ТЕМА: “РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАССЧЕТ РАБОТЫ В ТЕРМОДИНАМИКЕ МЕТОДОМ ДИАГРАММ СОСТОЯНИЙ”.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Задачи урока.
Для ученика |
Для учителя. |
Обучающие: |
Обучающие: |
а) осмыслить понятие “работа”; б) закрепить теоретические знания о работе; в) научиться применять знания на практике для решения задач: стандартных и нестандартных. |
а) организовать процесс решения задач по расчёту работы в термодинамике методом диаграмм состояний по нарастающей сложности задач; б) активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся с помощью проблемных ситуаций, ситуаций конкуренции, ситуаций успеха. |
Развивающие: |
Развивающие: |
а) развивать умение представлять словесную информацию в графическом и алгебраическом виде. |
а) развивать умение анализировать, сравнивать; б) развивать умение обобщать и систематизировать; в) развивать умение разрешать проблемы. |
Воспитывающие |
Воспитывающие |
а) воспитывать уверенность в своих силах; б) воспитывать в себе “небоязнь” сложных задач. |
а) воспитывать умение отстаивать свою точку зрения; б) воспитывать умение слушать, спорить; б) воспитывать умение интенсивно трудиться умственно. |
Оборудование. Дидактический материал.
1. Графопроектор, слайды.
2. Раздаточный материал.
3. Задачник. Л. А. Кирик. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: “Илекса”, 2004. – 192.: ил.
Ход урока
Введение.
Сегодня второй урок по теме: “ Работа в термодинамике”. Усвоили ли Вы на первом уроке физическую сущность работы в термодинамических процессах? Решение задач сегодня это покажет. Наш урок пройдёт в форме аукциона. Аукцион (“auctio” (лат.) – продажа с публичных торгов) – способ продажи, при котором товар предварительно выставляют для осмотра. Я выставляю типы задач на аукцион, объявляю количество баллов за каждый тип. Вы предлагаете ответы, получаете за них баллы, которые будут суммироваться индивидуально у каждого из Вас. В конце урока суммированные баллы определят Ваши отметки. За урок можно получить одну и более отметок. (1 минута)
Основная часть. Аукцион задач.
1. Начнём с “аукциончика” графиков (проецирую на экран слайд с графиками через графопроектор).
(2 минуты).
Задача №1. На аукцион выставлены три очень известных графические зависимости в осях (p,V). (Рис. 1).
Какую информацию Вы можете извлечь из этих диаграмм?
Отвечайте, пожалуйста, по одному. Правильный ответ – 0,5 балла.
Рис. 1
Ответы:
1. первый процесс – изобарное расширение. 2. второй процесс – изохорное уменьшение давления. 3. третий процесс – изотермическое сжатие. 4. А1 = p (V2 –V1). |
5. А2 =0. 6. А3 = ? R T ln V2 /V1 7. А1 > 0. 8. А3 < 0. |
(Учащиеся отвечают устно с мест.)
Итоги “аукциончика”. (Объявляю баллы.)
2. От предварительного “аукциончика” простейших графиков мы продвигаемся к “аукциону простых задач”.
На аукцион выставлены на выбор задача № 5 (средний уровень) по цене 0,5 балла и задача № 1
(достаточный уровень) по цене 1 балл на стр. 39 задачника.
Решения этих задачи потребуются в дальнейшем при рассмотрении более сложных задач. Время решения 2 минуты.
Задача №2.
Вариант А на 0,5 балла.
На рисунке 2 показана изобара газа в координатах р, V. Определите работу, совершенную газом в процессе расширения.
Рис. 2
Решение.
А = p (V2 –V1).
А = 1,2 МДж.
Вариант Б на 1 балл.
Азот массой 280 г был нагрет при постоянном давлении на 100 °С. Определить работу расширения газа.
Решение.
А = p ?V; p ?V = m/µ R?T; А = m/µ R?T.
А = 8,31 кДж.
