Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно-ориентированной личности | 6 |
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания | 15 |
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций | 20 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе | |
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы | 28 |
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе | 31 |
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы | 39 |
Заключение | 47 |
Список литературы | 49 |
Введение
Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51]
Традиция – всего-навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами.
Важное значение для сохранения и развития духовно-педагогического наследия народов имеет разработанная выдающимся ученым – этнопедагогом Г.Н. Волковым. Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К.С. Чиряев. В своих исследованиях А.П. Оконешникова, автор программы “Эркээйи”, приводит отличительные черты народа Саха и призывает последовать многовековому опыту Саха по выживанию в столь суровых условиях всю прогрессивную часть планеты. Стали появляться первые пробы по построению педагогики народа Саха. Это учение Тэрис, Дабыл, Кыта Баалы, и другие, основанные на религии Айыы. Это динамическая система обучения Алексеевой, ноосферно-экологическое обучение Эльгэйской школы, школа А.П.Оконешниковой в восточной части Республики, переводные и другие, основанные на планетарные учения (программирование, вселенский разум Вернадского, ЗОЖ, Занкова, Гальперина и др.) и отличительные особенности культуры Саха.
Особый интерес для нас представляла народная педагогика как научный, национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намсараев, А.Ш Гашимов, Э.А. Измайлов, К.С. Чиряев, И.С. Портнягин и др.). Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н. Попова, С.К. Колодезникова, К.Д. Уткина, Ю.С. Гурова, Э.З. Феседова и др.), А.Г. Корнилова. А.А. Шадрина, А.Д. Семенова и др.).
Гипотеза исследования состоит в том, если обогатить работу в начальных классах элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций якутской педагогики, то содержание учебно-воспитательной работы и во внеурочной работе будет .
Объект исследования – учебно-воспитательная работа в сельской начальной школе.
Предмет исследования – использование народной педагогики в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов сельской школы.
Цель дипломной работы выявить возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школе.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- Охарактеризовать своеобразие народного воспитания народа Саха.
- Определить содержание и формы использования народных традиций в учебно-воспитательной работе.
- Провести опытно-экспериментальную работу в Легойской школе.
- Выявить эффективность использования народных традиций.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении рекомендаций для педагогов по проблеме.
В соответствии с этим структура дипломной работы логически разбита на две главы, введение и заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в работе с детьми начальных классов
1.1. Специфика воспитания этнокультурно-ориентированной личности
В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие якутского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. [25, c. 18]
Этнопедагогика изучает такие темы, как педагогика семейного быта, поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки – как средство умственного воспитания, народные сказки – как блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира – как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Важное значение имеет изучение народных представлений о воспитании и искусстве воспитания. [18, c. 52]
Анализ исследовательской литературы по этнопедагогике Саха позволил выделить средства воспитания, характерные для якутов. Средство воспитания – это конкретные формы деятельности и предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребенком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.
Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, так за ее пределами, необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность. Обзор педагогических идей и мыслей народов Якутии показывает, что установившиеся традиции, обычаи, порядки обеспечивают главное, а именно – воспитание. [38, c. 82]
Приобщение к обряду имеет очень важное значение для развития духовного мира детей и получения необходимых практических знаний и умений. В настоящее время ознакомление с обрядовой системой и приобщение к традиционному мировоззрению якутского народа являются основой мировосприятия и развития младших школьников.
Таким образом, изучение детской обрядности помогает осознать и решить многие актуальные проблемы духовного развития детей. Якутская детская обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике якутского народа.
Национальная обрядовая культура каждого народа – это форма проявления преклонения перед силами природы.
Якуты – самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом материальной и духовной культурой, своеобразными методами и средствами воспитания молодого поколения.
Обрядовая культура якутов отражает мировоззрение, нравственный принцип школы “кут-сюр” и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания детей воздействует в основном на мораль быт, право и семейные отношения. Словом, в обрядовой культуре передается опыт и практика школы “кут-сюр”.
По-якутски обряд, обрядность называется “дуом” или “туом”, обычай, правила – “сиэр”, а исполняемые при обряде пожелания благословения и заклинания, моления, посвятительные песнопения называются “алгыс” (от глагола ал5аа-благословлять, доброжелательствовать, приветствовать, заклинать, молить, славословить.
И.Г. Васильев пишет, что обрядовая культура народа Саха не только закрепляет реликтовые формы социального опыта но и сохраняет и развивает общечеловеческие ценности. Он также предполагает, что этнопедагогика обрядовой культуры народа Cаха – это историческое явление, которая направлена на формирование внутреннего мира, нравственного и эстетического развития личности [16, с. 21].
В старину вся жизнь народа Саха строилась на основе традиционной культуры и в ней исключительное место занимала народная педагогика. Система воспитания строилась с учетом природно-климатических условий. Этикет обрядовой культуры – неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.
Таким образом, теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.
Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения.
Проблема этнопедагогики обрядовой культуры народа Саха проистекает как из объективных, так и субъективных условий. Поскольку обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единая система, а все составляющие которой трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. В Республике Саха в последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре.
Основными носителями обрядовой культуры в древности являлись жрецы, Айыы ойууннара (Белые шаманы). Шаманизм, действительно, есть явление пинкретическое. Как идеология культовой деятельности, связанной с высшими духами – божествами в большей степени относится к религии. Ибо корневая, истоковая сущность белого жречества имеет духовное родство с божественной сущностью развитых религий, является изначальной и базисной основой обрядовой культуры. Жреческая функция белых шаманов в обрядовой культуре народа Саха было определяющей. Она сильна мифологизмом и близостью к проявлениям первобытной религии.
