Фитотерапия как один из способов сохранения и укрепления здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками


Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых.

Комнатные растения в помещении нужны как детям, так и взрослым, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья. Учитывая специфику работы с ослабленными детьми, мы задумались о том, как с помощью таких растений, улучшить психологический климат и гигиенические условия в детском саду. Известно, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время, летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов (среди них – сансевьера, плющ обыкновенный, виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, алоэ…[9]).

Наряду с растениями, летучие выделения которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека. К ним относятся: монстера, мирт, лимон, жасмин, самбах и др [1].

Есть и растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха, например, хлорофитум хохлатый,сциндапсус, фикус Бенджамина. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алоэ [9].

Вот некоторые цифры: в закрытую камеру помещали различные растения, после чего закачивали в неё газ, содержащий химические вещества, типичные для наших помещений. Было установлено, что в отношении формальдегида наиболее активны алоэ (поглощает до 90%), хлорофитум (86%) и филодендрон (76%). С бензолом наиболее успешно справляются плющ (поглощает 90%) и драцена (79%). Эти же растения способны противостоять трихлорэтилену (23% поглощает спатифиллум – флаголист, от 13 до 20%, в зависимости от вида, драцена). Что касается окислов углерода, то в борьбе с ними незаменимы хлорофитум, поглощающий до 96% этого вредного вещества, и сциндапсус (75%) [4].

Столь впечатляющий эффект обусловлен особыми физиологическими свойствами растений. Различные химические вещества оседают на листьях и воздушных корнях, часть из них используется самим растением, основная же масса достаётся бактериям, которые живут на корнях растений и перерабатывают полученный коктейль.

Таким образом, растение представляет собой уникальный биофильтр, которому не требуется дополнительное очищение.

Кроме перечисленных, хорошо также иметь в детском саду растения, которые собирают пыль. Пыль неизменный спутник человека, впрочем, и на неё имеется управа [2]. Секрет прост – растения нуждаются в регулярных поливах и интенсивно испаряют влагу, что увеличивает влажность воздуха. Вода оседает на мельчайших частицах пыли, вследствие чего их вес увеличивается, осаждение происходит быстрее, а воздух становится чище и полезнее для нас. Кроме того, листья растений способны задерживать на своей поверхности частички пыли, и чем больше листовая поверхность, тем лучше. Идеальны в этом отношении всевозможные фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны. Для помещений групп детского сада больше (из-за размеров) подходят фикусы и гибискус (китайская роза).

К сожалению, природа не наделила нас специальными органами чувств для определения уровня влажности. Иное дело растения. Для них вода – это сама жизнь. Углекислый газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза, усваивается ими через устьица, но они открываются только при достаточном уровне влажности воздуха. Таким образом, растения являются прекрасным индикатором: если они свежи и зелены, с влажностью в вашей группе всё в порядке; если же наши зелёные друзья, получая достаточное количество воды при поливе, всё же опустили листья и пожухли – пора бить тревогу и в срочном порядке увлажнять воздух, то есть регулярно опрыскивать растения.

Ряд растений выделяют отрицательные ионы кислорода (их ещё называют лёгкие ионы), особенно полезные людям с плохой сердечно-сосудистой системой, с повышенным внутричерепным давлением, страдающими головными болями. Именно ионы кислорода снабжают энергией организм человека. Соприкасаясь со слизистой оболочкой дыхательных путей, они возбуждают обонятельные рецепторы, стимулируют работу нервных окончаний. Лёгкие ионы регулируют активность дыхательных ферментов и обмена веществ, улучшают показатели крови, повышают мышечную активность и выносливость организма, улучшается общее самочувствие, восстанавливается сон и аппетит. Наличие в помещении таких растений, как пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная способствует обогащению воздуха ионами, что весьма благотворно сказывается на здоровье [9].

Основная проблема детских заведений – микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать при оформлении интерьера бегонию, пеларгонию (герань), гибискус (китайская роза), колеус, лаванду, традесканцию, толстянку древовидную. При этом необходимо помнить, что среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например, олеандр, молочай блестящий, диффенбахия.

Не последнюю роль в профилактике бронхо-лёгочных заболеваний играет влажность воздуха. Для поддержания её на необходимом уровне в детских заведениях рекомендуется использовать любящие частый полив пеперомию, пилею Кадье, гибискус. Что касается эстетических соображений, то для достижения максимального психо-эмоционального воздействия рекомендуется использовать всевозможные декоративно-листные и красивоцветущие растения. Исключение составляют диффенбахия, алоказия, и другие представители семейства ароидных, а также эуфорбия (молочай), акалифа, кротон, чей жгучий сок при попадании на кожу может вызвать аллергическую реакцию, а также растения, обладающие колючками (агава, молочай).

На каждые 10 кубических метров в детских заведениях должно приходиться не менее 3–4 развитых крупномерных растений, то есть 5–6 и более экземпляров на помещение группы [5].

