Урок, посвященный Дню космонавтики (с использованием компьютерной презентации Power Point)

Разделы: Физика


Обучение физике связано с систематизацией и обобщением знаний о явлениях реального мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, то есть способствует воспитанию высоконравственной личности.

В современных условиях информатизации образования предстоит выработать качественно новую модель членов будущего информационного общества, для которых характерна способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, ответственная гражданская позиция и развитое сознание.

Наступило время революционных преобразований в кропотливом труде школьника и учителя, на смену традиционным техническим средствам обучения ( эпи- и диа- проекции, кинофрагменты, магнитофонные аудио- и видео- записи), приходит инструмент, который способен заменить все выше перечисленные ТСО, превзойдя их по качеству. Персональный компьютер - детище прогресса. Чтобы не отстать от современного уровня мировой цивилизации, следует внедрять его по возможности и в наших, российских школах. Компьютер из экзотической машины превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.

Специфическим для системы образования сегодня является применение компьютера как средства обучающей деятельности, который значительно расширяет возможности представления учебной и дополнительной информации и обладает возможностями усилить мотивацию учащихся к учению.

Вашему вниманию предлагаю разработку урока для 7 класса, посвященного Дню космонавтики, с использованием компьютерной презентации. На этом уроке учащимся рассказывается об основных этапах развития космонавтики и современных исследованиях планет. Урок был подготовлен учителем физики и учащимися 10 класса, которые принимали активное участие в подготовке и проведении этого урока.

Данный урок носит в основном информативный характер, поэтому может проводиться в любых классах. Количество и тематику слайдов можно изменить в любое время.

“Человечество не останется вечно на Земле,
но в погоне за светом и пространством сначала
робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все
околосолнечное пространство”.

К.Э. Циолковский

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Рассказ о теме и цели урока.

2. Каждому учащемуся самостоятельно предлагается выполнить диагностическое задание (в приложении слайд №2).

Данное задание предназначено для актуализации, воссоздания всего того, что учащийся знает (где-то слышал, что-то читал и др.) по данной теме, а также, чтобы сформировать у учащегося личный интерес к теме.

Задание [1]: Приведите в соответствие даты и события:

  1. 1903 г.
  2. 4 октября 1957 г.
  3. 30 августа 1960 г.
  4. 12 апреля 1961 г.
  5. 16-17 июня 1963 г.
  6. 18-19 марта 1965 г.
  7. 17 ноября 1970 г.
а) Белка и Стрелка
б) Ю.А. Гагарин
в) луноход
г) А.А. Леонов
д) В.В. Терешкова
е) К.Э. Циолковский
ж) первый ИСЗ

Ответы заносятся в графу “Ответ №1” таблицы, которая выдана каждому учащемуся:

Номер вопроса

Ответ №1

Ответ №2

Правильный ответ
       
       
       
       
       
       
       

3. Учитель и учащиеся 10 класса рассказывают о наиболее значимых этапах развития космонавтики (сопровождая свои выступления демонстрацией слайдов):

  • Этап теоретической космонавтики.

Рассказ об одном из основоположников космонавтики К.Э. Циолковском и его теоретических расчетах полетов космических ракет.

  • Этап практической космонавтики.

Рассказ о строительстве и испытаниях космических аппаратов под руководством С.П. Королева.

  • Первый искусственный спутник Земли и полеты животных.

Рассказ о запуске первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года и о полетах различных животных в космос.

  • Свершение века 12 апреля 1961 года.

Рассказ о полетах в космос: первого человека - Ю.А. Гагарина, первой женщины – В.В. Терешковой.

  • Выход человека в открытое космическое пространство.

Рассказ о первом выходе А.А. Леонова в открытый космос в марте 1965 года и о выходе в открытый космос первой женщины С.Е. Савицкой.

  • “Луна, Марс – далее везде”.

Рассказ о космических полетах к другим планетам (Венера, Марс, Луна, Титан, Сатурн).

4. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы диагностического задания еще раз и заполняют графу “Ответ №2”.

На этом этапе учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления в соответствии с новой информацией.

5. Происходит проверка знаний, используя слайд с правильными ответами.

Правильные ответы

1. 1903 г  е) К.Э. Циолковский

2. 4октября 1957г. ж) первый ИСЗ.

3. 30 августа 1960г. а) Белка и Стрелка

4. 12 апреля 1961 г. б) Ю.А. Гагарин

5. Июнь 1963 г. д) В.Н. Терешкова

6. 18-19 марта 1965г. г) А.А. Леонов

7. 17 ноября 1970 г. в) луноход

6. Как показывает опыт проведения таких уроков, большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели. Поэтому предлагаю учащимся на дом выполнить задание (по желанию): Используя Интернет-ресурсы, подготовьте более подробное информационное сообщение о том, что вас заинтересовало в данной теме.

Данное задание преследует не только познавательную цель. Оно учит находить в Интернете и отбирать требуемую информацию, отбрасывая всю постороннюю, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

Литература:

  1. О.И. Данилова “День космонавтики” // Физика. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября” №14, 2003
  2. Интернет-сайты по космонавтике.