Смысл термина народная культура раскрывается в ходе и процессе постижения на уровне аналитического исследования морфологического среза общего пласта культуры. Содержательная наполненность характеристики многогранной деятельности народа подводит к поиску емких формулировок общепринятых определений. Народная культура – это совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей, достигнутых длительным историческим развитием каждого народа.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов притменения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. [9, с.2]
Таким образом, основываясь на личностно ориентированном подходе, как методологической ориентации в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Наиболее важными аспектами личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности выделяются следующие:
- личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
- он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка [9,с.3].
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность – человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение – процесс и результат развития, проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающее активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
Я-концепция – осознаваемое и преживаемое человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельности, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим;
- выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанным с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением .
Принципами личностно ориентированного являются следующие моменты.
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. [12, с.18]
Третьим компонентом является технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. По мнению профессора Е.В.Бондаревской, технологический арсенал личностно ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицына считают метод создания ситуации успеха средством личностно ориентированной педагогической деятельности. Теоретические и методические разработки Т.В.Машаровой убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для учащихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора. [13,с. 53]
Основываясь на этих трех компонентах, мы пришли к следующим выводам: наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий социокультурной ориентации общества. Такой подход также относится непосредственно к уровням научных и государственных учреждений.
Народная культура якутов выполняет те же функции, которые действуют для других типов самобытных культур. Во-первых, этот пласт культуры помогает нам воссоздать заново истинный, сущностный дух своего народа. Сегодня для нас эта общепоставленная задача является наиболее актуальной. С духом связаны душа, воля и сознание якутского народа. Энергией и настойчивостью нынешнего поколения людей в этом направлении сделано немало. Мы можем сегодня говорить о духовности нашей культуры на уровне практических задач.
Во-вторых, народная культура сегодня выступает как действующий источник народной мудрости и социального опыта поколений. Как связующее звено между прошлыми образцами и современными проявлениями культуры пользуется она неизменным доверием всего общества. Поэтому приоритет социальной значимости по существу ассоциируется с понятием этнокультурной ценности.
В-третьих, особую популярность имеет ее познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорное знание играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в осознании природы и сущности традиционной культуры, в значении других источников знаний, археологических, этнографических, социологических, экспедиционно-собирательских и архивных, особо говорить не представляются необходимым.
В-четвертых, сегодня на уровне государственных структур действуют целевые программы по образованию и семейной политике. Функциональная нагрузка народной традиционной культуры в этих целеполагающих документах значительная.
В-пятых, базисная культура выполняет коммуникативную и информационную функцию как между профессиональными общностями людей, так и между отдельными социальными индивидами. Она проявляет себя через языковую среду, другие знаковые системы и информационные коды все расширяющегося культурного пространства.
В-шестых, народная культура в процессе длительного развития выработала целый ряд нормативов этнического и эстетического характера, испытанных механизмов правовых регуляторов. Иные из них функционируют и поныне.
Народная культура якутов сегодня выступает перед нами не только как факт истории, но и как целое явление, характеризующее весь облик, национальное своеобразие народа.
1.2. Особенности якутского традиционного воспитания
Духовно-практическое деятельность якутского народа (народные игры, детская обрядовая система, обычаи и т.д.) оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности. В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. [47, c. 63]
В процессе исторического развития у народа Саха образовалась собственная уникальная система воспитания. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что “опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. [51, c. 63] Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы”.
Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова передает и содержание, и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума [20. с. 45].
Вопросы приобщения младших школьников к традиционному мировоззрению этноса тесно связаны с понятием категории духовных традиций этнического воспитания. В категории рассматривается как результат обобщения опыта исторического развития познания общественной практики, категория (пространство, время, материал, сознание, природа, общество, культура, традиция и др.) одновременно является и универсальной характеристикой сущего, и основной формой освоения (практического, духовно-практического, теоретического, духовного мира человеком). В категориях сконцентрирован опыт духовно-практической деятельности народного воспитания.
Традиционное мировоззрение якутского народа ориентировано на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности. Такие философы как, Н.А. Бердяев, А.Л. Никифоров, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др., считают, что человек как духовное существо занимает первое место в системе ценностей. Как существо мыслящее и творческое он имеет мировоззрение. Благодаря духовному, эстетическому обогащению он формируется как личность, у него развивается высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважение.
Традиционное мировоззрение это духовное богатство якутского народа, пишет Е.С. Сергина, в котором заключены исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, идеалы, а также методы, приемы средства воспитания традиции сформировались под влиянием условий жизни народа и передавались из поколения в поколения. “Традиции связывают исторические времена – без них в жизни возникают проблемы, жизнь теряет свою весомость, так как теряется преемственность, непрерывность духовной жизни”.
Таким образом, категория практики является одной из основ традиций формирования целостной личности у якутского народа.
К.С. Чиряев считает, что “из всех традиций, передаваемых из поколение в поколение важнейшими являются педагогические”. [42]
Объединение принципов традиционного мировоззрения придает воспитанию гармонически сочетающиеся гуманистические характеристики: “философскую, идеологическую и этическую”, когда нарушается гармония природы и человека наступает дисгармония. Поэтому некоторые традиции утратили прежнее созидательное значение и сейчас воспринимаются как религиозный пережиток прошлого. При этом упускаются из виду “духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки вспомогательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости”. В связи с этим так важно заботиться о сохранении освещенных гуманной моралью традиции в сознании школьников. “Человек утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа становится безродным изгоем, беспочвенным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом”. Традиции, обычаи и обрядовые действия как средство народного воспитания способствуют становлению мировоззрения, прививают младшим школьникам чувство уважения к старшим, сострадания и т.д. Приобщении к традиционному мировоззрению через духовно-практические действия регулирует духовную жизнь растущего человека. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия и гармонии с природой, добротворчеству и духовному самосовершенствованию.
