Нравственность – это смешанный лес, корни которого уходят в почву, которую мы создаём, а вершины – в небо
В. Кротов
Учебно-методический комплект (УМК) по литературному чтению включает в себя:
- программу О.В. Кубасовой;
- Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003;
- Кубасова О.В. Методические рекомендации “Учим читать” по литературному чтению к учебникам “Любимые страницы” для начальной школы 2 – 4 классы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
Тема “Развитие ценностных ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках чтения” является, на наш взгляд, наиболее актуальной и востребованной в условиях современного начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта перед учителями начальной школы поставлены цели, одними из важнейших, на наш взгляд, являются:
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
- Реализацию этих целей учитель может осуществить на уроках литературного чтения, где выделяются следующие ведущие цели:
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о добре и зле;
- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
По мнению автора программы Кубасовой О.В., “литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения” / Кубасова О.В. УМК “Гармония”, Издательство: Ассоциация ХХI век.- Смоленск, 2003/.
В УМК “Гармония”, по которому мы работаем, по предмету литературное чтение ставятся задачи, среди которых выделяются:
- формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста;
- обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, а на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.
Реализация этих задач приводит к приобретению следующих умений учащихся к концу второго класса:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста;
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильных ответов из ряда предложенных;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- формулировать тему небольшого текста;
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль произведения;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте;
- характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.
Исходя из трёх составляющих линий образованности, заложенных в национально-региональном компоненте государственного стандарта, учащиеся при выходе из начальной школы должны знать о ценностях разных людей и народов в разные времена; уметь сравнивать точки зрения на ценности, обобщать, делать выводы; различать личные и общечеловеческие ценности; иметь представление о взаимосвязи человека с природой, осознавать ценность природы, условий жизни; понимать ценность знания, познания, информации.
С каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Всё реже обращаются родители к художественным произведениям для детей (например, сказкам), в которых учат отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Отсутствие этих понятий является пробелом в воспитании ребёнка, в привитии ему духовно-нравственных качеств. Поэтому учитель, в первую очередь, данную проблему ставит во главу угла, и пытается провести некоторую коррекцию.
Данная работа имеет практический характер: она может быть использована в качестве методических рекомендаций для учителей начальных классов, является фундаментом для обучения детей в последующих классах. Опыт, накопленный на уроках литературного чтения, может быть использован учащимися на других уроках (русский язык, мир вокруг нас, ИЗО, музыка, математика, истоки и др.).
В современной школе явно видны следующие проблемы:
- недостаточно высокий уровень культуры учащихся начальных классов;
- низкий уровень сформированности духовно-нравственных качеств (любовь, согласие, доброта, взаимопомощь, дружба, терпение, милосердие и др.) детей, поступающих в начальную школу;
- особенности микрорайона школы (удалённость от центра города, неготовность детей к восприятию нравственно-эстетических ценностей);
- контингент учащихся (родители не формируют у детей духовно-нравственные ценности, культом семьи являются материальные ценности).
Опираясь на вышесказанное, проблему по развитию ценностных ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках литературного чтения мы считаем актуальной и поэтому на своих уроках уделяем этим аспектам большое внимание.
* * *
В программе “Гармония” большое значение придаётся развитию духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Ценности – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самим по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах и установках.
В учебнике “Любимые страницы” Кубасовой О.В. подобраны литературные произведения, которые формируют установки и идеалы у школьников (таблица 1).
Таблица 1
Формирование ценностных установок и идеалов на уроках литературного чтения
Установки и идеалы | Авторы, произведения |
В природе нет ничего лишнего, “вредного”; каждый элемент природы – будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие. | В. Сухомлинский “Пусть будут Соловей и Жук”, Э.Шим “Жук на ниточке”, “Очень вредная крапива” |
Ценности, оставленные нам в наследство и передаваемые из поколения в поколение: “Как аукнется, так и откликнется”, “За добро добром платят”. | Русская народная сказка “Лиса и Журавль”, дагестанская сказка “Храбрый мальчик” |
Если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою. | С. Воронин “Храбрый клоун” |
Надо уметь себя защищать. | Ю. Юнгер “Белая роза” |
Уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край. | С. Есенин “Черёмуха”, М. Исаковский “Ветер”, В. Рахманов “Одуванчики” |
У каждого человека есть дело, приносящее пользу людям, в том числе и себе самому. | С. Баруздин “Стихи о человеке и его делах”, В. Голявкин “В шкафу” |
Надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту. | С. Пермяк “Волшебные краски” |
Надо быть настоящим преданным другом, не менять своих друзей | В. Осеева “Добрая хозяюшка”, “Три товарища” |
Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно. | И. Дик “Красные яблоки”, В. Осеева “Просто старушка” |
Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны. | К. Ушинский “Наше Отечество”, В. Орлов “Родное”, П. Воронько “Лучше нет родного края”, Г. Ладонщиков “Скворец на чужбине” |
Ученик чувствует себя не случайным человеком, который почему-то родился в этой стране и ничем с ней не связан. Он – одно из звеньев в бесконечной цепи поколений. Ему надо будет передать память следующим поколениям, поэтому надо беречь всё, что сделали наши предки: храмы и старинные постройки, могилы великих людей, героев, могилы дедов.
