

N 417 (1,2), 418 (1,2) + N420 (2)– “4”

N 417 (1,2), 418 (1,2) + N420 (2) + N421– “5”

9. Рефлексия:

- Чем мы с вами занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке.