Цели:
1.Раскрепостить воображение школьников, дать им возможность пережить бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов.
2.Получит первые навыки восприятия стиха не только с точки зрения значения слов, метафор и предложений, но и с учетом ощущения его звуковой природы.
Оборудование: кассета с записью звуков леса; у каждого учащегося на столе листы мастерской “Звуки и смыслы”; наглядные материалы.
Ход урока.
(Звучит запись звуков леса)
Слово учителя.
Мы с вами живем в мире звуков. Каждый день слышим голос родных и близких людей, звук проезжающих машин, звонок на урок, шум на перемене, звуки музыки, природы.
Приближается лето, и наш слух будет радовать пение птиц, шелест листьев, журчание речки, звук прибоя и многое другое.
– Ребята, а какие звуки нравятся вам? (Громкие, нежные, красивые, плавные…)
– А какие звуки вызывают у вас неприятные ощущения? (Скрипучие, резкие, страшные…)
– Давайте вспомним характеристики звуков, которые мы даем на уроках русского языка. (Звонкие, глухие, твердые, мягкие)
– Ну, вот мы с вами погрузились в удивительный мир звуков, тайну которого попробуем разгадать. Возьмите первый лист и выполните задание № 1.
(Далее идут комментарии и выводы по каждому заданию мастерской)
Вывод по заданию № 1.
Верно, ваши значения звуков совпали, так как нас окружают одни и те же звуки, поэтому ничего удивительного, что звуки вызвали одинаковые ассоциации. Таким образом, отдельный звук уже имеет какой-то смысл.
Переходим к заданию № 2.
Как вы знаете, все слова имеют лексическое значение, то есть то, что они обозначают.
– Вам понятен смысл этих слов?
– Давайте вообразим, какое существо может скрываться под этим названием.
– Представили? А теперь задание.
Выполняем задание № 2.
Вопросы по заданию № 2.
– Живаруга – это большое или маленькое существо? Злое или доброе? Какие звуки повлияли на ваше воображение? Соотношение гласных и согласных звуков влияет на смысл слова? Какие слова вам кажутся более нежными? Самыми страшными? Какие существа вам кажутся по форме круглыми? и т.д.
– Какую роль в этой работе сыграл звук, звукосочетание?
Вывод по заданию № 2.
Звуковая организация слова подсказала лексическое значение, смысл слова.
Выполняем задание № 3.
Для проверки правильности ответов учеников демонстрируется наглядное пособие № 1:
Вывод по заданию № 3.
Точная организация звуковой формы слова помогает представить не только образ (в задании № 2), но и движение.
Выполняем задание № 4.
– Какой математический знак вы бы поставили между звуком и смыслом этих слов?
– Как вы думаете, во всех ли словах русского языка звучание соответствует смыслу?
Ученые утверждают, что в русском языке у 65% слов звуковая организация совпадает с лексическим значением. Например: облако – “большое”, “округлое”; гроза – “сильный”, “яркий”, “громкий”; штиль – “тихий”. У 22% слов звучание противопоставлено лексическому значению. Например: женщина – звучание получает характеристику: “тяжелый”, “устрашающий”, “темный”; юноша – “нежный”, “женственный”, “слабый”. 13% слов находятся в переходном состоянии.
На доске помещается наглядное пособие № 2:
Вывод по заданию № 4.
Слова нежные, красивые как будто притягивают к себе похожие слова, чтобы образ стал зримее. Таким образом, повторяющиеся звуки рисуют в нашем воображении определенную картину.
Выполняем задание № 5.
– Подумайте, о чем может говориться в этом четверостишии, если под цифрой 18 спрятался звук “Р”, а под цифрой 4 – “Г”. (Люблю грозу в начале мая…).
– Какое настроение вызывают у вас эти строчки? Почему?
Выполняем задание № 6.
Проверяем задание № 6.
Вывод урока.
Мастерская “Звуки и смыслы” позволила увидеть бесконечное разнообразие и богатство ассоциативных связей звуков и слов. Получить первые навыки анализа текста с точки зрения звуковой организации. В подтверждении всего сказанного звучат слова С.Я.Маршака: “Как много значат в стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная”.
(Приложением к уроку является раздаточный материал мастерской “Звуки и смыслы” для учащихся 6 класса)