Конспект интегрированного урока: изобразительная деятельность и музыка по теме: "Родные просторы (занятие-праздник)". 4-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель: Эстетическое воспитание и развитие духовности личности посредством формирования художественно-образного мышления и музыкальной культуры школьников.

Задачи.

1. 1. Создать условия для обучения умению правильно и выразительно использовать в работе гуашевые краски;

1. 2. Создать условия для обучения умению использовать цветовой контраст для выделения главного, находить общее цветовое решение в композиции;

1. 3. Способствовать формированию умения в правильной последовательности вести работу;

1. 4. Продолжить обучение умению передавать пространство на плоскости листа с помощью линейной и воздушной перспективы;

1. 5. Обучать пониманию особенностей торжественной песни и техники исполнения торжественной песни;

2. 1 Развивать умения применять основные приемы живописи гуашью: наложение цветов друг на друга, составление цветовых оттенков смешением основных цветов и составление цветов с белой и черной краской;

2. 2. Развивать умение передавать в рисунке многообразие оттенков цвета, выражать цветом эмоциональное состояние изображаемого;

2. 3. Развивать в себе потребность в музыкальном самообразовании.

3. 1. Развивать эмоционально-эстетического восприятие произведений искусства и чувства красоты родной природы – неиссякаемого источника творчества;

3. 2. Формировать навык эмоционально и осознано воспринимать музыку, размышлять о ее содержании.

Оборудование занятия:

Технические средства обучения: видеопроектор, компьютер, экран, аудиоаппаратура.

Демонстрационный материал:

  • настенные гобелены “Родные просторы”,
  • картины выполненные маслом на холсте “Набережные Челны”,
  • репродукции,
  • выставка детских работ,
  • терминологические слова.

Музыкальный материал:

  • Д. Кабалевский “Наш край”, Степаненко О. , Степаненко С. В. “Гимн Балкыш”,
  • А. Вивальди. Инструментальный цикл “Времена года”. Р. Яхин. Вальс.

Оборудование для учителей:

  • этюдник,
  • фортепиано.

Оборудование рабочего места ученика и учебные пособия:

  • гуашь,
  • кисти,
  • лист с фоном,
  • банка с водой,
  • палитра,
  • карточки по растяжки цветов.

Предварительная работа:

  1. Совещание учителя изо и музыки, разработка конспекта занятия, выбор пособий, составления плана подготовительной работы с учащимися.
  2. Подготовка технических средств, работа с инженером по обслуживанию ЭВТ
  3. Подготовительная работа с учащимися:
  • внеклассная работа и домашнее задание: рассматривание произведений, украшающих здания и помещения, предварительные беседы о произведениях искусства
  • рассматривание репродукций известных художников
  • урок изо: изучение технологии выполнения растяжки
  • подготовка фона
  • урок музыки “Гимн – торжественная песня”
  • слушание музыки, посещение органного зала, концерта учащихся ДМШ № 3
  • урок родного мира – сочинение “Родные просторы”
  • досуговое мероприятие “Русская природа в произведениях художников”, “Природа Татарстана в работах художников”
  • творческая встреча с членом Союза Художников Татарстана Новиковым Геннадием Филимоновичем
  • экскурсия в городскую картинную галерею на выставку акварельной живописи
  • читательская конференция “Деятели искусств Татарстана и Челнов в произведениях литературы”
  • участие в школьном конкурсе чтецов,
  • библиотечный час – работа со словарем изучение терминологии к теме урока
  • экскурсии по городу: административный центр города,
  • экскурсии в лесопарковую зону зимой, весной, летом, осенью

Ход занятия

1. Вступление.

Учащиеся заходят в зал под исполнение марша.

Татьяна Геннадьевна: Сегодня у нас в гостях наши коллеги, учителя изобразительного искусства и музыки, поприветствуйте их. Уважаемые гости вас приветствуют учащиеся 4 класса школы-сада “Балкыш”. Ребята, послушайте песню знаменитого советского композитора Д. Б. Кабалевского “Наш край” в исполнении детского хора. Эта песня с детства хорошо знакома нашим гостям. Вы сейчас услышите, с каким удовольствием гости подпоют хору.

Слушание. Кабалевский. Наш край.

Татьяна Геннадьевна:

Нет на свете Родины дороже,
Где других лазурней вечер,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют словно бирюза,
Где, когда настанет непогода
Весь народ выходит, как гроза.
Нет на свете Родины дороже
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела,
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

2. Беседа.