Всегда надо помнить, что растения – живые существа, нуждающиеся в заботе и внимании. Только, в отличие от нас, у них нет ног, чтобы встать и уйти, если им что-то не по нраву. Поэтому, подбирая растения для фитокомпозиций, надо помнить об их требованиях к освещённости, влажности и температуре окружающей среды. В композицию (фитомодуль) входят виды растений, которые могут сосуществовать вместе. В то же время они отличаются формой и характером листьев, высотой и толщиной стеблей, окраской цветков. У них сходные требования к условиям произрастания: к теплу, свету, влаге. Приведу пример фитомодуля:

  • фикус каучуконосный;
  • гибискус (китайская роза);
  • бегония королевская;
  • хлорофитум хохлатый;
  • спатифиллум (флаголист прелестный);
  • колеус Блюма;
  • пеперомия.

Фикус и гибискус светолюбивые растения, поэтому их поместим у окна. Они высокие и занимают верхний ярус фитомодуля. Колеус и спатифиллум светолюбивы, но нуждаются в притенении от прямых солнечных лучей, поэтому они займут средний ярус нашей фитокомпозиции. Бегония, хлорофитум, пеперомия теневыносливые, невысокие, следовательно, их место в нижнем ярусе. Все растения данного фитомодуля предпочитают умеренную температуру. Зимой им требуется прохлада (но не ниже +18о). Полив необходим обильный, зимой умеренный. Все виды, кроме пеперомии, требуют регулярного опрыскивания. Эта фитокомпозиция очень красива, так как в ней сочетаются листья разных оттенков и разной формы [7].

Наиболее простой и доступной для создания является следующая группа: центральное растение – китайская роза (гибискус), акцент – два сорта цветущих бегоний, пеларгоний, примул и вспомогательные – различные сорта традесканций.

Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Главное – всегда помнить об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд.

При создании фитомодуля необходимо также учитывать возраст детей-дошкольников. В уголке природы младшей группы растения крупнолистовые, за которыми можно элементарно ухаживать. Значит здесь будут уместны такие фиторастения как фикус, филодендрон, антуриум. У этих растений крупные кожистые листья, которые удобно протирать влажной тряпочкой.

В средней группе в уголке природы появляются цветущие растения с цветками: разного вида, разными по форме и цвету листьями. Растения расположены рядом, к ним должен быть подход, оборудование для ухода, маркировка на горшках ( знаковая система ухода за растениями). Фиторастения в группах этого возраста могут быть самые разные. Это цветущая бегония, примула, пеларгония, колеус, спатифиллум, хлорофитум, традесканция, фикус… Нужно помнить, что у растений одного семейства существует несколько видов, поражающих разнообразием форм и расцветок. И подобрать те, которые будут гармоничны в интерьере вашей группы не трудно и очень интересно.

В старшем возрасте в уголок природы добавляются два-три вида одного растения. Конечно, это должны быть фиторастения. Например, разновидности бегонии, разнообразие листьев которой по форме и расцветке не устают поражать воображение. Можно рассадить два-три вида традесканции, листья которой хотя не сильно отличаются по форме, но разнообразны по окраске. Очень красиво смотрятся виды пеперомии: магнолиелистная и серебристая [8].

Давно подмечено, что общение с цветами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека. Наиболее сильное воздействие оказывает, конечно, цвет. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской ( цикламены, антуриумы, гибискусы), бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками (фиалка, бегония, пеларгония) устраняют грусть и меланхолию.

Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Надо только учитывать, что восприятие цвета листьев зависит от их расположения. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опушенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость.

Влияние на эмоциональное состояние оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой кроной: (гибискус), успокаивают – растения с ампельной кроной (пилея, традесканция).

При подборе растений в уголок природы, не забывая о биологической и декоративной сочетаемости растений, следует подумать и о соразмерности их помещению. Важно соблюсти принцип золотой середины – с одной стороны интерьер не должен быть перенасыщен растениями, с другой – они не должны раствориться в интерьере.

Учитывая специфику работы с ослабленными детьми, искусство правильного подбора и сочетания растений, с тем чтобы они оказали максимально благоприятное воздействие на физическое и духовное состояние ребёнка, должно явиться полем деятельности каждого из нас. Тем более что природа создала большое число растений, которые можно было бы использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. В данной работе рассказано лишь о некоторых из них. Однако здесь представлены только те виды, действие летучих фитоорганических веществ которых хорошо изучено.

Список литературы:

1. Казаринова Н.В., Цыбуля Н.В., Казначеева Л.Ф., Музыченко Л.М. Использование интерьерных растений для санации воздуха в закрытых помещениях (медицинский фитодизайн). Информационное письмо. Новосибирск, 1997.

2. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М., 1989.

3. Снежко В.В. Некоторые вопросы фитодизайна // Биолого-экологические особенности интродукционных растений. Киев, 1985. С.100–103.

4. Ткаченко К.Г., Потекушина И.В. Фитонцидная активность растений, используемых при создании фитотерапевтических помещений // Фитонциды. Бактериальные болезни растений: Матер. Конфер. Киев, 1990, Ч. 1. С. 66.

5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. Москва, 1995.

6. Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере (Оздоровление воздуха с помощью растений). Новосибирск, 2000.

7. Александрова М.С., Александров П.В. Комнатное цветоводство. М., 2000.

8. Голубев В. Экологическая культура помещений // “Флора”, ЗАО “ИНТЕР-ОВА-ПРЕСС”, 2002.

9. Казаринова Н.В., Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения. СПб., издательский дом “Нева” 2003.

Приложение