Преподавание музыки. Сценарий конкурса-викторины: "Людвиг ван Бетховен. Человек. Музыкант. Композитор"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель конкурса: расширение кругозора, воспитание активного интереса к музыке, формирование представления о творчестве Бетховена через взаимосвязь музыки, поэзии и живописи.

Используемый материал:

Портреты композиторов Й.Гайдна, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта.

Картины:

1. П.Пикассо. Старый еврей с мальчиком

2. Э.Делакруа. “Свобода на баррикадах”.

3. П.Брейгель старший. “Крестьянский танец”.

4. И.Айвазовский. “Девятый вал”.

5. Леонардо да Винчи. “Автопортрет”.

6. В.Боровиковский. “Портрет Лопухиной”.

7. А.Куинджи. “Лунная ночь на Днепре”.

Таблицы с музыкальными инструментами.

Стихи: Н.Заболоцкого, П.Михны, Л.Перова и И.Сельвинского.

Записи сочинений композитора:

Фрагменты: 1-й часть Пятой симфонии, 1 часть Патетической и Лунной сонат, 3 часть Пасторальной симфонии, 4 часть Девятой симфонии, исполнение фортепианных пьес “Сурок”, “К Элизе”, увертюра “Эгмонт”.

Конкурс-викторина.

Звучит Пятая симфония Бетховена.

Ведущий:

Безумная любовь моя, Бетховен!
Как от тебя уйти, коль ты во мне.
То я распят тобою на струне,
То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.
Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он греховен.
Гореть в борьбе не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен.

В начале нашей встречи прозвучало стихотворение молдавского поэта Пауля Михны, посвящённое великому и гениальному композитору Людвигу Ван Бетховену.

235 лет прошло со дня рождения “великого немца” - человека, музыканта, композитора. Музыка Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и мужественная по-прежнему привлекает и волнует нас, - людей третьего тысячелетия.

“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и до последних дней жизни не переставал работать. Литовская поэтесса Саломея Нерис писала:

“Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы…
Иду сквозь слёзы, кровь и горе
Я с поколением борьбы”.

1-й конкурс посвящён жизни великого композитора.

  1. Людвиг Ван Бетховен – младший из трёх гениальных музыкантов, которых называют венскими классиками. Назовите композиторов венской классической школы и найдите из предложенных фотографий их портреты.
  2. Назовите годы жизни композитора (1770 – 1827).
  3. Город, в котором родился Бетховен? (Немецкий город Бонн)
  4. Было ли счастливым детство будущего композитора (рассказать о занятиях с отцом, о первом концертном выступлении, о бедственном положении семьи).
  5. Кем работал Людвиг с юных лет (с 11 лет он служил помощником органиста, пианистом-концертмейстером в боннской капелле).
  6. В каком городе композитор получил признание и прожил до конца своей жизни (Вена).
  7. Кто из великих музыкантов оценил юного Бетховена такими словами: “Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить” (В. Моцарт).
  8. В одной газете была напечатана статья о юном музыканте с пророческими словами: “Мальчик многообещающего таланта. Если он будет продолжать так, как начал, то несомненно из него выйдет второй Моцарт”. Кто был автором этой статьи? (К.Г. Нефе – композитор, музыкант, учитель Бетховена).
  9. Кому принадлежат слова? “Со временем Бетховен займёт место одного из величайших композиторов Европы, и я буду гордиться правом называть себя его учителем” (Й. Гайдн).
  10. Назовите композитора, у которого учился не только Бетховен, но и Шуберт, Лист, один из сыновей Моцарта. История обвиняла его в зависти к таланту гениального Моцарта (Итальянский композитор Антонио Сальери).
  11. В каких областях музыкальной деятельности проявился талант Бетховена? (Бетховен – композитор, пианист-виртуоз, импровизатор, дирижёр, педагог).
  12. Что стало жизненной трагедией Бетховена? (Глухота, одиночество, непонимание музыки композитора коллегами-музыкантами, несостоявшаяся любовь и личная жизнь).
  13. Что помогло Бетховену пережить отчаяние? (любовь к музыке и творчеству).

Бетховен писал: “Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным”.

2-й конкурс. “Знаменитые высказывания Бетховена”.

В своих “разговорных тетрадях”, с помощью которых композитор общался с людьми, он нередко записывал свои мысли о жизни, музыке и музыкантах. Вспомните известные высказывания Бетховена.

  1. “Люби свободу больше жизни”.
  2. “Так судьба стучится в дверь” (о 5-й симфонии).
  3. “Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить меня”.
  4. “Музыка должна высекать огонь из груди человеческой”.
  5. “Не ручей! Море должно быть ему имя” (О И.С. Бахе).
  6. “От тьмы к свету, через борьбу к победе”.

