Урок риторики во 2-м классе по теме: "Учимся слышать. Услышали. Прослушали" (по программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


X

Цели:

  • показать уч-ся, как важно научится внимательно слушать, в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением не слушать собеседника;
  • работать над развитием речи, обогащать словарный запас уч-ся;
  • знакомить с речевым этикетом и умением применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;
  • воспитывать любовь к живописи, музыке, чтению;
  • учить умению вести “разговор с автором.

Оборудование:

  • рисунок “Храм риторики”,
  • мальчик “Риторик”,
  • музыка П.И. Чайковского,
  • репродукция картины Грабаря “Зимний пейзаж”,
  • высказывание великих ораторов.

Ход занятий

1. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сейчас мы с вами побываем в храме риторики, где нас ждет богиня красноречия Пейто. А пока мы будем подниматься по лестнице в храм, проведем гимнастику для языка:

  1. Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а).
  2. Как блеет баран? (Бе-е).
  3. Как дрожат от холода? (В-в-в).
  4. Как гогочет гусь? (Га-га-га).
  5. Как тикают часы? (Тик-так-3 раза).

2. Чистоговорка.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро- ро- ро- у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

- Приятно общаться с веселым человеком, не правда ли? Улыбнитесь нам с Риториком. Молодцы!

Повторение.

1) – Ребята, а если богиня Пейто спросит, зачем нам нужна риторика, почему мы ее изучаем, что вы ей ответите?

Дети: – Для развития человеческого дара слов, средств общения, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

2) – Посмотрите, богиня Пейто нас услышала и приглашает войти в храм.

Открывается створка доски и дети, читают тему занятия: “Учимся слушать. Прослушали”.

- Дети, что мы должны сделать, чтобы нас приятно было слушать?

Дети: Надо говорить четко, ясно, понятно, громко. Упражняться надо, произносить скороговорки..

- Правильно! Давайте познакомимся со скороговоркой:

Течет речка, печет печка.

Сколько ножек
У двух сороконожек.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Работа над скороговорками.

- Произнесите по слогам, затем медленно проговорите, затем быстро, еще быстрее.

4) – И тогда ваши слова будут понятны для всех. Слово может многое значить в жизни. Давайте вспомним стихотворение о словах Якова Козловского, прочитайте хором:

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

- Спасибо, ребята! Я думаю, люди при разговоре хорошо будут понимать вас.

5) – А теперь подумайте и скажите, в чем разница в значениях глаголов “слышать” и “слушать”.

Дети: “слышать” – воспринимать на слух, обладать слухом, различать речь. “Слушать” – значит прислушиваться, вслушиваться, понимать обращенную к нам речь.

Учитель: Я очень рада, что вы правильно, понимаете значение глаголов, “слышать и слушать”.

А теперь богиня Пейто приглашает в зал высказываний великих ораторов. (Открывается 2 створка доски).

“Если не умеешь говорить, научись слушать”.

(Римский драматург Помпоний).

“Искусство слушать, почти равносильно искусству говорить”.

(Французский поэт, критик Н. Буало).

- Ребята, а что, значит быть внимательным слушателем?

Уч-ся: важен взгляд, мимика, жесты, поза, словесные сигналы, понимание…

- Риторик хочет вас проверить – понимаете ли вы, как важно внимательно слушать.

Вот его задания:

а). Как вы понимаете смысл поговорки “Слышал краем уха”?

Уч-ся: Так говорят о человеке, который случайно услышал кем-то сказанную реплику, но до конца ее не осмыслил;

Физминутка “Привет сосед”.

Поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова:

Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

б). Задания учебника: на рисунке малыш пробует зажечь спички – он прослушал предупреждение мамы и пожарного на телеэкране и т.д.

Вывод: Неумение внимательно слушать может привести к самым разным нежелательным неприятным результатам;

Например: прослушал как нужно решать задачу – не решил ее, не прочитал задание к упражнению- не выполнил правильно, прослушал как нужно выполнять домашнюю работу по чтению- не справился с заданием.

Прослушал прогноз погоды, обещавший дождик, – промок под дождем.

Учитель: Ребята, но ведь бывает, когда невнимательное слушание может быть и намеренным, специальным.

Прочитайте смешной разговор из сказки “Кашица из топора”.

Пришел солдат с похода на квартиру и говорит хозяйке:

- Здравствуй, божья старушка!  Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

- Вот там на гвоздике повесь!

- Али ты совсем глуха, что не чуешь?

- Где хошь, там и заночуешь!

Как вы думаете, действительно ли старуха плохо слушала (прослушала), что говорил солдат, или дело совсем в другом?

Уч-ся: Старуха из сказки “Каша из топора” не слушала и не понимала солдата, потому что была жадной, скупой, не хотела накормить солдата.

Уч-ль: Обычно о человеке, который намеренно делает вид, что ничего не слышит, отзываются иронически; “На одно ухо оглох, а вторым ничего не слышит”.

Раздается стук в дверь.

- Да, войдите.

Входят два клоуна, встречаются и разыгрывают клоунаду А. Барто “А, здравствуйте”.

- Ребята, удачная это клоунада? Почему нам смешно? Клоуны действительно не понимают друг друга или только делают вид, что не понимают?

(Рассуждения детей).

Вывод: Оказывается, можно делать вид, что ты слушаешь невнимательно, с определенной целью, чтобы рассмешить собеседника, слушателей, зрителя.

7).- Общение не всегда предполагает явного собеседника. Когда это происходит, ребята?

Уч-ся: – При чтении книги – когда мы мысленно находимся с героями, соглашаемся с ними или спорим, общаемся сами с собой, с автором произведения; при общении с животными -мы понимаем, чего хотят наши четвероногие друзья. При встрече с искусством – с картиной, скульптурой, при слушании музыки.

Уч-ль: – Давайте подумаем, что мы “читаем”, когда перед нами картина И. Грабаря “Зимний пейзаж”.

Уч-ся: – Художник хотел нам сказать и показать, как красива зимняя природа, каким красивым бывает снег, показал красоту русской березки.

Уч-ль: – Что мы слышим, когда звучит музыка?

- Мы учились слушать, что композитор нам хотел сказать.

Вот произведение П. Чайковского “Времена года”.

Уч-ль: – Мы говорим сегодня о том, как важно быть внимательным, услышать другого человека и помочь ему, понять его, ответить ему. Но недостаточно хотеть быть внимательным, надо еще и уметь быть внимательным.

Давайте поиграем. Я предлагаю вам загадку, но не просто отгадать ее, а запомнить и перечислить все признаки, которые описывают предмет. (Комар).

Дополнительно.

- Я прочитаю “Скрюченную песенку” (в пер. К. Чуковского), а вы запомните , какие скрюченные герои живут в ней и сколько их. Запоминайте только людей и животных.

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

Итог занятия.

Уч-ль: – Чем мы сегодня занимались?

- Мы еще раз убедились, как важно внимательно слушать собеседника.

- Повторили, зачем нужна риторика.

- Узнали в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением не слушать собеседника.

- Учились следовать за мыслями великих людей.

- Учились “вести разговор” с композитором, художником , с поэтом.

Спасибо вам, ребята, за приятное общение, за интересный урок. Занятие окончено. Я вами очень довольна.