Задачи:
- закрепление знаний об огромном разнообразии мира профессий, об особенностях психологического анализа труда;
- осознание учащимися своих профессиональных предпочтений;
- расширение знаний о мире профессий; - активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы:
- анкета,
- видиопрофессиограммы,
- словарь основных понятий курса.
Труд всегда был и остается основанием человеческой жизни и культуры.
А.С.Макаренко
Сценарий занятия.
1. Вступление
а) Анализ афоризма к уроку
Афоризм записан на доске – все размышляют, после чего мнения суммируются.
Учащимся задаются вопросы:
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Можете ли вы привести свои примеры на данную тему?
б) Беседа о профессиональной направленности
Дается рассказ о необходимости каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание. Используются литературные примеры, активные формы беседы.
“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность. Например, бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква “М” по-голландски означает – “человек”. А если перевернуть – латинская “W”, что означает “work” - “работа”. Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.
- Как вы понимаете значение слова “призвание”? (Степень наивысшего взаимосоответствия человека и его профессии).
2. Беседа о труде
Закрепление базовых понятий курса, работа строится в форме дискуссии.
Итак, во все времена, труд – необходимая основа жизни и развития человека и общества.
а) Как вы думаете, каково значение труда для человека?
- В труде формируется физические и психические качества: выносливость, работоспособность, сила воли, трудолюбие, самостоятельность, свобода, инициатива, творчество, честь и достоинство.
- Труд служит средством самовыражения и самоутверждения: результат труда приносит человеку ощущение удовлетворенности, уважение окружающих.
б) Так что же такое “труд”?
- Деятельность людей, один из видов активности, наряду с игрой, познанием, общением.
в) Каким может быть содержание труда?
- Труд физический: связан с затратами мускульной энергии;
- Труд умственный, в том числе – учебный;
- Труд художественный: направлен на создание ценностей эстетической культуры.
3. Психологический практикум
а) Упражнение-анкета “Голубых воротничков”
Каждому учащемуся вручается анкета с инструкцией: проранжировать позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.
“В 1984 году в Америке было проведено исследование о ценностях молодых людей всех слоев общества. На вопрос о том, чего ждет человек от работы, молодые люди отметили следующие 15позиций.
- Видеть результаты своего труда.
- Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.
- Возможность не слишком утруждать себя.
- Возможность проявить умственные способности.
- Интересная работа.
- От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.
- Участие в перспективном деле.
- Хорошая оплата.
- Не требует тяжелой физической работы.
- Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.
- Признание хорошо исполненного дела.
- Общественно-полезная работа.
- Участие в решениях, касающихся производства.
- Хорошее пенсионное обеспечение.
- Не стать винтиком в огромном безличном механизме.
Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо ранжировать позиции.
Обобщение: мы увидели собственное отношение к труду, определили свои ценности, сравнили их с мнением американской молодежи. Есть притча, ярко показывающая три типа отношения к труду.
“На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:
- Что вы делаете?
Один ответил: “Камни ношу” (труд принудительный)
Второй сказал: “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)
Третий воскликнул: “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).
Далее следует обсуждение с учащимися трех типов отношения человека к труду.
б) Работа со словарем
Закрепление базовых понятий курса.
Работа строится в форме дискуссии.
1. Что такое профессиональный труд, профессия?
Методом эврестической беседы обсудить основные признаки профессии: подвести учащихся к выводу о том, что профессия – род трудовой деятельности, притом, что работа на садовом участке – тоже род трудовой деятельности.
2. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми)
3. Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)
4. Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)
5. Что такое “специальность”? (Род занятий в рамках одной профессии)
6. Какие специальности вы знаете в профессии врача? (Окулист, хирург, лор, невропатолог, стоматолог и т.д.)
7. Что такое “должность”? (Служебная обязанность, служебное место)
8. Назвать свои примеры профессий, специальностей, должностей.
9. Что такое квалификация? (Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности). Привести примеры.
10. Что такое “карьера”? (Активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей)
11. Что такое “призвание”? (Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы)
В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание – запомнить понятия.
в) Упражнение. Задание: найти и исправить ошибки в таблице:
профессия | +/- | специальность | +/- | должность | +/- |
Врач Летчик-испытатель Кинолог Учитель физики Животновод Строитель Журналист Завуч Бригадир |
+ - + - + + + - - |
Штукатур-моляр Бухгалтер Репортер Терапевт Слесарь-сантехник Токарь Программист Следователь Воспитатель |
+ - + + + - - + - |
Директор Заведующий отделом Швея Главный специалист Космонавт Начальник смены Медицинская сестра Старший продавец |
+ + - + - + - + |
г) Упражнение: “Видеопрофессиограмма”
Просмотр видеоролика о специальности “ карамельщик”
Цель: знакомство с новой специальностью - карамельщик (профессия – кондитер).
Задачи:
- выяснить профессия или специальность;
- определить психологические качества, необходимые специалисту данной профессии.
Заключение: сегодня мы закрепили знания о мире профессий и труда. Сейчас вы учитесь в 9 классе и должны сделать верный жизненный и профессиональный выбор. Кто-то из вас продолжит обучение в 10 классе, кто-то пойдет учиться в училища, техникумы, но все вы уже сейчас можете выбрать свою сферу профессиональной деятельности, а также определить профиль обучения в 10 классе.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
Литература.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.,1991.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж, 1996.
- Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В) Москва, 1993).