Ребята, зал нашей школы украшает триптих художницы Галины Анютиной “Родные просторы”. Скажите, что такое триптих? К какому виду продукта деятельности человека мы отнесем наш триптих? Для чего его создали? Если триптих служит задаче украшения жилища, то это произведение … (искусства) Обратите внимание: сколько частей в “Родных просторах”? Что мы можем сказать о содержании каждой части и всего триптиха? Они имеют разные темы?

Триптих это – произведение изобразительного искусства, состоящее из трех объединенных частей. Где можно уточнить значение слова триптих? В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С. И. и Шведова Н. Ю. Прочитайте обозначение слова триптих.

Понятие триптих применяется в языках разных народов мира, мы нашли объяснение толковом словаре татарского языка. (Дети читают по словарю два варианта)

Татьяна Геннадьевна, разрешите дополнить, в музыке три произведения одного композитора, объединённые общим сюжетом принято называть трилогией.

Послушайте, как толкует слово трилогия “Толковый словарь русского языка” под редакцией Ожегова С. И. и Шведова Н. Ю.

- ТРИЛОГИЯ – три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Наши гости наверняка знают трилогию А. Н. Толстого “Хождение по мукам”. Т. Танеева “Орестея”. Возможно, ребята, вы не знакомы с этими произведениями, но трилогия “Властелин колец” знакома многим из вас!

- Триптих “родные просторы” выполнен в технике гобелен.

Разъясните, что означает слово гобелен?

Наводящие вопросы:

  • На какой предмет домашнего интерьера он похож, что весит дома на стене?
  • Из какого материала изготавливается гобелен?
  • Если ковры можно изготовить с помощью специального станка и вручную, то каким способом создается гобелен? (Показ фабричного гобелена).
  • Ковры бывают цветные и однотонные. Что мы можем сказать о рисунке гобелена?

Где мы можем узнать точное значение слова гобелен?

Гобелен – это:

  1. Стенной ковер с вытканными вручную изображениями, тканная картина.
  2. Плотная декоративная ткань с вытканными узорами.

Гобелен – предмет интерьера жилища разных народов, в том числе и народов Поволжья. Город, в котором мы живем – Набережные Челны, красивый светлый город, проектировщики и архитекторы предусмотрели украшение каждого здания, в том числе зал каждой школы и детского сада украшен в какой-нибудь определенной технике. Я сама с детства видела, как это делал мой папа и принесла фотографии с его работами. Зал можно было украсить художественной работой выполненной в технике настенной росписи (пример), рельефного изображения (приме) или гобелена и т. д. Почему выбрали именно гобелен? Ребята, расскажите историю создания гобелена “Родные просторы”?

Было задумано, что здание должно быть теплым и уютным, а именно работы из ткани, шерсти придают жилищу домашний уют. Когда определились, что это будет гобелен, стало важным сделать заказ на содержание работы. Екатерина Хуснеевна объяснила художнице, что название Балкыш в переводе означает (спросить у детей) рассеивающийся луч света, сияние, поэтому триптих должен отражать тему нашей Родины, нашей природы, нести в себе энергетику радости и творчества.

Как художница отразила в своей работе суть заказа?

Центральное полотно триптиха содержит изображение сияния, солнца, которое освещает сказочные цветы и деревья, второе и третье полотна продолжают его содержание в сказочном лесу живут знакомые нам животные.

Накануне на уроке русского языка вы написали сочинение об этом произведении искусства. И у меня для вас есть сюрприз, Екатерина Хуснеевна тоже написала рассказ о гобеленах. (Чтение рассказа под музыку. )

Ребята, художница – Галина Павловна использовала для создания гобелена натуральную шерсть примерно вот такую. (Показ шерстяных нитей)

Конечно, можно было приобрести уже шерсть разных оттенков, но, художница выполняя работу красила шерсть вручную, поэтому об этой работе можно сказать, что она хранит тепло рук мастера.

Как вы думаете, каким образом удалось художнице достичь такого разнообразия цветовой гаммы? (Основные и составные цвета; тяжелые и легкие; холодные, теплые, ахроматические, хроматические, ,близкие по тону и контрастные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные, эти цвета отражают настроение радости, творчества, приятны на взгляд; близкие по цветы оттенки дают плавный переход).

Грамотное сочетание правильно выбранных цветов и оттенков позволило создать это произведение. Может быть поэтому, уже 15 лет триптих вдохновляет детей и педагогов нашей школы на творчество.

