Цели:
- обобщить знания детей о часах, о времени и его приметах;
- закрепить умение решать задачи с определением времени;
- воспитывать стремление экономить время, использовать его с пользой.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня главным действующим лицом на нашем празднике будут часы и время. Им мы посвятим наш праздник.
– А достойны ли они, чтобы им посвящали праздник?
– Что знаете о времени?
– Что такое время?
Рассказ подготовленных учащихся. Еще древнейшие мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже… Но если немного задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной времени. И тогда уж возникнет не один, а целое море вопросов.
Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?
Древние мудрецы говорили: “Нельзя дважды войти в одну и туже реку”. Потому что между первым и вторым разом пройдет какое-то время – и та вода, в которую вы входили в первый раз, просто утечет. Входя в воду, вы обнаружите, что река постоянно меняется. Вот и получается древний парадокс: “Нельзя ни разу войти в одну и ту же реку”.
Так и со временем. Оно течет повсюду и постоянно. И нельзя войти дважды в реку Времени.
И поэтому ни одна секунда не похожа на другую. А все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону. (Это называется асимметрией прошлого и будущего).
Но опять же почему именно так?
А кстати, что такое будущее и прошлое? Что такое настоящее?
Ведь если хорошенько вдуматься, то настоящего-то и вовсе нет. Настоящее – это лишь “ мимолетное виденье”, почти неощутимый миг между прошлым и будущим.
Физики изображают это в виде так называемого светового конуса, где есть бесконечные Будущее и Прошлое. И лишь одна точка – их пересечение – является Настоящим.
Физики вообще очень серьезно размышляют над Великой Тайной Времени. Из чего, например, “ сделано” время? Откуда оно вообще “берется”? И можно ли временем управлять?
Да, когда-нибудь Великая Тайна Времени должна быть разгадана. А пока еще никто толком не знает, что же такое время. В одном лишь все единодушны: нельзя тратить время по пустякам – оно ведь никогда больше не возвращается.
Хорошо кто-то придумал написать на календаре: Сегодня – первый день всей твоей будущей жизни. Постарайся не потерять его!
Теперь о часах начинаем рассказ, о тех, что придуманы были до нас,
О древних часах, о неточных вчерашних, о том, как часы появились на башнях,
О том, как точней стали в тысячу раз. Время пришло. Начинаем рассказ.
Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе.
Но все ж опоздания были не в моде.
Вот шест из железа, по-гречески “гномон”.
Показывал время на площади днем он.
И где б не бродил человек, целый день
“Время” за ним по пятам, словно тень.
Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные.
Ораторам время считали они.
Лить воду в речах запрещалось в те дни.
Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает.
Падает шар, и гремя, и звеня…
Сони боялись часов, как огня.
И вот появляются более точные –
Их называли часами песочными.
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.
Время суровое средневековое –
Изобретенье довольно толковое:
Двигают стрелки тяжелые гири –
Новое время в Европе и мире.
Рождались открытия, со временем споря,
Это случилось в церковном соборе.
Вверх посмотрел человек мимоходом,
Увидел, как люстра качалась под сводом
И наступило в тот миг просветление:
Маятник – вот эталон измерения.
Маятник сделал часами часы.
Пусть у кого-то они для красы,
Но без часов человеку никак:
Ошибка в секунду порой не пустяк!
Нынче хронометр кажется старцем,
Всюду часы электронные с кварцем.
И все же, хоть время несется стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь все относительно.
Вдогонку за временем следуй, за веком,
Будь современным во всем человеком.
Задание с часами
Мысленно представьте себе циферблат часов и ответьте на вопросы:
- Часы показывают ровно 5 часов дня. Какое время было 8 часов назад?
- Часы показывают половину первого. Меняем местами минутную стрелку и часовую. Который сейчас час?
- Часы показывают 4 часа. Через сколько минут минутная стрелка нагонит часовую?
- Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки превратился в старое домашнее платье?
- Сколько времени длятся сутки?
- Когда сутки короче: зимой или летом?
- Если до полночи оставалось три часа, то сколько было времени?
- Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 часов утра. Сколько времени спал профессор?
