Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном. А научить детей быть счастливыми, должны мы – взрослые.
Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность.
Но даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился свои переживания, понимать эмоции других людей.
У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки, неадекватность поведения. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребёнком. В работе нужно адекватно оценивать его реальный “эмоциональный” возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста, то есть наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребёнка. Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.) подчёркивается необходимость ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, одной из составляющих которой является формирование эмоционально- личностной сферы ребёнка, проводимое систематически, терпеливо, и постепенно.
Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной и в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Р. Рубинштейн, “эмоциине развиваются сами по себе,… основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема”.
То, что дети с ЗПР дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели воспитатели и использовали их в повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
Наш педагогический коллектив работает по Программе коррекционно развивающего обучения дошкольников с ЗПР, в частности по разделу “Здоровье” Екжановой Е.А.
Врач- психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула такую идею: “Здоровье человека можно представить в виде круга состоящего из 4-х составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность, главная задача сбалансировать все аспекты вокруг здоровья”. Итак, эмоциональная сфера рассматривается как неотъемлемая часть здоровья.
Как грамотно построить работу воспитателя по коррекции социально-эмоциональных нарушений. Желательно пройти обучение по данной проблеме. Если нет возможности, то начать работу с изучения соответствующей литературы. Можно обратиться за консультацией к психологу ДОУ, к педагогам, углубленно работающим по данной проблеме.
Создать предметно-развивающую среду в группе в соответствие с возрастом детей и требованиями ДОУ. Социально-эмоциональный уголок выделяется отдельно, либо органично сочетается с уголком “ Здоровья”. В течение учебного года предметно-развивающая среда регулярно пополняется. (Прилагается примерное содержание социально-эмоционального уголка в соответствии с возрастом.)
В начале учебного года необходимо провести диагностическое обследование нарушений эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР с привлечением дефектолога, психолога, врача – невролога. Результаты обследования зафиксировать в дневнике наблюдения за ребёнком, поставленные задачи необходимо отразить в индивидуально-ориентированной программе. Педагог должен знать, каким проблемам ребёнка необходимо уделить больше времени и внимания.
Вся, проводимая работа с детьми, должна отражаться педагогами в планировании, как в перспективном, так и в календарном.
Большую помощь в организации работы с детьми с ЗПР по социально-эмоциональному воспитанию и обучению детей может оказать программа “ Я, ты, мы.” Программа состоит из трёх основных разделов: “Уверенность в себе”, “Чувства, желания, взгляды.”, “Социальные навыки”. Реализация программы в каждом дошкольном учреждении может проходить по разному. Вместе с тем, программа “Я, ты, мы”, в силу её особой значимости для развития личности ребёнка, требует строгого соблюдения следующих основных принципов. Системность. Работа по программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять её в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Нерегламентированная деятельность детей осуществляется как до обеда, так и во второй половине дня. Интеграция программного содержания. Программа может использоваться как самостоятельная парциальная программа и в то же время выступать составной частью какой-либо комплексной программы. Главное, чтобы программа естественно и органично входила в целостный педагогический процесс. Интеграция целесообразна с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, экологическому и физическому воспитанию, а также игровой деятельности. Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и узких специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы. Преемственность взаимодействия с ребёнком в д/с и в семье. Очень важно объяснить родителям цели и задачи программы, как её реализация поможет их ребёнку и что родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.
Каждый педагог должен осуществлять творческий подход к решению проблем по социально-эмоциональному воспитанию детей с ЗПР и коррекции их развития. Предлагается использовать в работе следующие методы и приёмы. Перед каждым видом деятельности дать установку на терпение, взаимоуважение, внимание. Ввести ритуалы начала занятия. Его можно менять, но не часто. “Волшебный клубочек”, “Улыбнись другу”, “Солнечные лучики” и другие. Вместо вопроса “Что понравилось?” спросите: “За кого ты порадовался?”, “Что тебя огорчило?”, можно спеть песню о дружбе, сказать в заключение: “Всем большое спасибо!” или придумать другой ритуал конца занятия. Необходимо пронизывать содержание всех видов деятельности социально-эмоциональным развитием. “Утро радостных встреч” проводить только на положительных эмоциях. В утреннюю гимнастику включать упражнения на эмоции: медведь идёт сердитый, после зимней спячки голодный; медведь - весёлый, мёд несёт; волк злой; волк смешной и т.д. Упражнение “Незнайка” - поднять плечи, руки развести в стороны и сказать: “Не знаю” очень грустно и т.д.
По проблеме коррекции развития социально-эмоциональной сферы детей с ЗПР я работаю третий год и предлагаю опыт своей работы, игры и упражнения, которые я использую в практической работе с детьми. Необходимо отметить, что придумывая или подбирая игры, я прежде всего учитываю возраст детей, их индивидуальные особенности, проблемы их развития, состояние здоровья, проблемы семьи. Игры провожу в утреннее и вечернее время или перед обедом.
1. Комментированное рисование “Что я (не) люблю?” На большом листе бумаги рисуется 2 круга, в одном изображается весёлое лицо, в другом-грустное; взрослый предлагает ребёнку дорисовать лепестки, так, чтобы получился цветок, в каждом лепестке изобразить (схематично) то, что он любит, вокруг весёлого лица и то, что он не любит, вокруг - грустного. Ребёнок рассказывает о том, что он изображает и объясняет, почему он это любит или не любит. Дети старшего возраста рисуют сами, а для детей младшего возраста рисуетвзрослый. Использую разные варианты: “Почему малыш смеётся (грустит)?”, “ Твои (не)любимые цвета” и другие варианты.
Этот приём помогает узнать предпочтения ребёнка, учит различать эмоции, их противоположности, развивает фантазию, формирует изобразительные навыки, развивает речь.
2. Игра “ Колобок, передай…” Дети встают в круг и передают друг другу мяч - Колобок. Передавая мяч, ребёнок говорит слова: “Колобок, передай Даше, что у неё красивое платье”, либо даётся какое-либо задание соседу, например: “ Колобок, передай Ване, чтобы он спел весёлую песенку”, используются другие варианты.
Игра развивает мышление, воображение, фантазию детей, способствует самовыражению ребёнка, побуждает к речевой активности, учит передавать заданное эмоциональное состояние.
В методической литературе представлен очень большой спектр игр, можно воспользоваться ими или придумать самим. Необходимо заранее продумать позитивные способы воздействия на ребёнка.
Главным условием успеха ваших педагогических усилий являются позитивные образцы вашего собственного поведения. Желаю успеха!