3-й конкурс. “Картинная галерея Бетховена”.

А вы знаете, что такое картинная галерея? (Музей, в котором собраны картины художников). Изобразительное искусство существует с древних времён, и люди бережно собирают и пишут его историю. Мы постараемся составить картинную галерею музыки великого Бетховена. Прослушав фрагменты произведений композитора, отберите те картины, которые по вашему мнению передают образы и настроения бетховенской музыки.

Звучит главная партия Патетической сонаты.

Дети: Патетическая соната и картина Айвазовского “Девятый вал” передают буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы. мощь,

Пьеса “К Элизе” и “Портрет Лопухиной” Боровиковского объединяет лирическое настроение: светлая печаль, поэтичность и красота образа и музыки.

4-й конкурс. “Бетховен простой и великий Человек”.

Ведущая: Записи “разговорных тетрадей” раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:

  1. “Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).
  2. “С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).
  3. “Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)
  4. “Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом” (стремление к знаниям, самообразование).

Жизненный девиз Бетховена, который стал для него священным, мы можем найти в альбоме 1792 г. (ему тогда исполнилось 22 года): “Творить добро, где только можно, любить свободу превыше всего, никогда не отрекаться от правды, хотя бы даже перед троном”. В самые драматические дни своей жизни он писал: “При всей слабости тела, господствовать всё же должен мой дух. Человек, помоги себе сам”.

Каким должен быть человек, имеющий такие жизненные принципы?

Бетховен человек сильный…(ребята продолжают) мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей.

5-й конкурс “Картинная галерея”

Ведущая: И вновь звучит музыка Бетховена, и мы продолжаем составлять экспозицию картин композитора. Звучит “Лунная соната”.

Дети: Эта музыка созвучна картине А. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.

Звучит фрагмент 3-ей части “Пасторальной симфонии”.

Дети: Картина П. Брейгеля “Крестьянский танец” и музыка симфонии представляют собой картину деревенского праздника. В музыке этот образ передан через танцевальные ритмы австрийских крестьянских танцев.

6-й конкурс “Зашифрованная депеша”

Ведущая: К нам в школу пришло письмо, которое я вам зачитаю:

Однажды, гуляя светлой летней ночью, мы в приподнятом возвышенном настроении страстно говорили о французском императоре Буонапарте”.

Неизвестный корреспондент спрашивает: “Название каких сочинений Бетховена зашифровано в этом послании”?

Дети:

  1. Светлая летняя ночь – Лунная соната.
  2. Приподнятое, возвышенное настроение – по-гречески пафос – связано с Патетической сонатой.
  3. Страстная – Аппассионата.
  4. Император Буонапарте – Героическая симфония, первоначально посвящённая Наполеону.

7-й конкурс “Стихотворение – загадка”

Ведущая: Как вы думаете, кому посвящено стихотворение “Двое” Леонида Перова в переводе Маргариты Алигер?

“Два гения. Два светила – своя у каждого сила
У обоих душа кровоточит, на свой образец распята
И вещие крылья вечность для них раскрыла –
И Фауст не умирает, не молкнет раскат Девятой”…

Дети: Гёте и Бетховен.

Ведущая: Правильный ответ звучит в продолжении этого стихотворения:

“Возвращаются с дальней прогулки два гения, два светила
И каждый из них в расцвете могуч и силен, полнокровен,
И собственного достоинства каждому бы хватило –
Иоганн Вольфганг Гёте и Людвиг Ван Бетховен”.

Вопрос: Какое сочинение родилось в содружестве с этим немецким писателем и поэтом?

Дети: Музыка к трагедии “Эгмонт”, увертюра “Эгмонт”.

Ведущая: Музыка Бетховена произвела на Гёте сильное впечатление: “Я никогда не встречал ни одного художника столь собранного, столь энергичного и столь проникновенного”, - писал поэт после встречи с композитором.

8-й конкурс “Любимые писатели композитора”.

Мы уже знаем, как всю жизнь Бетховен стремился к знаниям, изучал историю и литературу, очень много читал. Книги каких писателей могли бы составить библиотеку великого музыканта? (Эсхил, Пушкин, Гёте, Мольер, Шекспир, Шиллер, Гюго, Маяковский)?

9-й конкурс “Оркестр Бетховена”.

Ведущая: Все музыканты называют Й. Гайдна “отцом симфонического оркестра”. В XVII-XVIII веках состав инструментов мог быть самым разнообразным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп. Назовите 4 основные группы оркестра.

