Овладение технологией моделирования урока — основа достижения качества образования

Разделы: Иностранные языки


Информационные технологии буквально ворвались в школу, но стали ли они реальными помощниками учителя? Наша школа – сад маленькая: педагогический коллектив всего 32 человека, на 4 души приходится 1 компьютер в компьютерном классе. Передовики в освоении техники – директор и заместители. Они и стали инициаторами программы, которую условно назвали “УчиКом” (Учитель и компьютер). В основе программы принцип самообразования и взаимообучения. Ведь освоить пользовательский курс работы на ПК – дело, в общем-то, не хитрое, было бы желание да доступ к технике.

Цель, к которой мы устремились – сделать компьютер помощником в работе над документацией, изготовлением методических пособий и реализации образовательных программ. Условия реализации целей простые: заместитель директора по методической работе создала условия для обучения педагогов на базе школы, бесплатно, в удобное время, в необходимом объеме.

Проект создал условия для активного профессионального роста. Учителя, активно подключившиеся к программе, уже не мыслят свою работу “по старинке”, во всей полноте убедились как здорово, что “не надо ждать, не надо звать, а можно взять и необходимое создать”! Я активный участник проекта: календарно-тематические планы, наглядные пособия, упражнения, тесты выполнены на компьютере. Свои выступления и доклады я сопровождаю мультимедийными сообщениями. В методической базе имеются компьютерные обучающие программы, которые я применяю в зависимости от уровня знания учащихся. Следует обратить внимание на тот факт, что использование компьютерных технологий не сводится к одной только работе учащихся на компьютере на протяжении всего урока, что является губительным для здоровья детей.

Цель: рациональное использование компьютерных технологий как средства повышения мотивации к обучению иностранного языка и интенсификации процесса обучения.

Характерной особенностью коллектива “Балкыш” является сотрудничество, сотворчество. Профессор В. И. Андреев в своей книге “Конкурентология” отмечает, что современный учитель должен быть эрудитом в своей области, а так же обладать такими качествами личности, которые сделают его конкурентоспособным, и, следовательно, затребованным в современном обществе. Одно из таких качеств – умение сотворчества. Хотелось бы обратить внимание на корпоративный фактор - как средство коллективного мышления. Я тесно работаю с учителем музыки, подбираю репертуар согласно темам уроков. У учителя ИЗО, я переняла опыт технологии организации конструирования и рисования, интегрирую изобразительную деятельность с изучением английского языка. Учитель физкультуры познакомил меня со здоровье развивающими технологиями. Начинаю работу в сентябре с ознакомления результатов скрининг-обследования, с беседы с классными руководителями и с консультации с медсестрой о состоянии здоровья учащихся. Это помогает определить “зоны тревог” и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных.

С особой тщательностью готовлю кабинет к началу занятий: хорошая освещенность, чистота, оптимальный тепловой режим, разноуровневые парты и, соответственно, карты рассаживания для каждой подгруппы, “конторки”, “тропинки здоровья”, офтальмотренажёры, принадлежности для массажа.

Очень много подвижных детей и с нарушениями осанки, поэтому важно, чтобы учащиеся имели возможность сменить обстановку в течение учебного дня. Что можно сделать в рамках уроков английского языка? Использую возможности школы. Во-первых, в кабинете есть конторки для обучения стоя (метод динамических поз В.Ф.Базарного), и ребята охотно по очереди работают за ними. Активно использую игровую зону, занимаясь либо стоя в кругу, либо сидя на ковре. Иногда мы устраиваем “беспарточные” уроки. В тёплое время года нередко занимаемся на веранде, на улице. Уроки-экскурсии, в зависимости от темы урока, в школьный музей, на кухню, в методический кабинет, в библиотеку, на территорию, в изостудию школы удовлетворяют не только познавательные, но и двигательные потребности ребят.

В течение занятия для снятия статического напряжения непременно провожу физкультминутки и динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Стараюсь, чтобы они были органично вплетены в канву урока. Чем младше ученики, тем больше подобных пауз и, разумеется, на английском языке.