(Учащиеся выполняют задачи в тетрадях и, получив ответ, поднимают руку. Учитель подходит к ним проверяет и выставляет баллы за правильный ответ. Два ученика в это время решают задачи на обратной стороне доски. Через 2 мин открываем решения на доске, проверяем его. Ученики у доски получают баллы в случае правильного решения).
Итоги “аукциона простых задач”. (Объявляю баллы.)
3. Теперь перейдём к “аукциону задач”.
Итак, нахождение работы с помощью графика зависимости р(V). За задачу можно заработать 3 балла. Эта задача № 3 на карточке лежащей, на парте.
Задача №3. Газ расширился из состояния с объемом V1 и давлением р1 в состояние с объёмом V2 и давлением р2 в процессе, при котором его давление зависит от объёма линейно. Найти работу газа. Давление р1 меньше давления р2. . Время решения 2 мин.
Решение.
Построим график зависимости, указанной в задаче, в координатах (р, V).
Рис. 3
Работа газа численно равна площади трапеции.
А = ? (p1+ p2) (V2 – V1).
(Учащиеся выполняют задачу в тетрадях и, получив ответ, поднимают руку. Учитель подходит, проверяет и выставляет 2 балла за правильный ответ. Через фиксированное время проецируется помощь (через 1 мин) и решение задачи (через 2 мин) с помощью графопроектора. Один ученик решает задачу на пленке графопроектора, лампа которого выключены. Через 2 мин проецируется решение, ученик делает пояснение).
Итоги “аукциона задач”. (Объявляю баллы.)
4. На аукцион выставляется хорошая задача на нахождение работы с помощью диаграммы состояния в осях (р, V). Итак, “аукцион хороших задач”. Эта задача № 4 на карточке лежащей, на парте. (Приложение). Правильное решение задачи оценивается в 5 баллов. В процессе решения я буду проецировать на экран подсказки. Сделавший всю задачу до подсказки, получит за неё 4 балла, после первой подсказки – 3 балла, после второй – 2 балла, а затем открывается всё решение задачи.
(В подсказках поэтапно открываю: 1. изотерму; 2. формулу работы).
Задача № 4.
Идеальный газ переводят изотермически из состояния 1 в состояние 2 (V2< V1), затем изобарно в состояние 3, возвращают изохорно в состояние 1. Начертите данный процесс в осях (р,V). Покажите штриховкой площадь, численно равную работе за цикл. Положительную или отрицательную работу совершает газ за цикл? Поясните. Время решения 3 мин.
Решение:
Рис. 4
А = А12 + А23 + А31.
А12 < 0;
А23 > 0 Работа на участке 2 – 3 максимальна по модулю.
А31 =0.
Полная работа за цикл положительна.
(Учащиеся выполняют задачу в тетрадях и, получив ответ, поднимают руку. Учитель подходит, проверяет и выставляет 5 баллов за правильное решение. Через отведенное время проецируется решение задачи через графопроектор. Решение на слайде пишет и поясняет ученик, который сделал задачу первым).
Итоги “аукциона сложных задач”. (Объявляю баллы).
5. На аукцион выставляется сложная задача. Эта задача № 5 на карточке лежащей, на парте. (Приложение). Ее правильное решение оценивается в 5 баллов. Итак, “Аукцион сложных задач”. Время выполнения задачи 5 минут.
Задача №5. С молем идеального одноатомного газа совершен цикл, изображенный на рис. 5. Температуры газа в различных состояниях равны Т1, Т2, Т3, Т4. Найдите работу газа за цикл.
Рис. 5
Подсказка-вопрос: А что Вы предполагаете делать? (Ответ: Изобразить данный цикл в координатах (p,V).)
Вопрос: Подумайте, а стоит ли?
Решение.
Из рис. 5 видно, что на участках 1 – 2 и 3 – 4 реализуется прямая пропорциональная зависимость давления от температуры, т. е., как следует из закона Менделеева — Клапейрона, объем газа при этом не меняется, а значит, и работы газ не совершает.