Алесандра Гакилевна:

- “В 1998 году ученица нашей школа Олеся Степаненко с помощью мамы Светланы Васильевны Степаненко учительницы нашей школы посветила Балкыш песню. В этой песне отразилась восхищение девочки своей любимой школой, романтические мечты о добром настоящем и будущем, стремление гордиться ее достижениями и пожелание процветания нашей школе. Когда песня прозвучала первый раз, она вызвала чувства радости, гордости и родилось желание исполнять эту песню в торжественных случаях.

Гимн – это торжественная песня, которую исполняют в дни важных торжеств, но разучиваем мы ее на уроках музыки. Этот прекрасный зал слушает звучание нашего гимна и в дни торжеств, и в часы вокально-хоровой работы над исполнением торжественной песни.

Работа над музыкальными приемами:

Ребята давайте уточним, какими средствами музыкальной выразительности нам надо воспользоваться, чтобы песня звучала торжественно? (Темп – умеренный, характер – торжественный, бодрый, маршевый, динамика – меццо форте (не очень громко); регистр – средний; размер – 4/4 (четыре четверти); ритм – четкий, ровный; лад – мажорный (светлый, радостный)

Ребята, вы опытные исполнители и знаете, какое значение имеет распевание перед исполнением. Приготовьтесь исполнить упражнение для распевания.

Упражнение: “лё-ли-лё-ли-лё” стаккато, легато, форте, пиано, быстро, медленно; “до-ре-до-ре-до” – на артикуляцию.

Исполняется гимн Балкыш

Думаю, что нам удалось исполнить гимн с вдохновением и торжественно, так же как звучат стихи о родных просторах написанные нашей выпускницей Минязевой Лейсан. Чтение стихотворения учащимся.

Татьяна Геннадьевна:

- Ребята, мы создали настроение восхищения нашей дорогой школой, одной из многочисленных школ Республики Татарстан. Богата и прекрасна наша земля, восхитительна окружающая нас природа. Очень многих известных художников и композиторов красота и величие нашей природы вдохновляло на создание произведения искусства. Ребята и уважаемые гости доставим себе несколько приятных минут и посетим виртуальную картинную галерею. Какое важное правило поведения следует соблюдать, посещая художественные галереи? (Необходимо соблюдать тишину; смотреть глазами; нельзя трогать произведения и витрины, где они расположены руками)

Показ слайдов с изображением репродукций картин под музыку времена года

- Наше путешествие по картинной галерее окончено, вы были внимательными и воспитанными посетителями, давайте поделимся нашими впечатлениями.

Можно ли сказать, что на выставке представлены работы, выполненные в одном жанре, и каком? (Пейзаж)

- Уместна ли была музыка, сопровождавшая эти произведения, почему? (Она передавала характер времени года; музыка помогала восприятию картин)

Музыкальные произведения какого композитора сейчас прозвучала? (А. Вивальди).

На выставке представлена репродукция картины известных художников: А. Саврасов “Вид в окрестностях Ораниенбаума”; И. И. Шишкин “Бескрайние просторы”; И. Левитан “Березовая роща”; И. Левитан “Золотая осень”; В. Поленов “Золотая осень”; К. Ф. Юон “Русская зима”; И. Шишкин “На севере диком…”; И. Левитан “Весна – большая вода”; И. Левитан “Март”; Н. М. Ромадин “Весна”; А. Саврасов “Грачи прилетели”;

Еще раз просмотрите репродукции и охарактеризуйте каждое произведение:

Какие цвета использованы? (Холодные, теплые; ахроматические, хроматические;и близкие по тону и контрастные; тяжелые и легкие; светлые и темные; насыщенные и ненасыщенные)

Как цвета помогают передавать время года и ее состояние

Это были знаменитые картины. Кто сможет назвать авторов картин украшающих холл нашей школы? Ответы детей.

Какие средства музыкальной выразительности используют композиторы для передачи музыкального образа в произведении? (Темп, тембр, регистр, лад, динамические оттенки, штрихи, размер, ритм, характер исполнения)

Да, не легкий это труд – учиться в музыкальной школе.

Вы знаете, ребята, я с детства наблюдала, как мой папа кропотливо и долго работал над своими картинами и убедилась в этом, когда сама начала создавать свои первые работы. На наших уроках мы учимся этому мастерству. Каким образом можно выполнить пейзаж, назовите техники: акварель, масло, гуашь, рельефное изображение, цв. Бумага, гобелен и т. д. Т. е. пейзаж можно изобразить практически всеми известными техниками. Для создания наших работ мы используем разные материалы, какие? (Глина, макароны, тесто, цв. бумага и т. д. )

А на этой выставке представлены ваши работы, где вы выполнили пейзаж.