Простейшие упражнения для глаз также было нетрудно перевести на английский язык. Включаю их в физкультминутку на уроке, т.к. они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Использую также динамический офтальмотренаж по методу В.Ф.Базарного. (см. Приложение 1)

Иногда бывает необходимо помочь детям преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность или даже “разбудить” их в начале учебного дня. Эффективно помогает в этом массаж биологически активных точек. При массаже активизируется кровообращение, что предотвращает застой крови не только в руках или ногах, но и во всем теле, так как точки конечностей непосредственно связаны с мозгом. Приёмов много:

  • это и прохождение “тропинки здоровья” (“Health path”), созданной заботливыми руками родителей;
  • массаж кистей рук с помощью карандашей (“Pencil massage”) или Су джок шариков
  • массаж верхней части спины при помощи пустых флакончиков от шариковых дезодорантов (“Roll drawing”);
  • упражнение “Hot ears” (“Горячие ушки”), другими словами, массаж ушных раковин,
  • а также массаж известных всем биологических точек лица и головы (“Face training”).

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается укреплением лишь соматического здоровья школьников. Важна также охрана психического здоровья детей. Создание благоприятного психологического климата, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных уровней, индивидуального темпа работы – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и веры в собственные возможности.

Далеко не всем учащимся легко удаётся овладеть иностранным языком, поэтому провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, испытывающий трудности ученик, чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия учащихся.

Не забываю и о том, что снятие напряжения – это и смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия в работе, планирую 5-8 смен видов деятельности, отрабатывая грамматические структуры, закрепляя лексику английского языка.

На своих уроках я применяю и другие технологии, виды работ, способствующие сбережению психического и физического здоровья учащихся:

  • музыкальное оформление, работа над песенным или поэтическим материалом,
  • ролевая игра, приёмы драматизации,
  • использование аудио- и видеоматериалов,
  • творческие задания,
  • соревнование
  • уроки с применением компьютерных технологий,
  • интегрированные уроки (английский язык – математика, природоведение, ОБЖ, экология, история, география).

В условиях современного общества, где возросла потребность в изучении иностранных языков на ранних ступенях обучения, вопрос оптимального моделирования урока стоит очень остро. В силу физиологических и психологических особенностей данного возраста детей, занятия коренным образом отличаются от структуры уроков средней школы.

Когда я начала работать с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой мало изученности этой темы в научных кругах. Организовать познавательную учебную деятельность детей данного возраста очень трудно, если не владеть определенной технологией. Как удержать внимание детей? Как обеспечить максимальное усвоение материала, ведь потенциал детей данного возраста очень велик при правильной организации процесса обучения? При составлении структуры урока-занятия возникает ряд проблем: здоровье развивающий фактор и ограниченное время работоспособности ребенка, отсутствие навыка работы в коллективе и навыка слушать с одной стороны и требования к качеству образования с другой стороны. В данном случае следует учитывать факторы повышения эффективности занятия. В основном при обучении иностранному языку учитель опирается на устную и письменную речь, где в процессе усвоения учебного материала участвуют слуховой, зрительный анализаторы. Я же свои занятия строю таким образом, чтобы задействовать как можно больше анализаторов: осязательных, вкусовых, обонятельных, а также эмоциональные переживания детей. Тем самым я решаю проблему реализации двух факторов: взаимодействие интенсивного обучения и обеспечения физического и психологического состояния детей. Для этого я разработала модули – блоки занятия, которые, существуя автономно, могут комбинироваться друг с другом в зависимости от типа занятия, его целей и места в общей системе уроков. Я разработала и использую при моделировании урока следующие модули: музыкальный модуль, конструирование, речевой, игровой, изобразительный, динамический, начертательный, здоровьеразвивающий, познавательный, тренировочный модули, рефлексивный, драматизация, интеграция, экскурсии, интерактивный.