- Какие часы показывают точное время лишь два раза в сутки?
- Без четверти три четверти и стрелки вместе. Сколько времени?
Загадки
Я вам скажу заранее,Она известна всем.
Не делится в названии,
Но делится на семь.(Неделя)
Брат и сестра. Кто их приметил ?
Сестра черна, а братец светел.
Она всегда растет зимой, он летом.
Что за брат с сестрой? (День и ночь)
Каждый день и каждый год
Путник движется вперед.
Не свернет куда-нибудь,
Не присядет отдохнуть.
И проходит всякий раз
Шестьдесят минут за час. (Время)
Он рождается в пургу и растет в метели.
Снег растаял на лугу- прыг из колыбели.
Он мальчишкою весной носится по лужам.
К лету бреется, а в зной статным смотрит мужем.
К осени седеет он, с палочкою бродит
В декабре под ветра стон смерть за ним
приходит.(Год)
Ходит по небу луна
то ущербна, то полна.
Как луну мы звали встарь?
Вам подскажет календарь. (Месяц)
– Ребята, как сэкономить время, сделать так, чтобы его хватало и на учебу и на игру?
Режим дня. (Инсценировка)
Взял Витя в руки молоток
И к стенке под часами
С “Режимом дня” прибил листок
Железными гвоздями.
К семи ноль – ноль постель –
Для бабушки заданье.
А мама соберет портфель
Согласно расписанию.
А папе вовремя прийти
И за уроки сесть к шести.
Сказала бабушка:
– В связи с подпунктом “Обтирание”
Сорвется выход в магазин.
Смените расписание.
– Я бы могла собрать портфель, –
Сказала мама Вите,
– Но кто вам сварит вермишель?
Ведь вы же есть хотите!
Добавил папа:
– Я готов приняться за уроки.
Но я на службе в пять часов.
Нельзя ли сдвинуть сроки?
Но Витя так сказал родным:
– Режим мне дали в школе,
А чтобы выполнить режим,
Нужна вам сила воли.
– Как вы думаете, прав ли Витя? Расскажите о своем режиме дня.
Игры – минутки.
1. Собери портфель за одну минуту.
2. Построй дом из спичек.
3. Наведи порядок в классе.
4. Кто больше решит примеров за минуту?
А сейчас рассказ про одежду во все
времена,
Про то как менялась с веками она,
Как нынче важна, как нужна была прежде,
Итак, начинаем рассказ об одежде
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
Первый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
Греция. Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Бывают приметы у каждого века.
Взгляни на одежду и дом человека.
В то время, как строили башни и шпили,
Такого же стиля одежду носили.
Стояли у нас на Руси терема.
Искусной резьбой украшались дома.
И красная девица с молодцем рядом
Пленяют искусно расшитым нарядом.
Знатные люди- министры, придворные-
Шили богатые платья узорные.
Если б не эти костюмы, то знать
Вы не смогли б на рисунке узнать.
Проходят века, и меняется мода.
В одежде – характер, обычай народа.
Но мода не знает границ и преград,
И джинсы – земной повседневный наряд.
Демонстрация коллекции джинсовой одежды.
Игра “Узнай наряд”.
(Ребенок встает за лист ватмана с прорезью для лица. На ватмане нарисован костюм рыцаря средневековья, древнерусского богатыря, русский сарафан, одежда из шкур. Он должен догадаться, в какой костюм он одет по подсказкам одноклассников : когда носили такой костюм, из чего он сделан и т. д. )
Понравилось вам наряжаться?
Итог урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажите своим родителям или друзьям?
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того, какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы. (С. Я. Маршак)
Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
Песня Е. Крылатова и Ю. Энтина “ Колокола”
Бьют часы на старой башне, провожая день
вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний, бьют часы на старой
башне:
Будет, будет даль светла!
Припев: Бой часов, как ключик золотой,
Двери в утро весело открой
Окна в утро настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.
Литература
1. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 2. – М. : РОСТ, Скрин, 1998. – 112 с.
2. Ефимовский Е. С. Мудрые науки – без назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб. : ТИТ “Комета”, 1994. – 176 с. , ил.