Как правильно назвать цветовую гамму ваших работ? (Ахроматическими)

Что позволило написать зимний, вечерний пейзаж с передачей глубины пространства? (Растяжка от черного к белому; задний план на линии горизонта)

- Татьяна Геннадьевна! Знаете ли вы, что в музыке есть созвучный термин, так ряд последовательно извлекаемых звуков составляет хроматическую гамму, она звучит так. (Пример исполняется).

- Мне кажется, когда гамма звучала вначале – представлялись насыщенные даже темные краски, а потом они стали нежнее, светлее. В музыке регистр, а у нас растяжка. У каждого из вас в конвертах есть растяжка сделанная вами и разрезанная на 12 частей, которую вам нужно сейчас выложить правильно. (Уучащиеся выкладывают растяжку)

3. Музыкальнодинамическая пауза.

- И так ребята, характеристику каждого время года можно передать в цвете, музыке и в танце, поднимитесь, послушайте задание: Вы растения в лесу, постарайтесь узнать время года и создать образ леса этого времени года. (Весна – просыпается природа (потягиваются); лето – дождик поливает растения; осень – ветер тревожит растения, листья облетают; зима – укрывает снежным одеялом, растения спят).

4. Подготовка к практической работе.

- Ребята, вам удалось создать такой живой образ леса, что кажется, даже воздух стал лесным. На предыдущем занятии мы с вами подготовили основу или можно назвать это фоном для вашего будущего пейзажа. Каждый из вас для себя выбрал близкое к себе время года и время суток, которое может передать состояние вашей души, настроение или любимую погоду. Сейчас мы продолжим эту работу, но сначала повторим. Какова роль правильного выбора линии горизонта? (Линия горизонта бывает высокая и низкая, если художник в пейзаже большое внимание уделяет небу, то линию горизонта можно опустить и наоборот).

Какое значение имеет задний план? (Он помогает передать пространство, его изображают легкими красками, с добавлением синего).

Что такое воздушная и линейная перспектива? (При удалении предметы уменьшаются – линейная перспектива. По мере удаления цвета становятся бледнее, изображение не четкое – воздушная перспектива. )

Что нужно помнить при изображении дерева, кустов? (Деревья растут снизу вверх и рисовать их нужно также. Тонкой кистью, кончиком, это позволит выполнить тонкие ветви. ) Учитель ведет показ работы и комментирует: помните о приемах работы гуашью; начинайте рисовать с заднего плана приглушенными красками с добавлением синего; ствол и ветви дерева рисуйте снизу вверх; внимательно прорисуйте передний план; обратите внимание на прорисовку тонких веточек; работайте кончиком кисти)

Музыку какого времени года вам хотелось бы услышать в первую очередь?

5. Практическая работа

- И так наш зал превращается в мастерскую художника. Следите за осанкой, пусть ваше тело будь свободно, не напрягайте; соблюдайте гигиену зрения; (учитель работает с каждым индивидуально). Возьмите кисти в руки и приступите к работе.

6. Выставка работ.

Чтобы работа выглядела завершенной ее нужно оформить. Каким образом это можно сделать? (В паспарту, в рамку) У нас уже готова основа для работ – паспарту и подписана, встаньте и аккуратно прикрепите свои работы.

7. Анализ.

Ребята, ваши работы заняли положенное им место, что мы можем сказать о размещении работы? (По временам года)

- Какое настроение навевают на вас эти работы (в зависимости от времени года и состояния природы)? (Радость, грусть, ожидание чуда, приятные ощущения и т. д. ) Что вам понравилось в этих работах? (Они очень красивы, грамотно выполнены, паспарту выделяет работу, соответствуют времени года и настроению, передают ощущение времени, ими можно украсить интерьер по временам года, работу можно подарить и т. д. )

Уважаемые гости, какое впечатление о наших работах у Вас?

Ребята, согласитесь, искусство служит созданию хорошего настроения. Мы, созерцая искусство, получаем удовольствие, однако создание произведения искусства это большой труд – исполнять музыкальные произведения или писать картины, значит добросовестно трудиться. Мы думаем, что по итогам сегодняшнего урока, ваше усердие терпение, стремление приобщиться к таинству творчества заслуживает оценки отлично.

Уважаемые ребята, уважаемые гости, разрешите объявить выставку творческих работ учащихся 4 класса открытой. Звучит торжественная музыка.