Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Этот возраст (6-9 лет) особенно благоприятен для изучения иностранного языка : шестилетки-семилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, “ секретов” языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы “ впечатывать” его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоить язык, в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
Каждый урок строиться как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети почувствовали результат своих усилий.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для более успешного использования игровых моментов на уроках в начальных классах большую роль играют игрушки, сказочные персонажи, с которыми дети знакомы и которых дети любят.
Так. Обучение в 1 классе идет с применением “ фонетических, лексических, грамматических сказок”. У детей этой возрастной группы высоко развиты восприятие и острота звука. Но природная “хватка” в данном случае должна подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык. А так как такие занятия связаны с многократными надоедающими повторениями, приходиться сочинять фонетические сказки. Вот пример “фонетической сказки” на русском языке для отработки звуков. Так с первого урока в гости к ребятам приходит веселый английский язычок – Mr.Tongue, который на протяжении ряда уроков будет учить детей произносить звуки. “ У язычка есть хозяин. Каждый из вас имеет свой язычок. Надо сделать его послушным. Он должен делать то, что прикажет хозяин. Язычок живет в удобном, теплом доме. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому в доме у него тепло и есть две двери: наружная – губы и внутренняя – зубы. Язычок спит на полу – там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке на возвышенности, сразу за верхними зубами. Он любит играть с разными звуками: [d], [f], [ei], [r],[l]. Вот так живет-поживает Язычок, наружу не выходит, боится простудиться. Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер, зашумели деревья, пошел сильный дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на : –u-u-u; как совсем близко пробежал отфыркиваясь ёжик – hf-hf-hf. Где-то далеко замычала корова –m-m-m; зарычала собака –r-r-r и загоготали гуси –g-g-g. Язычок спал и тихо дышал –h-h-h, и во сне он слышал, как стучит дождь по крыше –t-t-t.”. На протяжении остальных уроков Mr.Tongue будет приходить к учащимся и отрабатывать новые звуки. Большую помощь в этом оказывает игра “Эхо”. В конце занятий обязательно нужно повторить с детьми звуки, которые они узнали на уроке. Необходимо следить за правильной артикуляцией. Отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом произносятся пройденные звуки. Дети, как эхо, повторяют каждый звук вслед за учителем.
В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. У детей есть непосредственный интерес к изучению языка, им хочется слышать и самим говорить на английском языке. Учет особенностей возраста – это отправная точка для конструирования курса обучения. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – раскрашивание, пение, танец. На своих уроках я использую эти особенности, учащиеся рисуют на доске и в альбомах.
“Я рисую и говорю” - детям предлагается нарисовать животных, затем в разговоре дать характеристику этим животным.
“Напиши письмо другу” (о себе, ос воем друге, о своем любимом животном, о своей семье). Так как обучение письму на первом году не предусмотрено, дети рисуют письмо, изображая то, о чем далее они будут рассказывать своим сверстникам.
Все виды деятельности типичные для школьника младшего школьного возраста стараюсь включить в общую канву урока иностранного языка (пение, рисование, танец, зарядка, чтение стихов и т.д.) Особенность заключается в том, что чем больше видов деятельности учитель задействует в обучении, тем выше окажется эффективность запоминания, плюс ко всему осуществляется эстетическое воспитание. Можно увидеть, что детям нравится петь песни, читать стихи, считать, пользоваться красиво оформленными наглядными пособиями, картинками, игрушками.
Чтобы поддержать интерес учащихся к своим урокам, стараюсь для закрепления определенной темы подготовить уроки- сказки, уроки-соревнования (1 год обучения). Так в своей работе разработала уроки-сказки “Колобок” и “Репка”. Такие уроки позволяют подвести итог по изучению определенной темы и одновременно проконтролировать усвоение определенных речевых структур в устной речи. Эти уроки полны всевозможными приключениями. Сценарии уроков построены таким образом, что ребенок, для того чтобы помочь своим любимым героям выбраться из каких-либо смешных или опасных ситуаций, должен что-то сказать, решить, прочитать наизусть, спеть, списать, ответить на вопросы на английском языке. Действуя таким образом, ребенок незаметно для себя показывает свои знания лексического и грамматического материала, речевых структур.
