Цели:
- Обучающие:
- обобщить знания по изученному разделу: “Каким был человек в разные исторический эпохи”;
- проверить знания (в виде теста): историческая последовательность названий нашего государства, правители Древней Руси, знания государственной символики России;
- провести ярмарку по продаже старинных и современных журналов мод, костюмов крестьян, дворян, бояр, обуви, блюд славянской, татарской кухни, представление меню славянина, рецептов старинных блюд;
- познакомить детей с новым разделом “Картинная галерея” — словесный портрет человека;
- обсудить текст древней летописи и перевести его;
- обсуждение проблемы: “Зависит ли труд от природного окружения?”.
- Развивающие:
- развивать историческое мышление, понимание динамики изменчивости социального события, явления, факта,
- развиваь речь детей;
- учить детей находить наиболее существенные доказательства своей гипотезы.
- Воспитетельные:
- воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир;
- укреплять социализацию ребенка;
- воспитывать принятие гуманистических норм существования ;
- формировать чувство патриотизма, эстетические чувства.
Оборудование:
- альбомы,
- журналы мод, созданные руками детей по теме “Как одевались наши предки”,
- блюда славянской кухни,
- хлебные злаки.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока
— Урок на стыке двух времен года — зима-весна. И
по темам мы тоже на стыке двух больших тем:
закончили тему “Каким был человек в разные
исторические эпохи” и начнем новый большой
раздел “Как трудились люди в разные
исторические эпохи”.
Сегодня на уроке мы выполним небольшой тест по
изученной теме, ярмарка журналов мод, старинных
блюд славянской и татарской кухни, старинных
вещей. Нас ожидает знакомство с новым разделом,
поговорим что такое “земледелие”.
2. Повторение изученного, обобщение знаний по изученной теме
2.1. Тест (стр. 232, методичка).
1. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры: 1, 2, 3, 4).
Московская Русь
Древняя Русь
Советская Россия
Россия
(3, 1, 2, 4)
2. Отметь правильные ответы:
Древней Русью правил великий князь.
Древней Русью правил царь.
(1)
3. На государственном флаге России три полосы:
белая, красная, зеленая
белая, голубая, красная
(2)
Проверка теста.
2.2. Обобщение знаний
а) “Ярмарка” журналов мод, костюмов, обуви. Рассказы детей. Выставка экспонатов, книг, вещей.
б) Русская трапеза.
— Чем питались крестьяне?
- окрошка (холодные овощные супы);
- драчена;
- ботвинья;
- тюря;
- омлет;
- пельмени;
- каша гурьевская + блины гурьевские;
- калья.
2.3. Рубрика “Картинная галерея” (стр. 116-119).
— Составьте словесный портрет героини.
Хлебосольный купеческий дом.
— Рыба, капуста, помидоры, огурцы, морковь,
картофель, чай из трав.
2.4. Во что верили славяне
— До появления христианства (Х век) — язычники
верили во многих богов.
— Что значит, объясните, были язычниками?
— О чем просили богов славяне?
— Какие самые важные боги:
- Перун-громовик — гром и молния.
- Сварог — властелин солнца и огня.
- Огонь — сын Сварога.
- Мать Сыра Земля — самое важное, почитаемое божество, любимое — женщина.
- Догода — бог тихого и приятного ветра, хорошей погоды.
- Дажбог — бог солнца, сын Сварога.
- Доля и Недоля — небесные пряхи, пряли нити жизни человека. Доля — золотыми — счастливые дни. Недоля — кривыми — недобрые дни.
2.5. Принятие христианства на Руси
— Когда пришло христианство на Русь? (Х век)
— Как отразилось введение новой веры на всей
жизни русского государства? (Пришла
грамотность, возникла азбука, появилась
письменность, строительство: храмы, монастыри,
церкви.)
— Чему учила новая вера, Иисус Христос? Какими
надо быть? (Честными, справедливыми, добрыми,
любить другого человека, как самого себя.)
3. Изучение новой темы
3.1. Работа с учебником (стр. 123).
3.2. Как возникло земледелие (стр. 124).
3.2.1. Перевод текста летописи. Рубрика “Выскажи предположение”.
“Место это прекрасное, и весьма подходящее для земледелия. Можно пасти скот, разводить пчел, заниматься огородничеством (овощей родится много), а также охотиться на дикого зверя, рыбачить и собирать дары леса”.
3.2.2. Обсуждение проблемы: “Зависит ли труд от природного окружения?” (доказательства).
3.2.3.
— Какие растения называют хлебными злаками? (Пшеница,
рожь, овес, ячмень.)
— Объясни как образовалось слово "земледелие".
(Сложение двух основ с соединительной гласной е.)
3.2.4. Работа по схеме (стр. 124).
3.2.5. Хлеб — великое чудо земли.
— Бережное отношение к хлебу.
— Грех бросать хлеб.
— В сыром виде питались зернами.
— На свадьбах обсыпали зернами молодых.
Пословицы:
- Хлеб — всей жизни голова.
- Хлеб — батюшка, а водица — матушка.
4. Итог урока.
4.1. Благодарность за урок детям
— Понравился урок?
— Что узнали нового?
4.2. Итог урока в виде игры
- Холодный овощной суп на квасе. (Окрошка)
- Самое важное, почитаемое божество у язычников в виде женщины. (Мать Сыра Земля)
- В каком веке приняли христианство? (Х век)
5. Домашнее задание
5.1. Начните изготовление книжки-самоделки о хлебе (10-12 дней);
5.2. Стр. 124-126, читать, пересказ.
6. Выставление отметок