Учебная программа электронного курса по математике: "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Разделы: Математика


Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительное затруднение.

В школьном курсе с понятием параметра (без употребления этого термина) учащиеся в сущности уже встречались в 7 классе, когда изучались линейные уравнения и при изучении квадратных уравнений в 8 классе

Рассматриваемый материал не входит в базовый материал, и не рассматриваются способы решения уравнений с параметрами, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Решение задач с параметрами вызывает у учащихся значительные затруднения. Эти задачи требуют к себе особенного подхода по сравнению с остальными заданиями. Они представляют собой определенную сложность в техническом и логическом плане. Решение уравнений и неравенств с параметрами можно считать деятельностью, близкой по своему характеру к исследовательской. Это обусловлено тем, что выбор метода решения, процесс решения, запись ответа предполагают определенный уровень сформированности умений наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать и проверять гипотезу, обобщать полученные результаты. При решении их используются не только типовые алгоритмы решения, но и нестандартные методы, упрощающие решение. В связи с этим на первом этапе работы по этой теме ученикам предлагаются простые по алгоритму решения задачи, с последующим усложнением задач.

 Цели и задачи

Основная цель этого курса – сформировать умения решать уравнения и неравенства с одним параметром.

Рассмотреть некоторые общие подходы при решении определенных типов уравнений и неравенств с параметрами.

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, умение анализировать.

Тематическое планирование.

№ п/п

Содержание материала

Количество часов

1

Определение уравнений с параметром первой степени. Алгоритм решения уравнения с параметром первой степени.

2

2

Квадратные уравнения с параметрами.

1

3

Решение квадратных уравнений с параметрами.

2

4

Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры.

2

5

Решение тригонометрических уравнений с параметрами а) введение дополнительных переменных б) вспомогательные преобразования в) применение классических формул.

3

6

Контрольная работа.

1

7

Определение неравенств с параметрами и решение простейших неравенств с параметром.

2

8

Решение квадратных неравенств с параметрами.

4

9

Задачи на нахождение наибольших и наименьших значений.

1

Ожидаемый результат

Главная задача, которую должны усвоить учащиеся, что уравнение с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром. Отсюда вытекает способ решения уравнения с параметром: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества, множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Этот смысл доводится до сознания учащихся путем рассмотрения конкретных примеров уравнений и неравенств с параметрами.

Литература

1. Дополнительные главы к школьному учебнику алгебра. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, М, Просвещение, 1996г.

2. 3адачи с параметрами. В. В. Лопоть, М., Аркти, 2003г.

3. Задачи с параметрами. В. В. Амелькин, В. Л. Рабцевич, Минск, Асар, 1996г.

4. О параметрах с самого начала – Репетитор. В.И.Голубев, А. М. Гольдман, Г. В. Дорофеев, №2 – 1991 г.

Приложение