Необходимо найти работу газа лишь при изобарических процессах 2 — 3 и 4 — 1.
На участке 2 — 3 совершенная работа будет равна А23 = р2 (V3 – V2).
На участке 4 — 1 совершенная работа будет равна А41 = р1 (V1 – V4).
Работа за цикл А = р2 (V3 – V2). + р1 (V1 – V4).
Уравнение Менделеева — Клапейрона записывается в виде p V=? R T.
р1 V1 = v R T1 ; р1 V4 = v R T4 ; р2 V3 = v R T3 ; р2 V2= v R T2.
Подставляя эти значения в выражение для работы, получаем окончательно:
А = v R(T1 + T3 – T2 – T4).
(Решение проецируется через графопроектор. Решение на слайде пишет и поясняет ученик, сделавший задачу первым).
Итоги “аукциона сложных задач”. (Объявляю баллы.)
6. Наконец, на аукцион выставляется самая сложная на сегодняшний урок задача.
Начинаем “Аукцион конкурсных задач”. Эта задача № 6 на карточке лежащей, на парте. (Приложение). Правильное решение задачи оценивается в 5 + 5 баллов. Время решения 7 мин.
Тем, кого не устраивает эта задача, предлагаю решить №1 (высокий уровень) стр. 40 задачника. Правильное решение – 5 баллов.
Задача № 6.
Вариант А на 5 баллов.
Один моль идеального газа совершает замкнутый процесс, состоящий из двух изохор и двух изобар (Рис. 6). Температура в точке1 равна T1, в точке 3 — T3. Определить работу, совершаемую газом за цикл, если точки 2 и 4 лежат на одной изотерме.
Рис. 6
Решение.
На участках 1 —2 и 3 —4 работа равна нулю.
Полная работа газа за цикл: А = А23 + А41.
А23 = р2 (V3 – V2). Используя уравнение Менделеева—Клапейрона, получим: р2 V3 = v R T3;
р2 V2= v R T2. Таким образом, А23 = v R T3 – v R T2.
Аналогично, А41 = v R T1 – v R T4.
Полная работа А = v R T3 – v R T2. + v R T1 – v R T4. По условию T2 = T4.
А = v R T3. + v R T1 – 2v R T2.
Выразим T2. через T1 и T3.
Процесс 1—2 — изохорический, поэтому T1 / T2 = р1 / р2 .
В изобарическом процессе 2—3 T3 / T2 = V3 / V2.
Умножив первое равенство на второе, получим:. T1 T3 / T 22 = р1 V3 / р2 V2 .
Учтем, что р1 = р4 и V3 = V4.
T1 T3 / T 22 = р4 V4 / р2 V2; но р4 V4 = р2 V2; поэтому T1 T3 / T22 = 1.
T2 = v T1 T3 .
Работа за цикл А = v R (T3. + T1 – 2 v T1 T3).
Окончательно получаем: А = v R (vT3. – v T1)?.
Вариант Б на 5 + 5 баллов.
Над одним молем идеального газа совершается цикл, показанный графически на рисунке 7. Какую работу совершает газ во время этого процесса? Данные взять с рисунка.
Рис. 7
Подсказка-вопрос: А что Вы предполагаете делать? (Ответ: Изобразить данный цикл в координатах (p,V)).
Правильно.
Решение.
Нарисуем график зависимости в координатах (p,V).) для данного процесса (рис. 8).
Рис. 8
На участке 1 —2 давление меняется по закону р = V, где — некоторая постоянная.
Выразим температуру газа через давление: Т = р2 /2 и подставим в уравнение Менделеева—Клапейрона. Получим р = 2 V/vR. Давление прямо пропорционально объему. На этом участке газ совершает положительную работу. Процесс 2—3 — изохорический, во время этого процесса работа равна нулю. В изобарическом процессе 3—1 работа совершалась над газом, т. е. газ совершал отрицательную работу. Полная работа газа равна площади треугольника 1 2 3:
А = (р2 – р1) (V2–V1) /2.
