Урок обобщения в 3-м классе по теме: "Как трудились люди в разные исторические эпохи. Что такое земледелие" (по программе "Начальная школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    • обобщить знания по изученному разделу: “Каким был человек в разные исторический эпохи”;
    • проверить знания (в виде теста): историческая последовательность названий нашего государства, правители Древней Руси, знания государственной символики России;
    • провести ярмарку по продаже старинных и современных журналов мод, костюмов крестьян, дворян, бояр, обуви, блюд славянской, татарской кухни, представление меню славянина, рецептов старинных блюд;
    • познакомить детей с новым разделом “Картинная галерея” — словесный портрет человека;
    • обсудить текст древней летописи и перевести его;
    • обсуждение проблемы: “Зависит ли труд от природного окружения?”.
  • Развивающие:
    • развивать историческое мышление, понимание динамики изменчивости социального события, явления, факта,
    • развиваь речь детей;
    • учить детей находить наиболее существенные доказательства своей гипотезы.
  • Воспитетельные:
    • воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир;
    • укреплять социализацию ребенка;
    • воспитывать принятие гуманистических норм существования ;
    • формировать чувство патриотизма, эстетические чувства.

Оборудование:

  • альбомы,
  • журналы мод, созданные руками детей по теме “Как одевались наши предки”,
  • блюда славянской кухни,
  • хлебные злаки.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока

— Урок на стыке двух времен года — зима-весна. И по темам мы тоже на стыке двух больших тем: закончили тему “Каким был человек в разные исторические эпохи” и начнем новый большой раздел “Как трудились люди в разные исторические эпохи”.
Сегодня на уроке мы выполним небольшой тест по изученной теме, ярмарка журналов мод, старинных блюд славянской и татарской кухни, старинных вещей. Нас ожидает знакомство с новым разделом, поговорим что такое “земледелие”.

2. Повторение изученного, обобщение знаний по изученной теме

2.1. Тест (стр. 232, методичка).

1. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры: 1, 2, 3, 4).

Московская Русь
Древняя Русь
Советская Россия
Россия

(3, 1, 2, 4)

2. Отметь правильные ответы:

Древней Русью правил великий князь.
Древней Русью правил царь.

(1)

3. На государственном флаге России три полосы:

белая, красная, зеленая
белая, голубая, красная

(2)

Проверка теста.

2.2. Обобщение знаний

а) “Ярмарка” журналов мод, костюмов, обуви. Рассказы детей. Выставка экспонатов, книг, вещей.

б) Русская трапеза.

— Чем питались крестьяне?

  • окрошка (холодные овощные супы);
  • драчена;
  • ботвинья;
  • тюря;
  • омлет;
  • пельмени;
  • каша гурьевская + блины гурьевские;
  • калья.

2.3. Рубрика “Картинная галерея” (стр. 116-119).

— Составьте словесный портрет героини.
Хлебосольный купеческий дом.
— Рыба, капуста, помидоры, огурцы, морковь, картофель, чай из трав.

2.4. Во что верили славяне

— До появления христианства (Х век) — язычники верили во многих богов.
— Что значит, объясните, были язычниками?
— О чем просили богов славяне?
— Какие самые важные боги:

  • Перун-громовик — гром и молния.
  • Сварог — властелин солнца и огня.
  • Огонь — сын Сварога.
  • Мать Сыра Земля — самое важное, почитаемое божество, любимое — женщина.
  • Догода — бог тихого и приятного ветра, хорошей погоды.
  • Дажбог — бог солнца, сын Сварога.
  • Доля и Недоля — небесные пряхи, пряли нити жизни человека. Доля — золотыми — счастливые дни. Недоля — кривыми — недобрые дни.

2.5. Принятие христианства на Руси

— Когда пришло христианство на Русь? (Х век)
— Как отразилось введение новой веры на всей жизни русского государства? (Пришла грамотность, возникла азбука, появилась письменность, строительство: храмы, монастыри, церкви.)
— Чему учила новая вера, Иисус Христос? Какими надо быть? (Честными, справедливыми, добрыми, любить другого человека, как самого себя.)

3. Изучение новой темы

3.1. Работа с учебником (стр. 123).

3.2. Как возникло земледелие (стр. 124).

3.2.1. Перевод текста летописи. Рубрика “Выскажи предположение”.

“Место это прекрасное, и весьма подходящее для земледелия. Можно пасти скот, разводить пчел, заниматься огородничеством (овощей родится много), а также охотиться на дикого зверя, рыбачить и собирать дары леса”.

3.2.2. Обсуждение проблемы: “Зависит ли труд от природного окружения?” (доказательства).

3.2.3.

— Какие растения называют хлебными злаками? (Пшеница, рожь, овес, ячмень.)
— Объясни как образовалось слово "земледелие". (Сложение двух основ с соединительной гласной е.)

3.2.4. Работа по схеме (стр. 124).

3.2.5. Хлеб — великое чудо земли.

— Бережное отношение к хлебу.
— Грех бросать хлеб.
— В сыром виде питались зернами.
— На свадьбах обсыпали зернами молодых.

Пословицы:

  • Хлеб — всей жизни голова.
  • Хлеб — батюшка, а водица — матушка.

4. Итог урока.

4.1. Благодарность за урок детям

— Понравился урок?
— Что узнали нового?

4.2. Итог урока в виде игры

  • Холодный овощной суп на квасе. (Окрошка)
  • Самое важное, почитаемое божество у язычников   в виде женщины. (Мать Сыра Земля)
  • В каком веке приняли христианство? (Х век)

5. Домашнее задание

5.1. Начните изготовление книжки-самоделки о хлебе (10-12 дней);

5.2. Стр. 124-126, читать, пересказ.

6. Выставление отметок