Цели:
- показать уч-ся, как важно научится внимательно слушать, в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением не слушать собеседника;
- работать над развитием речи, обогащать словарный запас уч-ся;
- знакомить с речевым этикетом и умением применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;
- воспитывать любовь к живописи, музыке, чтению;
- учить умению вести “разговор с автором.
Оборудование:
- рисунок “Храм риторики”,
- мальчик “Риторик”,
- музыка П.И. Чайковского,
- репродукция картины Грабаря “Зимний пейзаж”,
- высказывание великих ораторов.
Ход занятий
1. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сейчас мы с вами побываем в храме риторики, где нас ждет богиня красноречия Пейто. А пока мы будем подниматься по лестнице в храм, проведем гимнастику для языка:
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а).
- Как блеет баран? (Бе-е).
- Как дрожат от холода? (В-в-в).
- Как гогочет гусь? (Га-га-га).
- Как тикают часы? (Тик-так-3 раза).
2. Чистоговорка.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
Ро- ро- ро- у нас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
- Приятно общаться с веселым человеком, не правда ли? Улыбнитесь нам с Риториком. Молодцы!
Повторение.
1) – Ребята, а если богиня Пейто спросит, зачем нам нужна риторика, почему мы ее изучаем, что вы ей ответите?
Дети: – Для развития человеческого дара слов, средств общения, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
2) – Посмотрите, богиня Пейто нас услышала и приглашает войти в храм.
Открывается створка доски и дети, читают тему занятия: “Учимся слушать. Прослушали”.
- Дети, что мы должны сделать, чтобы нас приятно было слушать?
Дети: Надо говорить четко, ясно, понятно, громко. Упражняться надо, произносить скороговорки..
- Правильно! Давайте познакомимся со скороговоркой:
Течет речка, печет печка.
Сколько ножек
У двух сороконожек.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Работа над скороговорками.
- Произнесите по слогам, затем медленно проговорите, затем быстро, еще быстрее.
4) – И тогда ваши слова будут понятны для всех. Слово может многое значить в жизни. Давайте вспомним стихотворение о словах Якова Козловского, прочитайте хором:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Спасибо, ребята! Я думаю, люди при разговоре хорошо будут понимать вас.
5) – А теперь подумайте и скажите, в чем разница в значениях глаголов “слышать” и “слушать”.
Дети: “слышать” – воспринимать на слух, обладать слухом, различать речь. “Слушать” – значит прислушиваться, вслушиваться, понимать обращенную к нам речь.
Учитель: Я очень рада, что вы правильно, понимаете значение глаголов, “слышать и слушать”.
А теперь богиня Пейто приглашает в зал высказываний великих ораторов. (Открывается 2 створка доски).
“Если не умеешь говорить, научись слушать”.
(Римский драматург Помпоний).
“Искусство слушать, почти равносильно искусству говорить”.
(Французский поэт, критик Н. Буало).
- Ребята, а что, значит быть внимательным слушателем?
Уч-ся: важен взгляд, мимика, жесты, поза, словесные сигналы, понимание…
- Риторик хочет вас проверить – понимаете ли вы, как важно внимательно слушать.
Вот его задания:
а). Как вы понимаете смысл поговорки “Слышал краем уха”?
Уч-ся: Так говорят о человеке, который случайно услышал кем-то сказанную реплику, но до конца ее не осмыслил;
Физминутка “Привет сосед”.
Поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова:
Привет, сосед!
Улыбнись в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
б). Задания учебника: на рисунке малыш пробует зажечь спички – он прослушал предупреждение мамы и пожарного на телеэкране и т.д.
Вывод: Неумение внимательно слушать может привести к самым разным нежелательным неприятным результатам;
Например: прослушал как нужно решать задачу – не решил ее, не прочитал задание к упражнению- не выполнил правильно, прослушал как нужно выполнять домашнюю работу по чтению- не справился с заданием.
Прослушал прогноз погоды, обещавший дождик, – промок под дождем.
Учитель: Ребята, но ведь бывает, когда невнимательное слушание может быть и намеренным, специальным.
Прочитайте смешной разговор из сказки “Кашица из топора”.
Пришел солдат с похода на квартиру и говорит хозяйке:
- Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
- Вот там на гвоздике повесь!
- Али ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
Как вы думаете, действительно ли старуха плохо слушала (прослушала), что говорил солдат, или дело совсем в другом?
Уч-ся: Старуха из сказки “Каша из топора” не слушала и не понимала солдата, потому что была жадной, скупой, не хотела накормить солдата.
Уч-ль: Обычно о человеке, который намеренно делает вид, что ничего не слышит, отзываются иронически; “На одно ухо оглох, а вторым ничего не слышит”.
Раздается стук в дверь.
- Да, войдите.
Входят два клоуна, встречаются и разыгрывают клоунаду А. Барто “А, здравствуйте”.
- Ребята, удачная это клоунада? Почему нам смешно? Клоуны действительно не понимают друг друга или только делают вид, что не понимают?
(Рассуждения детей).
Вывод: Оказывается, можно делать вид, что ты слушаешь невнимательно, с определенной целью, чтобы рассмешить собеседника, слушателей, зрителя.
7).- Общение не всегда предполагает явного собеседника. Когда это происходит, ребята?
Уч-ся: – При чтении книги – когда мы мысленно находимся с героями, соглашаемся с ними или спорим, общаемся сами с собой, с автором произведения; при общении с животными -мы понимаем, чего хотят наши четвероногие друзья. При встрече с искусством – с картиной, скульптурой, при слушании музыки.
Уч-ль: – Давайте подумаем, что мы “читаем”, когда перед нами картина И. Грабаря “Зимний пейзаж”.
Уч-ся: – Художник хотел нам сказать и показать, как красива зимняя природа, каким красивым бывает снег, показал красоту русской березки.
Уч-ль: – Что мы слышим, когда звучит музыка?
- Мы учились слушать, что композитор нам хотел сказать.
Вот произведение П. Чайковского “Времена года”.
Уч-ль: – Мы говорим сегодня о том, как важно быть внимательным, услышать другого человека и помочь ему, понять его, ответить ему. Но недостаточно хотеть быть внимательным, надо еще и уметь быть внимательным.
Давайте поиграем. Я предлагаю вам загадку, но не просто отгадать ее, а запомнить и перечислить все признаки, которые описывают предмет. (Комар).
Дополнительно.
- Я прочитаю “Скрюченную песенку” (в пер. К. Чуковского), а вы запомните , какие скрюченные герои живут в ней и сколько их. Запоминайте только людей и животных.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
Итог занятия.
Уч-ль: – Чем мы сегодня занимались?
- Мы еще раз убедились, как важно внимательно слушать собеседника.
- Повторили, зачем нужна риторика.
- Узнали в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением не слушать собеседника.
- Учились следовать за мыслями великих людей.
- Учились “вести разговор” с композитором, художником , с поэтом.
Спасибо вам, ребята, за приятное общение, за интересный урок. Занятие окончено. Я вами очень довольна.