Так как V2 = v R T2 / р2, V1 = vRT1 / р1, окончательно получаем:
А = 0,5 v R (р2 – р1) (T2 / р2 – T1 / р1).
(Решение пишет на доске и поясняет первый ученик, решивший задачу).
Итоги “Аукциона конкурсных задач”. (Объявляю баллы.)
7. В заключение урока предлагаю “аукцион олимпиадных задач”. Пятерка достанется только одному ученику за идею и мгновенный ответ.
Задача №7.
Газ переводят из состояния 1 в состояние 3 в процессе, изображенном на диаграмме в координатах (p,V). (Проецирую на экран слайд через графопроектор).
Линии 1 – 2 и 2 – 3 представляют собой полуокружности равных диаметров. Найти работу газа в данном процессе. Данные взять с диаграммы.
Рис. 9
Решение.
Преобразуем графическую зависимость к виду:
Рис. 10 | Рис. 11 |
Работа газа численно равна площади прямоугольника:
А = р0 (5V0 – V0).
А = 4 р0V0.
(Решение проецируется через графопроектор. Решение на слайде пишет и поясняет первый ученик, решивший задачу).
Задание на дом. . Предлагается решить достаточно сложную задачу №8. Её цена 5 + 5 баллов. Задача №8 помещена на стенде кабинета.
Тем, кого не устраивает эта задача, предлагаю решить № 31. 1 и 31. 4 на стр. 160 учебника под ред. А. А. Пинского.
Задача №8. Найдите работу, совершенную молем идеального газа в цикле, состоящем из двух участков линейной зависимости давления от объема и изохоры (рис. 12). Точки 2 и 3 лежат на изотерме, прямая 3— 1 проходит через начало координат. Заданы температуры Т1, и Т2, Т3. .
Рис. 12
Решение:
Работа на изохоре 1 – 2 равна нулю. Работа на участке 2 – 3 равна площади трапеции. Учтя, что
р 2V 2 = р 3V 3 = ?RT 2, имеем:
Поскольку прямая 3 – 1 проходит через начало координат и, следовательно, р1/V1 = р3/V3 получаем:
Т 1/V1 2 = Т 2/V2 2 = Т 3/V3 2 . Поэтому работу А 23 можно окончательно записать в виде:
Работа на участке 3—1 тоже равна площади трапеции:
Искомая работа в цикле равна:
Для участка прямой 2—3, соединяющего точки изотермы, так же как и для самой изотермы, работа газа определяется лишь отношением объемов. Работа же газа вдоль участка произвольной прямой, проходящей через начало координат на диаграмме р V, определяется лишь разностью температур конечного и начального состояний.
Заключение.
Сегодня было выставлено на интеллектуальный аукцион немало задач, и вы с ними справились. “Много задач вместе иногда решить легче, чем одну из них, если то большее число задач хорошо согласовано, а одна задача сама по себе изолирована” (Д. Пойа). Не правда ли?
Окончательные итоги. Максимальное количество решенных задач за урок –
Максимальная оценка за урок –
(Объявляю оценки. Некоторые учащиеся могут получить за урок несколько оценок за интенсивную умственную работу).
Надеюсь, все получили удовольствие от интеллектуальной деятельности.
Литература.
1. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики / О. Ф. Кабардин, В. В. Орлов, Э. Е. Эвенчик. ; под ред. А. А. Пинского. – 7-е изд. –М.: Просещение, 2002. – 415 с.: ил.
2. Л. А. Кирик. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: “Илекса”, 2004. – 192 с.: ил.
3. Практикум абитуриента. Молекулярная физика, оптика, квантовая физика. Под ред. В. В Можаева и А. И. Черноацана. Приложение к журналу “Квант” №2, 1995. – М.: – Бюро “Квантум”.
4. Ю. А. Конаржевский. Анализ урока. М.: – Центр “педагогический поиск”, 2003. – 336с.