В ходе уроков в 1 классе оценок учитель не ставит. А так как в конце урока ребята все-таки ждут отметок, то я использую систему оценок-печатей, что побуждает ребят к дальнейшей работе. Но основной работой по оценке знаний учащихся является заполнение контрольных бланков:
- умение отвечать на вопросы – диалогическая речь
- умение высказаться в соответствии с заданной ситуацией – монологическая речь
На основе таких контрольных результатов я составляю диаграммы роста учащихся в освоении языка (улучшение, ухудшение, отсутствие изменений вообще), что дает возможность пересмотреть свою работу и подобрать упражнения и задания для более успешного обучения детей.
Обучение чтению начинается на втором году обучения буквально с первых уроков, когда дети знакомятся с буквами английского алфавита, запоминают названия, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями происходит на протяжении всего учебного года. Одновременно учащиеся овладевают и техникой чтения. Обучение технике чтения происходит с опорой на правила-инструкции, которые излагает постоянный гость уроков Mr.Ruller. Для закрепления правил чтения используется цветовая сигнализация. Каждый цвет соответствует определенной орфограмме:
Красный цвет – гласная в открытом слоге; зеленый цвет – гласная в закрытом слоге:
Синий цвет – чтение согласной; оранжевый - чтение сочетания гласных;
Черный цвет – чтение непроизносимых согласной или гласной.
Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарем вводятся знаки транскрипции. При этом сразу обращаю внимание учащихся на то, что в английском языке существует особая запись – звуковая. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарем, является одной из задач обучения иностранному языку в начальной школе.
Значки, передающие гласные звуки, дифтонги, согласные звуки, которые на письме обозначаются сочетаниями согласных, вводятся в учебнике систематически.. Овладение техникой чтения ведется с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Читая тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассказа, видят, как начинается текст и как он заканчивается. Дети улавливают логику построения высказывания. Чтение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, а также становлению аудирования и письма.
Одновременно с обучением чтению ведется работа по овладению каллиграфией и орфографией английского языка. При овладении графической стороной изучаемого языка детьми пишут полупечатным шрифтом, который в настоящее время получил распространение. Пользование полупечатным шрифтом облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Важно, чтобы дети запоминали графическую форму начертания слов, без чего невозможно полноценное чтение. Большую помощь в этом оказывают словарные диктанты. С первого урока знакомства учащихся с буквами предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется непосредственно на уроке. Чаще всего это прописывание букв на доске и в тетрадях под руководством учителя. Каждое занятие завершается письменным домашним заданием. Сложность и объем заданий постепенно возрастает. Вначале учащиеся учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. Со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: выписать из теста предложения, подтверждающие какое-либо утверждение, составить собственные предложения и записать ( с опорой или без опоры на модели), составить план.
Изучение языка немыслимо без привлечения наглядности. Она необходима на всех этапах урока, будь это объяснение нового материала или опрос, повторение или закрепление. Применение наглядности в данное время затруднено тем, что почти отсутствует централизованное снабжение средствами наглядности. Это побуждает учителя самому заняться творческой деятельностью, особенно если работать с малышами: за помощью можно обратиться и к учителям начальных классов, а еще лучше привлечь к созданию иллюстрированного материала самих учащихся.
Учитывая все особенности работы с учащимися начальных классов, каждый учитель открывает для себя много сторон в своей педагогической деятельности. Не стоит бояться трудностей в общении с малышами, ведь от них получаешь так много радости и счастья. И как приятно видеть в глазах детворы восторг и гордость за то, что сегодня он смог больше, чем вчера и ему это нравится!