Тема урока: “Применение табличного процессора Ехсеl для графического анализа преобразования графиков функций”.
Раздел программы: Современные компьютерные технологии.
Тип урока: урок–закрепление изученного.
Вид: урок-практикум.
Технология: проблемно-исследовательская технология.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office.
Цели урока:
Образовательная:
научить применять табличный процессор Excel для графического анализа преобразования графиков функций.
Развивающие:
Вырабатывать навыки применения табличного процессора Excel для графического анализа преобразования графиков функций, закрепление основных навыков работы с электронными таблицами.
Формирование теоретического, творческого, операционного мышления.
Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Воспитательная:
развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, расширение кругозора.
План урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов и выставление оценок.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
- Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
- Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
- Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
- Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
- Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
- В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари – подозвать учителя.
2. Фронтальный опрос.
Вопрос 1: Cколько преобразований функции y=f(x) возможно?
Ответ: 8.
Вопрос 2: Какие преобразования функции y=f(x) вы знаете? Ответ поясните.
Ответ:
- y=f(x)+k, k-число. Движение вдоль оси оу. Если k>0 – вверх, k<0 – вниз.
- y=k*f(x). Расширяется на k единиц, если k<1, и сужается, если k>1.
- y=f(x-a). Движение графика вдоль ох на а единиц. Если а>0 – вправо, а<0 – влево.
- y=f(k*x). Растяжение графика вдоль ох при k<1, при k>1 график сужается (учащается).
- y=f(-x). График симметричен относительно оси оу.
- y=-f(x). График симметричен относительно оси ох.
- y=?f(x)?. Часть графика, которая выше оси ох, сохраняется, а та, которая ниже, отображается симметрично относительно оси ох.
- y=f(?x?). Часть графика при х0 сохраняется, а при х<0 – отображается симметрично относительно оси оу.
Вопрос 3: При помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Ехсе1?
Ответ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм.
Вопрос 4: Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ответ: Ввести знак “=”, затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.
Вопрос 5: Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
Ответ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
3. Изложение нового материала.
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее “продвинутых” учеников)
Начнем с рассмотрения примера первого преобразования графика функции у=х2:
- k>0: у=х2+20;
- k<0: у=х2-70.
Сначала построим таблицу <Рисунок 1>:
Рисунок 1
- Первая строка — строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
- при заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку АЗ занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;
- при заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
- при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула А2*А2+20, и также копируется до С23;
- при заполнении столбца D в ячейку D2 заносится формула А2*А2-70, и также копируется до D23.
С помощью Мастера диаграмм выберем тип диаграммы График и построим графики функций у=х2, у=х2+20, у=х2-70 <Рисунок 2>.
Рисунок 2
На второй диаграмме видно, что график функции у=х2 сместился на 20 единицы вверх по оси оу; а на третьей – на 70 единиц вниз по оси оу.
Таким образом, мы видим, что используя программу Ехсе1, можно графически проанализировать преобразование графиков функций.
а) , , <Рисунок 3>.
Рисунок 3
б) y=sin(x), y=sin(x)+25, y=sin(x)-40 <Рисунок 4>.
Рисунок 4
в) y=2x, y=2x+100, y=2x-55 <Рисунок 5>.
Рисунок 5
Аналогично, и с другими преобразованиями графиков функций.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Пронализируйте другие преобразования графиков функций для функций у=х2, , y=sin(x), y=2x.
5. Подведение итогов и выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Проанализируйте преобразования следующих графиков функций:
- y=cos(x);
- y=5x;
- y=x3.