Как утверждают исследователи народной педагогики Д.М. Бурхинов [14], Д.А. Данилов [25], С.Д. Намсараев, система традиционного воспитания способствует духовному обогащению личности, если:
а) воспитание является органической частью, естественным компонентом реальной жизни и осуществляется в процессе решения жизненных задач;
б) традиции, выступая в виде принципов, норм, идеалов, правил, создающих общественное мнение, вырабатывают определенные алгоритмы поведения человека, регламентирующие его жизнедеятельность;
в) ребенку прививается любовь, привязанность к родным местам, бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, все это развивает умственные силы, наблюдательность, умение анализировать явления природы [14, с. 37]
Е.С. Сергина отмечает, что в традиционном мировоззрении якутского народа выделяются два вектора: направленный во вне (тулалыыр эйгэ, ки”иэхэ дьайар тас к;;стэр) и направленный вовнутрь (киьи ис туруга, чоло, сиэрэ, майгыта). [48, c. 32]
Народ Саха издревле истересовался интересовался происхождением вселенной, теми, кто населяет этот мир. Анализ научной литературы приводит к выводу о том, что у якутского народа существует собственное своеобразное философское учение о природе и человеке.
Опыт духовного познания фселенной отражен в мифологии, олонхо, в верованиях. В наши дни значительно усилился интерес к народному философскому учению.
Исследователь фольклора якутского народа Л.А. Афанасьев создал учение, в котором Добро становится главным аспектом воспитательного процесса. Анализируя обычаи предков, автор определил традиции отношения человека к живой и неживой природе. И.С. Портнягин доказал связь народной педагогики с учением айыы, в котором отражены нравственно-этические идеалы, традиции нравственног, физического, трудового воспитания. К примеру, Иэйиэхсит – не только красота, пркрасное в мире, но и этика поведения, культура человека, а Айыыhыт (божество, дарующее ребенку кут) становится идеалом семейного воспитания [26, с. 48].
Для достижения гармонии с природой народом Саха выработаны своеобразные методы и средства духовного воспитания.
Метод убеждения словом. Слово действенно на разных этапах воспитания. Можно выделить две функции слова: бытовую и культовую. Например, в обрядовом действии алгыс является словесным символом. Имеет огромное значение. Символ является особой разновидностью знака. Однако наиболее распространенной системой знаков является человеческий язык. Язык – тире это знак принадлежности его носителей к этнической общности, к социуму. К.Д. Ушинский, что “весь след совей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове”. Первостепенная роль слова у якутов как средство воспитания отражена в работах К.С. Чиряева, Е.П. Жиркова, Д.А. Данилова [25 с.6].
Метод подражания. Подражание можно разделить на два вида: культовое и бытовое. В обрядовом действии подражание является символическим кодом. Например, при исполнении обряда, копируя каждое движение алгысчыта, танцующие должны соблюдать этикет исполняемого действия. В быту большую роль играет пример взрослого человека (холобур буолуу). Подражание усиливает интерес ребенка к окружающему миру и способствует формированию представлений, понятий, взглядов. К данному методу также относятся следующие традиционные приемы: внушение (ылыннарыы), разъяснение (холобурдаан быhаарыы) и советы обучающего (уьуйааччы уэрэтиитэ, такайыыта).
Метод наставления, основанный на принципе гуманизма и добротворчества, развивает самостоятельность ребенка способствует формирования концепций. С помощью таких нравственных категорий, как долг (иэс), терпимость (уйугас), честь (чиэс), совесть (суобас), в рамках этого метода можно решить многие проблемы воспитания детей.
Метод вселения. Этот метод реализуется в контексте особых обрядов и требует от обучающегося ответственности, большого умения и определенных навыков.
Метод испытания позволяет диагностировать развитие ребенка (сылыктааьын). Якуты дифференцировали воспитание детей (мальчиков как будущих мужчин, мужей, отцов; девочек как будущих женщин, жен, матерей). Этот метод предопределяет природосообразность дальнейшего воспитания и предназначение ребенка, а также стимулирует такие качества, как состязательность, чувство коллективизма.
Методы оберегания и очищения (харыстааhын, арчылааhын). Якутский народ пользуется этими методами с осторожностью, поскольку считается, что малейшая ошибка в обрядовом действии может привести к нарушениям жизненного цикла ребенка.
Таким образом, в процессе исторического развития у народа Саха образовалась собственная уникальная система воспитания.
1.3. Обогащение учебно-воспитательной работы в начальной школе средствами народных традиций
В последнее время в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. Принятая в мае 1991 года “Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я)” отмечает, что знание родного языка, уважение культуры этноса, устного народного творчества обеспечивает процветание якутов. [42]
В настоящее время изучение национальной культуры в республике Cаха (Якутия) и в России приобретает свою актуальность. Формирование их культуры, становление каждого школьника духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. В контексте происходящих сдвигов подтверждается, что якутский народ, в основном, сохранил свои традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для нравственного воспитания подрастающего поколения.
Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий нравственной ориентации общества. Теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа Саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов. [46, c.76]
Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания
Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса.
Осуохай – второй по значимости, после олонхо вид якутского устного народного творчества, который исполняется коллективно. Есть запевала, которые должны обладать талантом: голосом и образной речью. Через народный танец осуохай – ребенок познает традиции, обычаи, культуру, особенности жизни якутского народа, воспитывается в духе коллективизма.