Практически на каждом уроке в 2005 году мы говорили о той знаменательной дате, которую отметила наша страна в мае месяце. Это 60-тилетие со Дня Победы. 22 июня 1941 года война постучалась в каждую семью, коснулась всех, поэтому ребята не остаются безучастными к рассказам о пионерах – героях, подвигам солдат, труженикам тыла, приближавшим победу у станков. С большим интересом ученики посещают музеи (ВДВ), выставки, экскурсии по памятным местам нашего города, слушают рассказы ветеранов ВОВ, принимают участие в концертах, организованных для ветеранов. Ребята участвовали в конкурсе “Наша Победа”, который проводился Главой администрации города Екатеринбурга. Мы создали книгу “Они приближали Победу”. В неё вошли сочинения учеников второго класса о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, и тружениках тыла, ковавших победу у станков.
На эту поисково–исследовательскую деятельность ребята были смотивированы на уроках литературного чтения в процессе изучения очерка К. Ушинского “Наше Отечество”, стихов поэтов о родном крае (П. Воронько “Лучше нет родного края”, В. Орлов “Родное” и другие).
Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения во втором классе
Очерк К.Ушинского “Наше Отечество”
Ребята определяют лексическое значение слов: Отечество, родина, государство. Знакомятся с символами нашей страны (флагом, гербом). К этому были привлечены учащиеся 6-ых классов, которые делали доклады о гимне, гербе и флаге России. Затем учитель знакомит учащихся с текстом.
После первичного восприятия ученикам предлагаются разноуровневые вопросы:
1 уровень: найди из текста и прочитай, почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью.
2 уровень: как вы объясните смысл следующих пословиц:
ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.
РОДИНА – МАТЬ, УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.
ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.
ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.
Какая из данных пословиц соответствует содержанию текста?
3 уровень: какая пословица из выше перечисленных лишняя и почему? Определи, о чём этот текст?
Данные задания помогают детям осознать свою причастность к великому государству, они учатся любить, уважать, ценить свою страну, заботиться о ней. Дети говорят о том, что любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Они видят в своей Родине мать, которая верит в их будущее, надеется на них, что в трудный момент они защитят её, как это сделали в прошлом их деды, прадеды…
После этого урока была экскурсия по городу, его историческим местам. Своё отношение к увиденному дети выразили в сочинениях.
С. Есенин “Черёмуха”
Анализируя стихотворение С. Есенина “Черёмуха”, мы обращаем внимание на то, как поэт ценил свой край, весеннюю природу, видел и замечал то, на что не обращали внимания другие.
Цель урока: продолжить формирование таких ценностей, как любовь к своему краю, бережное отношение к природе.
Перед прочтением стихотворения ребятам задаётся вопрос, который нацеливает их на внимательное слушание, например:
Почему автор так назвал стихотворение?
Что вы почувствовали во время слушания стихотворения?
Что автор хотел сказать в этом стихотворении?
После прочтения стихотворения учителем ребята отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение, свои чувства и эмоции, делятся впечатлениями.
Следующим этапом работы является словесное рисование. Этот вид работы наиболее труден детям. Мы рисуем не общую картину, а опираемся на четверостишие, находим центральный образ, данный в этом произведении. На уроках риторики мы учимся создавать тематические цепочки, и это умение начинаем применять на уроках литературного чтения при словесном рисовании картин. За этим этапом следует работа над выразительным чтением стихотворения. Ребята получают карточки “Правила выразительного чтения”:
Читайте медленно.
После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
(вслух читают 1 – 2 ученика)
Далее следует работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
1 уровень: отметьте в тексте непонятные вам слова.
2 уровень: определите значение данных слов по словарю.
