Тема урока: "Деление многозначного числа на однозначное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование приемов самоконтроля при делении многозначного числа на однозначное, воспитание в группе взаимной поддержки, взаимопомощи, формирование навыков убедительного доказательства.

Оборудование:

  • блокноты “Фантазия” (для обратной связи),
  • таблицы: “Алгоритм деления”, “Приемы самоконтроля”,
  • конверты с заданиями,

На доске – 3 ракеты красного, зеленого и синего цветов, под ними – 3 решенных примера на деление многозначного числа на однозначное число.

I. Организационный момент.

II. Мотивация

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Дети: Учиться делить многозначные числа на однозначные числа

– Что нам необходимо для достижения цели? (Внимательность, взаимная поддержка, взаимопомощь, приемы самоконтроля.)

– Действительно, чтобы цель урока была достигнута, необходимо быть предельно внимательным. Для точности и правильности расчетов осознанно выполнять действия при вычислениях. Чтобы действия были убедительными, нужны будут доказательства.
Представим себе, что наш класс КБ – конструкторское бюро, а вы – конструкторы. Будем работать небольшими группами по 3 человека. Главным помощником будет ...

III. Разминка

(Использовать для обратной связи блокноты “Фантазия”.)

– Используя цифры 0 3 9 6, составьте наибольшее и наименьшее четырехзначные числа. (9630 , 3069)

– Что можно сказать об этих числах? (Четырехзначные числа, использовались для записи одинаковые цифры.)

– Чем они различны? (Одинаковые цифры показывают различные единицы разрядов, в первом отсутствует первый разряд единиц, во втором - третий разряд сотен.)

– Сколько в числе 9630 и в числе 3069 всего тысяч, сотен, десятков?

Учитель. 21, 42, 84, 168. Какое число может быть лишним? Почему? (Каждое из данных чисел представляет произведение двух множителей:

21

21 .  1
3 .  7

42

42 .  1
21 .  2
14 . 3
6 . 7

84

84 . 1
42 . 2
28 . 3
21 . 4
12 . 7

168

168 . 1
84 . 2
56 . 3
42 . 4
24 . 7
21 . 8

– Есть ли закономерность между этими числами? (Делятся на 3, 7, 21. Каждое следующее число больше предыдущего в 2 раза.)

Итоги разминки.

IV. Постановка проблемной ситуации

– Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы один знак-мелочь, но она могла обернуться катастрофой… Как вы думаете, почему я рассказала вам об этом? (Чтобы мы не делали ошибок, были внимательными и т.д.)

Открываю доску, и ребята видят на доске рисунки ракет, выполненные цветными мелками, и вычисления под ними.

V. Работа в группах

а) Самостоятельная работа.

– От вас зависит успешность космического полета на Венеру. В группах конструкторского бюро проверьте правильность вычислений и определите, какую ракету можно отправить в полет. Не спешите! От вашего ответа зависит жизнь экипажа. Прежде, чем принять ответственное решение, необходимо убедиться в правильности ваших выводов. Нужны доказательства!

б) Проверка работы по группам.

– Если частное умножить на делитель, должно получиться делимое. Когда мы умножаем 34 на 8 получается 252,а делимое 2432, значит в вычислениях ошибка и красная ракета лететь не может. (Зеленая ракета тоже не полетит, потому что 83, умноженное на 7, равно 581, а делимое – 5810.  Синяя ракета может лететь, так как 2870 умножить на 7 равно – 14350. Делимое тоже – 14350.)

– Хорошо! Можно было бы принять ваши доказательства, но вдруг вы сами ошиблись, когда умножали, а ответы поэтому в первом и во втором примерах не совпали с делимыми? (Можно еще проверить: переставить множители местами и пересчитать.)

– И это верно. А какой еще более легкий способ доказательства того, что в первых двух случаях допущены ошибки? (Можно доказать без вычислений. Там, где красная ракета должно быть в частном три цифры, а их только две. Под зеленой ракетой в частном та же ошибка – должно быть три цифры вместо двух цифр.)

– Почему? (В первом примере первое неполное делимое-2 сотни, значит в частном будет три цифры, во втором примере - первое неполное делимое 58 сотен, значит в частном должно быть три цифры. А в третьем примере все верно, там первое неполное делимое 15 тысяч, значит в частном должно быть четыре цифры.)

– Интересно, может мы напрасно начинали проверку с вычислений, тратили время, силы, если есть такие простые и быстрые способы проверки? (Почему бы и нет. Ведь ясно, что в первых двух случаях ответ неверный, а в третьем – правильный.)

– А вдруг в третьем примере в ответе не 2870, а другое четырехзначное число? (В первых двух случаях достаточна такая проверка, когда определяется количество цифр в частном, а третьем же случае необходимы и вычисления, а определенные числа знаков лишь подкрепляют уверенность в правильности проверки.)

– Синяя ракета отправляется в полет (закрываем ее). А что будем делать с оставшимися ракетами? (Исправим ошибки, пересчитаем. Если мы просто пересчитаем, то никогда не узнаем причины ошибок, и не исключено, что эта ошибка может повториться. А если мы найдем причины, то в другой раз будем помнить об этом и исключим ошибку.)

– Как же мы поступим? (Сопоставим алгоритм деления многозначного числа на однозначное число и способы самоконтроля.)

– Каковы же причины ошибок? (Не было определено количество цифр в частном. При делении второго неполного делимого не было сделано соответствующей записи в частном (0). Во втором случае ошибка допущена из-за неправильного оформления записи, невнимательности.)

– Молодцы! В результате вашей внимательности, точности и правильности расчетов, убедительных доказательств ,ошибки исправлены и ракеты можно отправить в полет.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Чему научила нас работа в нашем конструкторском бюро?

– Быть внимательными в ходе вычислений.
– Проверять себя, причем делать это с самого начала вычислений, уже тогда, когда определяем количество цифр в частном.
– Правильно оформлять записи.
– Проверять умножением каждую цифру частного.

VII. Домашнее задание

Каждой группе конструкторов выдается конверт с заданием – математические расчеты летательных аппаратов. Старший в группе распределить задания. Помните, что от ваших решений зависит жизнь экипажей. Прежде, чем принять ответственное решение, необходимо убедиться в правильности вашего выбора, нужны доказательства и вы их напишите четко в тетрадях. В этом вам помогут способы самоконтроля и алгоритм деления.