Кылысах – это особое приукрашение якутских песен, результат плодотворной работы в кружке. А.С. Федоров говорит, что все обладают “кылысахом”, то есть у всех заложен кылысах. Надо только развить его.
Осуохай развивает детей эстетически, физически. Как отмечает Н.Е. Петров, имеет даже оздоровительное значение для школьников. Как коллективный вид исполнения воспитывает коллективизм.
Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки [ 21] . С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф.
Чудесный мир якутской сказки заселен разнообразными действующими лицами. Традиционными ее героями являются представители народа: бедняк Чаарчахаан, старуха Таал-Таал, братья Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур, охотник Берген, сирота От Сыгынньах (Травяная Доха), мудрый советчик старец Сээркээн Сэсэн. Их вечными врагами выступают Алаа Могус (ненастный обжора) – многоголовое чудовище, фантастическое существо – коварный змей Могой. Национально своеобразны и выразительны образы волшебных существ: мифической птицы Ексекю, невиданного зверя Мэк Тугуй с тремя рядами ног.
Удивительно поэтичны в сказке женские образы: девушка – хвощинка, невиданные красавицы – суженые богатырей – героев, жительницы Верхнего мира – шаманки дочери Солнца, Месяца и Плеяд, три старушки сестры, дающие добрые советы героям. Отвратительны и уродливы женщины – абаасы, пытающиеся помешать счастью героев.
Многообразны чудесные предметы: пестрая талина, оживляющая мертвых; волшебный мяч; чудесный летающий платок; табакерка, вмещающая в себя города, людей, скот и др.
Якутская сказка в основном трехперсонажна: герой (охотник, бедняк, сирота, старушка, богатырь), помощник (конь, мудрый старик, жена, мать, старушки – советчицы, птица Ексекю), враг (абаасы, Алаа могус, богачи).
По своему происхождению персонажи якутской волшебной сказки разновременны: так, одни, по всей вероятности, возникли в эпоху раннего родового строя, другие – при феодальном строе, а третьи были заимствованы у русских после вхождения Якутии в состав России. [49, c. 15]
Кроме сказок, в работе используются элементы народных якутских игр. Народные игры якутов – любимое занятие учащихся, что объясняется тем, что в основном эти игры подвижные, требующие смекалки, быстроты, реакции. Ребенок школьного возраста проявляет свои игровые умения, может самостоятельно сочинять игру, моделируя для нее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, соблюдая правила игры. Якутские игры в этом плане имеют огромное значение.
На уроках внеклассного чтения можно использовать элементы таких якутских народных игр, как “Хитрая лисичка”, “Бездомный заяц”, “Ключи”, “Пустое место”, “Кто первый”, “Рыбалка”, “Птички”, “Игры с мячом”, “Кто быстрее”, “Гуси-лебеди”, “Краски”, “Игры с соломой”, “Кто больше назовет предметов”, “Что это?”, “Что из чего и как сделано” и т.д.
Для использования народных якутских игр особое значение придается построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры.
При составлении программы с использованием народных игр учитываются все особенности детей, изучаются психолого- педагогические условия развития игровой деятельности с включением современных научно- методических и практических достижений, что позволяет определить сильные и слабые стороны в организации игр, и дать конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки игровой деятельности школьника.
Одним из элементов народной игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат использования народной игры – показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. В народных играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. [54, c. 91]
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы использование народной игры было не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное использование народных игр прежде всего предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь другим детям.
Как и в русских народных играх, у якутов существуют настольные игры, например “Хабылык”, “Бу тугуй?”, “Ким элбэх предметтэри аттырый?”, “Бу туохтан уонна хайдах оноьуллубутуй?”, “Манна туох баарый?”, “Кутуйах сохсото”, “Борьба мальчиков”, “Перетягивание палки”, “Заячьи прыжки”.
Как и в русских народных играх, в якутских играх можно выделить и игры-забавы. В них также выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение то же – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие.
Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь ребенка как основа якутской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты якутского песенного народного творчества.
Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей Таким образом, обогащение учебно-воспитательной работы
Таким образом, необходимо знакомить детей с народным творчеством якутского народа. Самым эффективным средством воспитания в школе является использование традиционной педагогики.
Вывод по 1 главе
В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурно- ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.
В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.
Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в учебной и внеучебной работе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
Экспериментального исследование проводилось на базе Легойской средней школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация использования народной педагогики в систематическом научном образовании в начальной школе.
На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей начальной школы с целью дальнейшего построения педагогической системы, которая включала в себя использование традиционной педагогики народа Саха.
Основной задачей второго – формирующего этапа исследования явилось создание и апробация развивающей программы и методики использования в учебной и внеучебной работе народных традиций. Практически вводились новые формы методической работы, затрагивающие содержание учебной и внеучебной работы.
На третьем – обобщающем этапе создавалось описание действующей модели воспитания детей с приоритетным традиционным направлением в воспитании детей младшего школьного возраста.
Содержанием четвертого – корректирующего этапа исследования стало дополнение и корректировка результатов экспериментальной работы, уточнение полученных выводов, доработка практических рекомендаций.
Экспериментального исследование проводилось во 2 классе школы села Легой по этапам педагогического эксперимента. В эксперименте принимало участие 10 детей.
На уроках во 2 классе мы использовали элементы народной традиции якутов, такие как якутские сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках чтения, ЯНК, ИЗО, физкультуры. Также проводили интегрированные занятия по рисованию и народному фольклору. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по рисованию и народному есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом.
Также на внеурочных занятиях мы ввели элементы традиционной национальной культуры.
Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля после педагогического эксперимента, когда в учебный процесс внедрена народные традиции народа Саха.
Формирующий эксперимент представляет собой констатацию изменений после проведения в экспериментальном классе работы. Здесь производится анализ соответствия полученных результатов ожидаемым (проверяется гипотеза), выявляются факторы, влияющие на результат.
Для выявления эффективности интегрированных уроков были проведены итоговые тесты. Итоговые тесты проводились со следующей целью: во-первых, выявить качество усвоенных знаний, их глубину и системность, во-вторых выявить баланс между научностью и доступностью проводимого кружка и интегрированных уроков. Это все требует определенной системы контроля.
Обработка результатов была сделана методом поэлементного анализа. Этот метод является наиболее достоверным и распространенным и дает хорошие результаты.
Результаты выполнения итогового теста экспериментальной и контрольной групп по элементам знаний, подлежащих проверке, сведены в таблицы.
Таблица 1.
Результаты итогового теста на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п | Элементы знаний и умений | Частота правильных ответов | Частота правильных ответов в % |
1. | Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье | 8 | 72.73 |
2. | Знание якутских сказок | 7 | 63.7 |
3. | Знание основных понятий о национальной культуре | 7 | 63.7 |
4. | Знание якутских песен | 6 | 54.56 |
5. | Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам | 8 | 72.73 |
Среднее арифметическое | 7,2 | 65.45 |
Исходя из данных вышеприведенной таблицы экспериментальной группы мы видим, что у детей отсутствие повышения успеваемости по предметам.
Таблица 2.
Результаты итогового теста на контролирующем этапе эксперимента
№ п/п | Элементы знаний и умений | Частота правильных ответов | Частота правильных ответов в % |
1. | Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье | 11 | 100 |
2. | Знание якутских сказок | 10 | 9.09 |
3. | Знание основных понятий о национальной культуре | 9 | 81.81 |
4. | Знание якутских песен | 10 | 90.9 |
5. | Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам | 7 | 63.63 |
Среднее арифметическое | 9,4 | 85.45 |
Таким образом, использование средств народных традиций народа Саха обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах Легойской средней школ
2.2. Методика использования народных традиций в Легойской школе
В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. Региональный компонент задействовали во всех занятиях 2 класса Легойской школы.
На уроках чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида якутского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.
Приведем пример использования сказки на уроках чтения.
I этап
Знакомство детей с устным народным творчеством народов Саха. На этом этапе нами была проведена система занятий.
Занятие 1.
"Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство"
Якутская народная сказка "Харах Симэрики".
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; дать понять, что умение трудиться может спасти человеку жизнь.
Кого было жалко в сказках?
(Жалко Юлесит-Кыыс. Ее ругали, били. Жалко мышку – ее обидела Сюрэгэ Суох. Нельзя обижать маленьких).
За кого вы рады? (Мы рады за Юлесит-Кыыс – она будет жить теперь счастливо).
За что она награждена? (Юлесит-кыыс добрая и любит труд)
Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство.
Занятие 2.
"Смех – начало дружбы"
Якутская народная сказка "Правда и выдумка" – рассказ – небылица якутского мальчика Бэргэна.
Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.
Что такое "быть друзьями"? (Это значит вместе играть, никогда не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).
Занятие 3.
"Самое большое богатство"
Якутская сказка "Нууралдьыын-Куо и Бюгюрю-Куо".
Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание трудиться; учить уважатть людей труда за их доброту; подчеркнуть благородство Бюгюрю – Куо, колторая простила сестре ее жадность и зло.
Как вы думаете, кто помог Бюгюрю-Куо вырастить золотой хлеб? (Это зайчик. Он волшебник. За добро он платит добром, а на зло отвечает злом).
А на месте Бюгюрю-Куо что бы вы хотели взять: много денег, продуктов, богатства или орудия труда? (Деньги могут кончиться, продукты тоже, а без труда нельзя жить. Поэтому я выбрала бы лопату, топор, нож и тяпку. Хорошо работала бы и вырастила хороший урожай).
Хотели бы вы дружить с Бюгюрю-Куо? Кто у нас в группе похож на нее? Подарим им эти орудия труда (Дарят друг другу картинки с изображением орудий труда). Это самое большое богатство.
Занятие 4.
"Что такое глупость?"
Якутская народная сказка "Лягушка и ворона".
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения с родителями, бабушками и со сверстниками.
Кого в этой сказке назовете глупым? (В этой сказке ворона глупая. Когда ее похвалили, она обрадовалась и гаркнула: "Да!", а лягушка упала в болото).
Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и не понимаешь).
А как можно умным стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор – там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).
Занятие 5.
"Есть совесть, есть и стыд: а стыда нет, и совести нет".
Якутская народная сказка "Корова с серебряным молоком и серебряным маслом".
Программное содержание: учить детей понимать смысл слова "совесть"; пробудить в детях мотивы доброжелательных взаимоотношений.
Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему? (Старшие сестры поступили плохо, несправедливо. У них нет совести. Они обижали младшую сестру. Они были лентяйки, только наряжаться любили).
А если бы вы были в этой сказке, что бы вы сделали для младшей дочери? (Я бы ее пожалела. Погладила бы ее руки, дала бы красивое чистое платье. Злых сестер поругала бы).
Им стало бы стыдно. Да? (Да). Почему? (Потому что у них появится совесть).
Значит, когда стыдно – значит есть совесть? (Да).
А вам когда-нибудь бывает стыдно? (Да. Стыдно, когда я не слушаюсь. Когда обижают маленьких, тоже стыдно. Когда дерутся, стыдно. И когда еще говорят плохие слова).
Занятие 6.
"Верному другу цены нету"
Якутская народная сказка "Как собака подружилась с человеком"
Программное содержание: вызвать чувство осуждения неверности в дружбе; учить высказываться об обобщенном смысле сказок; побуждать к приветливому, доброму отношению друг к другу.
Какой была собака в старину? (Собака была очень любопытная. Поэтому она нарушила доверие хозяина. За это бог ее наказал, лишил речи).
Почему собака стала верным другом человека? (Человек ее любил, хорошо кормил. Поэтому собака больше не нарушала доверие хозяина).
У кого есть дома собака? Расскажите о ней. За что вы ее любите?
Занятие 7.
"Добро и красота"
Якутская народная сказка "Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами".
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями народов Саха; вызвать чувство восхищения красотой отношений между людьми.
С чего начались чудесные события со старушкой Бэйбэрикээн? (Она нашла необыкновенную травинку с пятью отростками и бережно ее выкопала, не повредив ни одного корня).
Что означает колокольчик для людей Саха? (Колокольчики – бубенчики звенят на счастье, они очищают дом от худа и болезней).
А что означают наперсток, игла, ножницы в сказке? (Это значит, что в доме скоро появится девушка. Якутская девушка – мастерица).
Занятие 8.
"Уважай людей"
Якутская народная сказка "Гусь и журавль".
Программное содержание: показать, какой поступок порицался народом Севера; осудить издевательство над другими людьми.
Представьте себя на месте худого и костлявого Журавля. Что бы вы почуквствовали? (Мне стало бы очень обидно. Я не люблю, когда надо мной смеются).
Чему учит эта сказка? (Нельзя оскорблять и унижать другого человека за то, что он не похож на тебя).
Занятие 9.
"Не зарься на чужое"
Якутская народная сказка "Птичка и водяная крыса".
Программное содержание: углубить представление детей о большой ценности народов – о гостеприимстве и доброте; дать понять, что зариться на чужое – порицаемый поступок.
Как принимала Птичка гостя? (Она отдавала Крысе все лучшее, что доставала своим трудом. Принимала гостя с уважением).
А когда пришло время принимать Птичку у себюя, как вела себя Крыса? (Крыса плохая. Она не кормила гостью. Все лучшее ела сама).
Значит, крыса просто позарилась на чужое добро – ей захотелось пожить за чужой счет. А платить за это ей не хотелось. Люди говорят: "Не зарься на чужое". Это очень некрасиво.
На уроках русского языка наряду с другими формами работы веду экспериментальные занятия по развитию речи с использованием краеведческого материала. Предлагаемый нами апробированный план работы с включением национально – регионального компонента, может быть использован учителями во внеклассной работе. Предлагаем примерный план.
Примерный план работы на уроках русского языка с использованием народных традиций
Занятие 1. Составление сказки о растениях, птицах, животных Республики Саха (Якутия)
Занятие 2. Изложение по рассказу якутского писателя (на выбор). Художественный текст. Повествование с элементом описания птиц (кыталык), леса.
Занятие 3. Устная работа по картине (на выбор). Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих материалов.
Занятие 4. Сочинение-миниатюра
“Мой любимый полевой цветок”. Описание цветка. Сардаана.
Занятие 5. Изложение. Образ Туйаарамы Куо. Глава из книги П.А.Ойунского “Нюргун Боотур Стремительный” Повествование с элементами описания.
Занятие 6. Изложение “Любимое время года”. Повествование. Элемент описания.
Занятие 7. Сжатое изложение. “История Якутского музыкального театра”.
Занятие 8. Сочинение по картине “Мой Якутск”. Описание мягких сумерек. Огни города.
Занятие 9. Изложение “Одежда народов Севера”. Описание и изготовление якутской одежды.
Занятие 10. Сочинение “Моя дорога в школу”. Повествование с элементом описания.
Также использовали народные традиции на уроках якутской национальной культуры. На основе этих занятий возникла идея открыть кружок “Народный фольклор”
Мы разработали систему кружковых занятий по ознакомлению с устным народным творчеством, в частности, национальным танцем осуохай. Наша система включает в себя следующие этапы:
1. ачальный этап. На этом этапе даютя общие представления об устном народном творчестве, о жанре осуохай как одного из вида якутского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилоась традиция проведения национального праздника “Ысыах”. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного вторчества как чабыр5ах, тойук, хомус. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают об устном народном вторчестве.
2. I этап. Знакомство детей с устным народным творчеством. На этом этапе нами было проведено 5 кружковых занятий.
1 занятие –тема “Жизнь наших предков”
цели:
- Познакомить детей с бытом наших предков.
- Дыхательная гимнастика для носа и горла. .
- Слушание магнитофонной записи осуохая.
2 занятие – тема”Жизнь наших предков”
цели:
- Расширить знания детей о жизни наших предков.
- Слушание магнитофонной записи.
- Различать темп осуохая.
3 занятие – тема “Посуда наших предков”
цели:
- Познакомить детей с посудами наших предков”
- Разучивание шагов осуохая.
- Разучивание народной песни “Кымыс ырыата
4 занятие – тема”Посуда наших предков”
цели:
- Расширить знания детей о посудах наших предков.
- Дальнейшее разучивание народной песни “Кымыс ырыата”
- Разучивание шагов осуохая
5. занятие-тема “Национальные блюда”
цели:
- Познакомить детей с национальными блюдами.
- Разучивание народной песни “ Саас буолаа”
- Разучивание мотива осуохая ; поются гласные.При пении следить за дыханием.