Знакомство ребят с выразительными средствами – эпитетами и сравнениями, выделение их в тексте, показ значимости для лирического художественного произведения (они делают речь выразительной, яркой, точной, красочной).
Знакомство ребят с центральным и второстепенным образом стихотворения (черёмуха – центральный образ, воплощает в себе образ красивой кудрявой девушки; ручей – второстепенный образ, представляется юношей).
Стихи С. Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства, и одно из них - любовь. Ею наполнена окружающая нас природа, она проявляется в отношениях между людьми.
Рефлексия: ребята отвечают на вопросы:
Что произвело наибольшее впечатление?
Что нового узнали?
Какие задания показались интересными?
Для чего нужна такая работа со стихотворениями?
Домашнее задание носило разноуровневый характер:
- 1 уровень: подготовить выразительное чтение стихотворения “Черёмуха”.
- 2 уровень: красками нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
- 3 уровень: выучить стихотворение наизусть.
- 4 уровень: сделать письменный анализ стихотворения по плану.
Любовь к своему краю, к своему языку, к людям, живущим рядом, мы продолжаем развивать на уроках русского языка (Приложение 1).
А. Гайдар “Совесть”
Ребята слушают текст в записи. Разговор с детьми начинается с вопросов:
- Могла ли подобная ситуация быть на самом деле?
- Был ли раньше такой случай в жизни Нины?
- Докажите, что это произошло в первый раз (слёзы девочки).
- Почему плакала Нина?
Ребята задумываются над смыслом слова “совесть”, над тем, какого человека называют “бессовестным”, смогут ли они дружить с таким. А если бы Нина была их другом, как бы они помогли ей? Второклассники говорят о том, что друзья помогают человеку стать лучше, исправить ошибку.
Дети рассуждают над смыслом пословицы “Совесть без зубов грызёт”. Им предлагаются для обсуждения следующие вопросы:
- Был ли в вашей жизни случай, за который вам стало стыдно?
- Что хотел нам сказать А. Гайдар своим рассказом?
Давая оценку поступкам действующих лиц, дети непроизвольно оценивают самих себя: “А как бы я поступил на месте героя?”, что является могучим средством самовоспитания.
На уроке происходит формирование мировоззрения:
- формирование личных качеств человека (самостоятельности, честности, смелости);
- формирование ценностных ориентиров школьников.
Особую важность в ходе учебного процесса приобретают коллективные беседы и устные высказывания учащихся на темы, имеющие воспитательное значение. Эти беседы должны быть сориентированы на воспитание в детях определённых качеств на преодоление недостатков. Все ребята принимают участие в обсуждении, никто не остаётся безучастным, так как данная проблема. поднятая в произведении, близка и понятна.
Е. Пермяк “Волшебные краски”
Первый раз ученики слушают рассказ в исполнении своих сверстников, которые заранее подготовились к выразительному чтению.
Далее учитель ставит перед ребятами проблемные вопросы, призванные будить интеллект ребёнка, ведь им предстоит разобраться в нравственном затруднении:
- Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?
- Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные краски?
Ученики анализируют образ главного героя: мысли и чувства мальчика, черты характера.
Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам:
- выделяют свойства характера героя;
- называют авторские слова, косвенно характеризующие героя (выражение лица, поза, жесты, интонация).
Работа над идеей произведения: побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения следует после всех раздумий о прочитанном:
- Жаль ли вам мальчика?
- Можно ли помочь главному герою?
- Почему последние картины главного героя стали прекрасными? Как он этого добился?
- Как простые краски превратились в волшебные?
- Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена главная мысль. Согласны ли вы с ней?
На дом ребятам предложены задания с разным уровнем сложности:
- Представьте, что вы получили в подарок волшебные краски. Что бы вы нарисовали ими? Нарисуйте красками.
- Напишите сочинение: что бы ты хотел нарисовать волшебными красками?
По словам К.Д. Ушинского, “чтение – это упражнение в нравственном чувстве”, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.
* * *
По мнению Е.Б. Бабошиной, “образование, являясь частью культуры, развивает и трансформирует в себе культурные особенности в форме ценностей, традиций, норм, придаёт им в своей специфической деятельности по формированию образа нового человека определённую тональность…” (Бабошина Е.Б. Культура в “зеркале” образования” // ж-л “Образование и наука”.- 2001 г.- № 5).
Резюмируя вышесказанное, на каждом уроке, работая с произведениями разных жанров (очерк, стихотворение, рассказ), мы формируем у детей духовно–нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана.