В последнее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно- воспитательного процесса, происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребёнок получает в процессе его изучения.
В этих условиях встают задачи: как сделать обучение интересным для детей не с внешней стороны, а по сути? Как обеспечить активную позицию учащихся с учётом психологических особенностей их развития? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности?
Поиск решения этих проблем привёл меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучении в условиях психологической комфортности.
Я обратилась к авторскому курсу “Математика” Л. Г. Петерсон. Изучив его, пришла к выводу, что он отвечает на поставленные задачи. Основным методом работы является метод проблемного обучения.
Из психолого-педагогических исследований А.М.Матюшкина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского вытекают основные положения проблемного обучения:
- изменение функции участников учебного процесса (учитель – организатор учебного процесса, ученик – субъект деятельности);
- ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей ученика к учебной деятельности;
- организация коммуникативного взаимодействия учащихся;
В процессе обучения учащихся руководствуюсь системой дидактических принципов проблемного развивающего обучения.
Итак, чем же отличается структура проблемного урока от структуры урока в традиционной системе? Совершенно другими задачами этапов урока.
Вот такой структурой урока я руководствуюсь: (Приложение №1).
Как я провожу проблемные уроки по этапам.
1) Организационный момент.
Он предполагает:
- возникновение у учащихся желания работать (“хочу”) и уверенности в себе (“могу”). Это могут добрые пожелания, обмен рукопожатиями, обмен хлопками, улыбкой и т.д.
- указание границ образовательного пространства. Это может быть такой диалог:
- Чем мы занимались на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим решение задач на движение.
Другой диалог. (На доске карточки с темами уроков)
- Посмотрите на темы уроков, выберите ту, о которой говорили на прошлом уроке и прочитайте то, что написано на обратной стороне. (На обратной стороне может быть название новой темы, алгоритм по новой теме, пожелание, поговорка и т.д.)
Приёмов может быть много, учитель подбирает или придумывает сам.
2) Актуализация знаний.
Этот этап очень важен, т.к. позволяет подготовить этап открытия нового знания содержательно и мыслительно (развивается вариативность мышления, умение классифицировать, анализировать, обобщать, делать выводы).
3) Постановка учебной проблемы.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
а) как тема урока;
б) как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Поставить учебную проблему – это значит помочь учащимся самим сформулировать тему урока в одной из этих форм. Значимость этапа велика. Осознание ребёнком того факта, что он сам вывел правило, составил алгоритм, объяснил приём решения, позволяет ему ощутить радость познания, успех, у него порождается мотивация к усвоению нового знания.
Одним из способов постановки учебной проблемы является создание проблемной ситуации.
По определению А.М.Матюшкина, проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникшее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, не может достичь цели известным ему способом действия. При наличии таких затруднений осуществляется процесс мышления.
Для создания проблемной ситуации использую такие способы:
- сама сообщаю проблему, заостряя противоречие, использую мотивирующий приём;
- учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
- побуждаю в диалоге осознать противоречие и сформулировать проблему.
Предлагаю задания:
- невыполнимые из-за нехватки знаний на начало урока;
- невыполнимые из-за непохожести на предыдущие;
- невыполнимые вообще, но похожие на предыдущие;
- “на удивление”- несколько противоречивых и взаимоисключающих фактов.
4) “Открытие” знания.
Есть три пути открытия знания.
Первый путь через гипотезы. Это:
- выдвижение гипотезы, т.е. предположения, истинность или ложность которого должна установить проверка;
- проверка гипотезы. Учащиеся могут самостоятельно или в диалоге с учителем выдвинуть и проверить гипотезу. (Приложение №2)
Второй путь – подводящий диалог без проблемы. (Приложение №3)
Третий путь – подводящий диалог от чётко сформулированной проблемы. (Приложение № 4)
5) Этап первичного закрепления.
Это – этап вербального фиксирования алгоритма или понятия с параллельной записью. Он играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания, т.е. преобразования новой информации в мыслительный образ. На данном этапе использую различные приёмы и способы, как проговаривание вслух, рисунки, схемы, алгоритмы, знаковые записи и т.д. (Приложение № 5)
6) Самостоятельная работа.
Первая её особенность – узкая направленность, демонстрация нового знания в типовой ситуации. Вторая особенность – небольшой её объём, два-три типовых задания.
Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта решения. Самооценка – самостоятельное фиксирование достижения успеха. Создаётся ситуация успеха! Эталон можно предъявить в различных формах: на плакатах, на доске, на карточках, на диапроекторе. Сейчас в школе появилась возможность применять современные мультимедийные установки, что очень удобно.
7) Повторение.
На этом этапе новые знания включаются в систему уже имеющихся, идёт подготовка к изучению нового. Можно использовать индивидуальную, фронтальную, групповую работу.
8) Рефлексия.
Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности.
Задаю вопросы:
- Чему научились?
- Какой приём помог вам выйти из затруднений?
- В чём были затруднения?
- Что вам больше всего понравилось на уроке? И т.д.
Для положительного самоопределения применяю принцип накопления плюсов.
Приёмов много. Например, использую такие:
- нарисуй настроение на листочке;
- поднимись на горку;
- наполни ведро знаний;
- собери букет;
- расшифруй слово и прочитай; и т.д.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре не только уроки математики, но и уроки по другим предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь такая личность будет более защищёна от стрессов.