На практике мы убедились в том, что через фольклор дети учатся уважать родную культуру и эстетически преображаются
3. II этап. Интегрированное занятие по теме “Ысыах”.
Цель: побудить детей нарисовать по теме ысыах на основе полученных знаний из предыдущего этапа. Дальнейшее закрепление народных песен “Кымыс ырыата”, “Саас буола5а”. На этом этапе мы сначала с детьми воспоминаем то, о чем говорили на предыдущих занятиях. Затем детям предлагалось нарисовать сюжет по замыслу. После рисования провелось закрепление песен.
4. III этап. 10 занятие – развлечение “пришла к нам в гости бабушка Бэйбэрикээн”.
На этом этапе мы повторили знания об устном народном творчестве. Затем прошло соревнование “обугэбит оонньуулара”, с которым знакомит бабушка Бэйбэрикээн и мальчик Колокольчик. Развлечение закончилось в котором запевалами были Ильин Степа, Герасимова Люба, Дорофеев Айсен.
11 занятие – развлечение провелось в конце недели “Якутского фольклора”. На данном этапе прошел конкурс запевал осуохая, в котором приняли участие 12 человек. Гран-при конкурса запевал осуохая стала Яна Сергеева. I место заняла – Герасимова Люба. II место – Ильин Степа. III место – Куприянов Алеша.
Итак, формирующий этап показал, что использование системы занятий с использованием народных традиций влияет на эстетическое, нравственное воспитание младших школьников, а также на закрепление знаний.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Учащиеся 2 класса Легойской школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.
Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.
Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.
Традиционное мировоззрение народов Севера ориентировано на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности. Возросший интерес к проблемам национальной культуры побуждает работников народного образования обращаться к положительным примерам народной культуры, в которых нашли отражение духовный опыт народа, общечеловеческие ценности и достижения. Одним из основных факторов воспитания и развития младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой.
По итогам эксперимента мы видим, что дети значительно расширили свои знания и представления о родной культуре.
В экспериментальном классе, после проведения учебной и внеучебной работы с применением народных традиций, отмечено повышение уровня развития, так и повышение интереса к обучению и родной культуре. Эти данные представлены в таблице.
Таблица 3.
Результаты отклонений в качестве знаний по элементам
№ п/п | Элементы знаний и умений | Констатирующий этап эксперимента |
Контролирующий этап эксперимента Частота правильных ответов в % | Отклонение в % |
1. | Умение правильно рисовать фигуры девочки в национальном платье | 72.73 | 100 | 27.27 |
2. | Знание якутских сказок | 63.7 | 90.9 | 27.2 |
3. | Знание основных понятий о национальной культуре | 63.7 | 81.81 | 18.11 |
4. | Знание якутских песен | 54.56 | 90.9 | 45.47 |
5. | Умение давать обоснованный ответ на вопросы по якутским блюдам | 72.73 | 63.63 | -9.10 |
Среднее арифметическое | 72.73 | 85.45 | 12.72 |
Сравнение результатов качества и глубины усвоения учебного материала контрольного и экспериментального классов приведены в таблице.
Таблица 4.
Результаты основных качеств усвоения учебного материала
Констатирующий срез | Контролирующий срез | ||
K % | E | K % | E |
85.45 | 0,13 | 72,73 | 0,18 |
Где:
K – частота правильных ответов E – абсолютная ошибка
Результаты теста, проведенного во 2 классе показывают, что качество и глубина усвоения знаний по итогам проведенной работы повышены в экспериментальной группе и составляют 85,45%. Исходя из данных таблицы, можно заключить, что хотя средний процент правильных ответов составляет 65.2%, 67.2 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Отклонения по видам ответов, хотя в большинстве случаев значимы, но составляют десятые доли процентов.
Систематическая работа на кружковых занятиях убеждает нас в том что, дети усвоили, полюбили осуохай как вид народного творчества, обогатился словарный запас детей.
Таким образом, приходим к выводу, что занятия с использованием народных традиций в школе приносят положительные результаты.
В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приемы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности. В “Концепции обновления и развития национальных школ” предусматривается коренное изменение образовательных и воспитательных приоритетов. Усвоение культуры народа происходит на фоне более естественного развития интеллектуальных сил ребенка средствами его родного языка и на основе приобщения его к культуре своего народа. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В работе с детьми младшего школьного возраста были поставлены следующие задачи: систематически работать над развитием речи ребенка, над правильным выражением мыслей при пересказе сказки, опираясь на общие представления детей, расширить знания обычаев и традиций народа Саха, используя различные дидактические игры обогащать словарь детей.
Доказано, что младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Считается, что его мышление становится похожим на мышление взрослого. В этом возрасте школьник может формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Обучение становится развивающим в том случае, когда проводится систематическая работа по формированию логических приемов и форм мышления. Для этого проводим и различные викторины.
В условиях демократизации школы большое значение приобретает использование активных методов обучения и воспитания в преподавании общеобразовательных дисциплин. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно-побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно- побудительную, образовательно-обучающую, воспитательную функции. Игра является действенным фактором повышения качества учебно-воспитательного процесса. Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способны концентрировать свое внимание, работоспособны. Использование игры показывает, что у детей стала лучше речь, они самостоятельно делают выводы, стал шире круг их интересов, они задают больше вопросов. У детей появляется желание еще лучше учиться и больше узнавать нового.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: установлено, что до проведения эксперимента ребенок не осознает, что занятия с использованием народных традиций развивали бы его. После проведенного эксперимента дети уже понимают, что у них развился интерес к занятиям. Они научились думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития. Основу умственного воспитания, развития мышления составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.
Занятия способствуют развитию мышления, который наиболее отчетливо проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. Более сложными для детей оказываются связи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространственные, временные, причинно-следственные. Учить ребенка мыслить – это первая задача занятий. Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений.
В связи с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста эту работу лучше всего проводить через использование устного народного творчества.
Работу вести лучше всего в учебной и повседневной жизни в форме кружковых занятий. Безусловно; успешность овладения знаниями и навыками детей зависит от целенаправленного обучения и воспитания.
Практическим работникам мы хотели бы порекомендовать использовать при формировании первоначальных представлений о национальной культуре и красоте родной речи – устное народное творчество.
На занятиях физической культурой рекомендуется применять два вида национальных танцев – это якутский танец “осуохай” и эвенкийский танец “сээдьэ”.
Также в работе можно использовать сказки народов мира, интегрированные занятия с использованием региональных материалов.
Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину). Идеал для ребенка – далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок, проведение игр и многое другое.
Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Целенаправленная работа по внедрению этнопедагогических традиций в воспитании и обучении детей положительно влияет на результативность работы. В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идет переориентация на общечеловеческие духовные ценности.
На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приемы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования основана на предположении, если в воспитании ребенка использовать этнопедагогические традиции, то это способствуют воспитанию ребенка.
Разработанная методика показала эффективность формирования нравственности посредством народных традиций.
Выводы по 2 главе
Анализ результатов эксперимента показывает эффективность использования народных традиций в учебной и внеучебной работе учителя сельской школы. Таким образом, те учащиеся, для которых проводились подобные уроки, относительно глубоко разбираются в вопросах и заданиях итоговой контрольной работы.
Данные результаты также показывают, что система уроков и кружка, с использованием народных традиций по своему содержанию достаточно доступны для детей.
Таким образом, достигнута цель дипломной работы мы выявили возможности сочетания народной педагогики и систематического научного образования в начальной школ
Заключение
В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Обрядовая педагогика народа Саха ориентирована на воспитание целостной личности.
В народной педагогике средства материальной культуры (например, игрушки: сыа5ай-кукла: животные из тальника или костей) связаны с развитием практической деятельности ребенка а средством духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.
Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, осуохай и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания
Экспериментального исследование проводилось на базе Легойской средней школы Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация использования народной педагогики в систематическом научном образовании в начальной школе.
Мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Учащиеся 2 класса Легойской школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.
Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.
Итак, подводя заключительные итоги о проделанной работе нами работе, хочется еще раз отметить актуальность и злободневность данной темы, так как она имеет в себе большую важность: в поддерживании и сохранении якутской национальной культуры.
Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу.
Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.
Список использованной литературы
- Абрамова М.А. Оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: метод. рекомен. В помощь студ. / Ин-т разв. Образов. Центр дистанционо образов. Якут. гос. Ун-т – Якутск: Изд. Центра дистанцион.образов. ИРО МО РС(Я), 1999-24с.
- Алексеев М.П. “Оhуокай эргийдэ” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
- Алексеев М.П. “Оhуокайга дуоhуйа сынньаныахпыт” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
- Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в ХIХ-нач ХХ в.-Новосибирск; Наука, 1992
- Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве.-Якутск: Якут.кн.изд-во, 1960
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1979.
- Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1992
- Баишев И.Г. Айыы тыына.-Якутск: Бичик, 1993.
- Бердяев Н.А. Истина и откровение; Пролегамены к критике откровения-СПб.;Изд-во Русск. Христ.гуманит.ин-та, 1996.
- Бердяев Н.А. Самопознание.-М.;Книга, 1991.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства,-М.:ИЧП “Лига” 1994.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр.пед.произв.-М., 1961.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-М., 1979.-Т1.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа.-Улан-Удэ: Бэмы, 1993.
- Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири.-Л., 1988.
- Васильев И.Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа Саха // Тускул.-Якутск-2003-№2
- Ветлугина Н.А. “Музыкальное развитие ребенка” М., 1968.
- Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации.-Новосибирск:Наука, 1992.
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Бичик, 1997.
- Волков Г.Н. Педагогика жизни.-Чебоксары, 1974.
- Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч.
- Волков Г.Н. Якутские этнопедагогические этюды.-Якутск: Кудук, 1998.
- Выготский Л.С.: Педагогическая психология-М.:Педагогика, 1993.
- Гумилев Л.И. Этногенез и биосфера Земли.-М.: Тананс ДИ-ДИК, 1994.
- Данилов Д.А. Нароодная педагогика-основы развития науки о воспитания // Народная образование Якутии.-1993.-№1.
- Дистерверг М.А. Мифы внутри нас.-М., 1992.
- Ефимов А.И. Народность эстетического воспитания в наследии передовых русских педагогов второй половины ХIХв. Чебоксары, 1994.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия):Статьи и материалы.-М:Просвещение, 1992.
- Жирков Е.П. Методология и технология содержания образования в национальной школе-Якутск: Бичик, 1993.
- Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981.
- Жорницкая М.Я. Якутские танцы: Якутск, 1956.
- Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии: М., “Наука”, 1966.
- Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: Академия, 1996.
- Измайлов А.Э Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Северной Азии и Казахстана.-М.: Педагогика, 1971.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т.-М., 1993-1999.-Т.1.
- Каган М.С. Философия культуры.-М., 1996.
- Кон И.С. Психология.-М: Просвещение, 1980.
- Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов. Пространство. Время. Движение // Духовная культура в жизни этноса.-Якутск: Бичик, 1991.
- Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 1979. С.189.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,1982. С. 445.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего ребенка. М.,1988. С. 224.
- Концепция обновления и развития национальных школ в РС (Я). Якутск, 1991.
- Макаренко А.С. Соч.т.5. М., 1951. С.404.
- Марьенко. Основы процесса нравственного воспитания в школе. М., 1980.