Данные модули переплетаются друг с другом, формируя целостную картину занятия. Выбор того или иного модуля зависит от типа занятия, возраста детей, их психологических особенностей, дня недели и от времени проведения занятия. Так, например, я могу использовать два музыкальных модуля на вводном занятии с целью повышения мотивации к изучению языка или, если это последний урок в расписании, а так же во второй половине дня. Письменный модуль сочетается с динамическим или здоровье развивающим модулями для повышения работоспособности детей. Чем больше модулей используется на одном занятии, тем лучше динамика занятия. Они получаются эмоционально окрашенными, что способствует прочному запоминанию, и дают возможность увеличения продолжительности урока, что приводит к повышению мотивации учению и положительным результатам в обучении иностранному языку.

Мотивация – исходный момент учебного процесса.

  • При коммуникативной мотивации учащиеся сознают, что определенный языковой материал необходим для предстоящего речевого общения.
  • При познавательной мотивации проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке на иностранном языке.
  • При страноведческой мотивации происходит формирование отношения учащегося к стране изучаемого языка, к её языковым и культурным традициям.
  • При эстетической мотивации учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении английского языка.

Игра как “особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил” позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:

  • создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
  • снятие усталости и напряженности.

Таким образом, игровая форма занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительные нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближенной к естественной. К тому же, игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и одновременно увлекает детей. В игре все равны: она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик, может стать первым в игре благодаря своей находчивости и сообразительности. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

Игра, как средство обучения, рассматривается в исследовательских работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и их проведения, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу: совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки, или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности. М.Ф. Стронин классифицирует учебные игры в соответствии с аспектами языка на подготовительные (грамматические, лексические, орфографические, фонетические, игры на усвоение правил чтения) и на творческие (аудитивные и речевые). В классификации Л.Г. Денисовой к уже вышеназванным видам учебных игр, автор добавляет ролевую игру или “игру - драматизацию”.

Я считаю, что все виды учебных игр эффективны и имеют большое значение в обучении иностранному языку младших школьников, и использую их на разных этапах усвоения языковых знаний и формирования речевых умений и навыков. Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков.

В учебных пособиях (например, И.Н. Верещагиной) существует тенденция использования учебных игр лишь на этапах тренировки и закрепления лексического материала, причем набор игр и игровых приемов довольно однообразен. В своей практике я эффективно использую учебные игры для всех этапов формирования лексических навыков, в том числе для презентации и первичной активизации иноязычной лексики. (см. Приложение 2)

В связи с тем, что в настоящее время главным социальным заказом общества является развитие ребёнка как общественно-социальной личности, я особое внимание уделяю разработке и использованию на уроках ролевых игр. Они наиболее эффективно способствуют социализации личности учащихся. В процессе ролевой игры ребята средствами английского языка постигают окружающую действительность и самих себя. Во-первых, они выступают в конкретных социальных ролях, во-вторых, им приходится вырабатывать цепочку решений, в-третьих, результатом их деятельности является нахождение правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни. Это, несомненно, помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме.

Таким образом, через ролевые социальные игры стимулируется приобретение опыта общения в роли покупателя, пациента, гостя, семьянина, хозяйки и т.д. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - связаны с другими ролями.

В течение 5-и лет я использую различные игры для обучения английскому языку, их эффективность в учебном процессе подтверждают результаты в моих классах:

  • успеваемость - 100%;
  • качество - 77-83%.

Отмечаются также личностные изменения учащихся (стали более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений и др.)

Однако не следует забывать о том, что:

  • при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия;
  • игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения английского языка.

Я считаю, что за период моей работы в “Балкыш”, добилась желаемых результатов на начальном этапе: учащиеся на мои уроки ходят с удовольствием, результаты директорских контрольных работ соответствуют текущим оценкам, речевые навыки, традиционные песни и стихи стран, изучаемого языка дети с интересом демонстрируют на тематических праздниках и утренниках, самостоятельно выпускают стенные газеты на английском языке. Сочетание разнообразных приемов учебной деятельности, постоянный поиск средств эффективности урока способствуют повышению качества образования учащихся.

Презентация