Некоторые формы работы по привитию интереса к математике

Разделы: Математика


Настало время переоценки ценностей. Нельзя судить о результатах работы учителя по числу плохих и хороших оценок в классе. Во главу угла нужно поставить воспитание интереса к математике. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно, работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся. Поддержать интерес, активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления.

Интерес - один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность обучающихся на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей фантазии. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках и во внеурочное время, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. Игра - творчество и труд одновременно. Игра и работа неразделимы: работа и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры. Значение игры в личностно ориентированном образовании трудно переоценить. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Этап устного счёта должен присутствовать практически на каждом уроке в 5 классе. Из урока в урок просто предлагать детям выполнять действия в уме – не самое удачное решение вопроса. Используя игровую деятельность, данный этап можно “оживить”. Предлагаю следующие формы организации устного счета:

  • Математическая эстафета. Этот вид работы эффективен при проверке умений пользоваться несложными формулами (пути, площади, периметра), выполнять арифметические действия и задания должны быть составлены с учетом личностно ориентированного подхода, то есть индивидуально для каждого ребенка. Необходимо взять за правило следующее: “ни одно задание на уроке не должно быть “безымянным”. Разрабатывая карточку, всегда нужно продумывать кому, какому ученику в каждом классе она будет дана, а если этого ученика не будет, то кому другому”.
  • Кроссворды. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.

Для проверки знаний, умений и навыков обучающихся по математике можно использовать следующие игры:

  • Математическое лото. Эта игра может быть проведена как для закрепления изученной темы, так и для повторения пройденного ранее материала..Примеры ученики могут решать устно или же письменно. Выигрывает тот ученик (или пара учеников), который раньше других закрыл все клетки большой карты. Игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верные, должна получиться картинка.
  • Ребусы, анаграммы. Они позволяют превращать труд ученика в серьезную игру, заставляющую искать ответы на разные по степени сложности вопросы, способствуют развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся.

Закрепление материала или проверку навыков по решению примеров и задач по определенной теме можно проводить в виде турнира. Учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания предлагались просто в виде самостоятельной работы, то не вызвали бы особого интереса у обучающихся. Учащимся, решающим примеры и задачи у доски, выставляются оценки в журнал. Арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Урок-КВН. Требует тщательной подготовки, поэтому часто использовать на уроках математики нецелесообразно. Удобно проводить такой урок в качестве обобщающего по какой – либо достаточно большой теме или в конце четверти в качестве повторительно – обобщающего урока. Класс заранее разбивается на равноценные команды, которые подбирают себе названия с расшифровкой, эмблемы, приветствия команде – сопернику. Количество конкурсов может быть определено по усмотрению учителя для того, чтобы детям было интересно и соревноваться, и смотреть . В конкурсе участвуют 2 -3 команды по 5 – 8 человек. Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Следует отметить, что в качестве заданий можно брать задания обязательного уровня. Стоит только немного пофантазировать учителю и практически любое задание можно переформулировать и приспособить для игры. Урок – КВН превращает в игру занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая активизацию деятельности даже самых слабых учащихся.

Урок-сказка. Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих.

Известный русский математик и педагог А. Я. Хинчин писал:

“Перед учителем математики стоит нелёгкая задача- преодолеть в сознании учеников возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики науки математики”.

Одним из способов решения этой проблемы является использование игровых ситуаций на уроках математики. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной однообразной умственной работы. Усталость - одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований.

Математические эстафеты в различных формах проявления способствуют не только формированию знаний и умений, быстроты и гибкости мышления, но и воспитывают чувство коллективизма. В такой форме можно проводить отдельные этапы уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, повторения пройденного материала. Игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал, вынесенный на обсуждение. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, необходима доброжелательная обстановка на уроке, то есть необходим личностно ориентированный подход к учащимся на уроках и во внеурочной деятельности.

Список литературы:

  1. Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика / Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров.- М., 1991.-128с.
  2. Арутюнян Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас.- М.: Просвещение, 1991.- 80с.
  3. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.Ф. Демидова.- Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2003.-224с.
  4. Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко.- Ярославль: “Академия развития”, 1998.- 144с.
  5. Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя / С.С.Минаева.- М.: Просвещение, 1990.- 128с.
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 классов средних школ / Ф.Ф.Нагибин.- М.: Просвещение, 1988.- 160с.
  7. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: Книга для учителя / А.Е.Падалко.- М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  8. 8.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.