А какие инструменты впервые появились в оркестре Бетховена?

Нам говорят профессора.
В чём тайна Бетховена?
Что внёс он после Моцарта и Гайдна?
В искусство симфонизма? – и в ответ показывают

(Назовите инструменты, изображённые на таблицах).

Пикколо, тромбон
И контрфагот –
Он эти инструменты
Отважно ввёл в оркестр. Этим он
И деревянный звук, и голос медный
В три форте поднял. Что за глубина!
Из океана эти волны льются!
Вы ошибаетесь: Бетховена волна –
Из глубины французской революции.

Так об оркестре композитора писал Илья Сельвинский. Впервые эти инструменты зазвучали в 5-ой симфонии и увертюре “Эгмонт”.

10-й конкурс “Исправь ошибку!”

Нерадивый ученик, рассказывая о творчестве Бетховена, всё перепутал.

Помогите! Исправьте его ошибки.

  1. Опера “Кориолан” - (ответ детей: увертюра Кориолан).
  2. Крейцерова соната написана для флейты - (для скрипки).
  3. Вокальный цикл “К таинственной возлюбленной” - (К далёкой возлюбленной)
  4. Пасторальная песня – (Пасторальная симфония).
  5. Симфония для фортепиано – (симфония исполняется оркестром).
  6. Торжественная соната – (Патетическая соната).

11-й конкурс “Картинная галерея Бетховена”.

Ведущая: Продолжается конкурс “Картинная галерея Бетховена”.

1. (Исполняется пьесаСурок”).

Дети: Жалобно-печальная мелодия пьесы “Сурок” перекликается с трогательностью и беззащитностью мальчика и старика на картине П. Пикассо “Старый еврей с мальчиком”.

2. Звучит фрагмент 4-й части 9симфонии.

Дети: Образ восставшего народа. Призыв к борьбе в картине Э. Делакруа “Свобода на баррикадах” передан в музыке победным гимном, мощным звучанием хора и оркестра.

Ведущая: Осталась лишь одна картина: “Автопортрет” Леонардо да Винчи. Каким предстаёт перед нами гениальный художник Возрождения? Это портрет человека, умудрённого жизненным опытом. Человек – мудрец, мыслитель, философ. Вспомните высказывания Бетховена. Ведь он тоже пытается разрешить философские вопросы: о смысле жизни, о назначении человека, о судьбе человечества. А как интересны его рассуждения о искусстве: “ Искусство объединяет весь мир. Создание истинного искусства ведёт к моральному прогрессу” - то есть к моральному совершенствованию людей. Так может говорить только мыслитель-мудрец. В музыке Бетховен стал первым композитором-философом.

А теперь посмотрите на картины, которые составляют нашу выставку. О чём нам рассказывает бетховенская музыка? Какие образы и темы затрагивает композитор в своём творчестве? Кратко сформулируйте свои ответы.

Дети: Героическая борьба, лирика, образы природы, картины народной жизни, философские раздумья.

Ведущая: Вывод

  1. Музыка Бетховена рассказывает нам о героической борьбе не только одного человека (об этом нам повествует 5 симфония и музыка известных сонат), но и всего человечества как это происходит в 9 симфонии. Композитор писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом!”.
  2. Во многих сочинениях композитор рисует драматические картины народных восстаний и грандиозных народных празднеств. Вспомните 5 и 3 симфонии и увертюру “Эгмонт”.
  3. Не чужда композитору и лирика, порой проникновенно светлая в пьесе К Элизе, порой сдержанная и мужественная в Лунной и Патетической сонате.
  4. Многие музыкальные образы Бетховена полны философского раздумья и углублённого созерцания природы. Это 5, 9 и Пасторальная симфонии.

Заключение.

Ведущая: Вспомните, с каким мифологическим героем сравнивал Бетховена автор стихотворения, прозвучавшее в начале нашей встречи?

Дети: Прометей!

Ведущая: Всем знакомое и гордое имя Прометей на древнегреческом языке означает – “вперёд смотрящий”. Своим подвигом он первый подал пример самоотверженной борьбы. Прометей оказался самым могущественным титаном – титаном духа, воли и непокорности. А в музыке таким титаном стал гениальный немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

Если бы мы спросили у автора музыки, о которой мы сегодня рассуждали о ком она, то мы бы услышали ответ: “Я писал о людях и о себе”.

Звучит 9 симфония.

Завершает нашу встречу стихотворение Николая Заболоцкого.

Ты яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепета громов.
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.