Сказка как творческий элемент обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Сказка…Что ассоциируется с этим словом? В первую очередь – мир детства, мир яркий, радостный, полный открытий и надежд. А еще сказка – литературное произведение, закладывающее основы системы культурных ценностей в душе ребенка. Она учит читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сострадать и помогать слабому, верить в справедливость, ждать счастливого завершения испытаний.

Вероятно поэтому 3-е издание учебного курса “Английский язык” для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий И.Н.Верещагиной, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкиной[1,2], особенно книга для чтения, наполнено сказками, сказочными историями и рассказами. Дети с удовольствием читали чудесно оформленную книгу, но обрадовались еще больше, увидев после рассказа “The Little Kitten”[3] задание: “Think of your own tale if you can. (Если сможешь, придумай свою сказку.) И они смогли.

Сначала мы вспомнили Г.Х.Андерсена и поняли, что сказочные герои “живут” вокруг нас. Мы выбрали стул. В качестве отправной точки детям была предложена фраза “Once there lived…” с последующим переходом на грамматическое время The Present Simple. Дальше каждый “автор” предложил всего по одному предложению. В результате, озаренная светом распахнутых от удивления (как же, оказывается, захватывающе интересно и достаточно просто творить всем вместе!) детских глазах родилась незамысловатая, но совершенно новая, незнакомая никому сказка. А дети? Они почувствовали себя настоящими волшебниками – они создали целый мир, мир стула!

Аналогичное, но уже личное задание дети получили на дом. К началу следующего урока на учительском столе лежала стопка тетрадей с детскими произведениями. Они были разные: самостоятельные работы, упрощенные переделки знаменитых шедевров, традиционные рассказы о домашних животных и даже незавершенный набор предложений. Конечно, можно объяснить это явление отсутствием поддержки одноклассников, помощи учителя и, как следствие, изменившимся душевным настроем. Зато многие дети воспользовались умением пользоваться словарем, слегка расширив свой словарный запас. При этом все авторы получили положительные отметки (иногда поощрительные), а лучшие - по две отметки “отлично”. Два произведения хотелось бы показать и Вам. Enjoy yourself.

The Clock and the Flower

Once there lived a little Clock. It is very kind. The Clock has got a friend. It is a Flower. One day the Flower is ill.

The Flower says: ’There is no water in the pot where I live.’

The Clock begins to ring.

A pupil comes into the room. He sees that the Flower is ill. He pours water into the pot.

The clock stops to ring. The next day the flower is fine again. The friends are happy.

Варламов Дима, 4 “Б” класс

The Elephant Child and the Boy

Once there lived a little Elephant. He likes to jump, to swim and walk with friends. He has beautiful eyes, a thin long nose and beautiful big ears.

One lovely day when the sun is bright the Elephant walks. Suddenly he falls on the ground. He is hot in the sun.

A boy goes home from school. He sees the Elephant and comes to him. The Boy blows to the Elephant. The Little Elephant opens his eyes and says to the boy: ‘Thank you.’

The Little Elephant is fine and the Boy is happy. Now they are friends.

Черников Вася, 4 “Б” класс

В следующей четверти в учебном курсе New Headway the New edition Intermediate, изучив прекрасно разработанный урок “Telling Tales”[4], писали сказки 9-ые классы. Однако задание сформулировано несколько иначе, чем в Российском издании: “Write a folk tale or fairy story you know.” Требования в отношении личного творчества понизились, и дети незамедлительно этим воспользовались. Сразу же исчезло многообразие сюжетных линий: девочки, в основном, переделывали широко известные сказки о любви, более рациональные мальчики - короткие сказки из детских сборников. Вероятно, сужению интересов в немалой степени способствовали проблемы переходного возраста учеников, вырастающих уже из Детства и начинающих стесняться проявления искренних чувств и заботы в коллективе. И все же одну из них, прочитанную накануне Рождества, предлагаю вашему вниманию.

Dwarfs

Once upon a time there lived dwarfs in a magic forest. The dwarfs were very clever, hardworking and very kind. Christmas was coming and Father Christmas asked them to help him make different presents for little boys and girls. The dwarfs didn’t have much time but they managed to fulfill the task: they constructed a lot of toy-cars, made a plenty of funny dolls, baked tasty biscuits and sweets.

Suddenly something went wrong. One night a wicked witch, who lived in the mountains not far from the forest, came into the dwarfs’ house and stole everything while the dwarfs were sleeping. She did it because she was lonely and unhappy, nobody loved her. So she wanted to get Christmas presents.

Fortunately, one old Owl, who didn’t sleep that night, saw the witch and told the dwarfs everything. They called all their friends and went to save the presents. When they came, at first the witch didn’t want to give anything back, but later she understood that she was wrong. She told the guests a sad story of her life. Everyone felt sorry for her and invited her to live with them.

As a result everybody was happy: the witch had friends and the children had presents.

Никитин Семен, 9 “А” класс

Кажется, незатейлива эта история, но многое объяснила она в неровном поведении умного, достаточно уверенного в себе с виду подростка. Психологи утверждают: “Проблема сформулированная уже наполовину решена”. Похоже, в процессе написания Dwarfs ребенок о многом уже подумал.

Значит, мы будем продолжать писать сказки, истории, стихи, чтобы научиться выражать себя в них; научиться справляться с трудностями, не делая из них проблем; научиться самим и помочь другим жить радостно и счастливо, создавая свои собственные чудесные миры.

Список использованной литературы

  1. Английский язык. Учебник для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. 2-й год обучения, 3-е изд., Ч.1, И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина, М., “Просвещение”
  2. Английский язык. Учебник для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. 2-й год обучения, 3-е изд., Ч.2, И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина, М., “Просвещение”
  3. Английский язык. Книга для чтения к учебнику для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. 2-й год обучения, 4-е изд., И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, М., “Просвещение”
  4. New Headway the New edition, Intermediate, Student’s Book, Liz and John Soars, Oxford University Press.