Цели:
- Развитие внимания и памяти, пространственной ориентации, логического мышления.
- Интелектуальное развитие.
- Профилактика нарушения зрения.
- Увеличение объема памяти.
- Умение концентрировать и распределять внимание.
Ход урока
I. Психологический настрой
Учитель: “Дети, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, положите голову на руки и закройте глаза. Повторяйте за мной: “Я сижу на уроке. Мне хорошо и спокойно. У меня хорошая память, я быстро все запоминаю. Сейчас я начну работаь. Я рад этому. У меня все получится. Все будет хорошо”.
Упражнение “Ленивые” восьмерки”
Ученики “рисуют” поочередно три вертикальные “восьмерки” и три горизонтальные “восьмерки”:
- Указательным пальцем правой руки, следя глазами за кончиком пальца.
- Указательным пальцем левой руки, следя глазами за кончиком пальца.
- Указательными пальцами обоих рук, следя глазами за кончиками пальцев.
- Носом на потолке, затем на полу.
- Легкими прыжками восьмерками.
II. Разминка
- Звуковая разминка
а) чтение гласных а, о, у, ы, и, э
- беззвучно,
- шептом,
- громко +,
- “золотая середина”
б) прищелкивание, цоканье языком
в) упражнения “трубочка”, “заборчик”, “сладкое варенье”
- Упражнение для рук “Лезгинка”
- Внимательно слушай, думай, понимай, быстро отвечай:
- Какой день недели был вчера?
- Нынешний месяц, какой по счету в году?
- Где можно увидеть себя?
- Какова польза от коровы?
- Съедобный герой русской сказки?
- Из него видно, что делается на улице
- Чернильное пятно в тетради
- Какие буквы ты видишь?
Учитель помещает на доске плакат размером 30х42 см. с изображением рамки. Ученикам дается задание назвать печатные буквы, которые можно увидеть в этой рамке. Например: П, Г,Б, Н и т.д.
Рисунок 1
Угадай слово по первым буквам названий предметов, изображенных на картинках
Показываю картинки: утка, черепаха, ежи, нитки, иголка, крокодил. Ученики должны сложить правильный ответ. После чего на доску вывешивается плакат с ответом.
Рисунок 2
- Чтение чистоговорок.
Например: | “Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки” |
III. Решение задач “Молчанка”
Ученики показывают ответ с помощью 4-х цветного сигнала. (Приложение 1)
Гномы жили на даче
И сочиняли задачи.
5 придумал Шур,
8 придумал Мур.
Сколько всего задачек составили гномы на даче?
Гномы в старом подвале
Однажды клад откопали:
20 звонких монет.
Домой принсели – 5 нет.
Скажи скорее ответ:
Сколько осталось монет?
IV. Физминутка
А теперь немного отдохнем.
- Сесть на стул, прижаться к спинке стула, опустить свободно руки, вытянуть свободно ноги, чуть запрокинув голову, закрыть глаза и расслабиться.
- Представь себе, что сидишь у окна в мягком-мягком кресле. Тебе уютно и тепло.
- В окно ты видишь кусочек голубого неба. По нему плывут белые, насквозь просвеченные солнцем облака.
- Тебе хорошо и спокойно, тебе приятно смотреть на небо, на облака. И ты сидишь, смотришь и слушаешь музыку. (Учитель медленно читает текст, а в этот время тихо звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского)
Музыка замолкает.
- Ну вот, ты отдохнул, пора приниматься за дело! Потянись хорошенько, разомни шею, “умойся” и встань.
- Далее выполняются 3-4 упражнения и “зарядка” для глаз.
V. Сообщение учащихся на свободную тему:
“Ель” - Петя
“Береза” - Ваня М.
“Дуб” - Ваня М.
Пример сообщения: “Сила и слабость дуба”
Дуб сильный. Он большой и могучий и прожить может долго, до 2000 лет. Если дуб срубят, от пня начинает тянуться к свету молодая поросль с очень большими листьями. Срубили дерево, пень и зазеленел. Но у дуба есть и слабая сторона – он боится холода. Зимой от морозов часто погибают желуди, вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей. Дуб издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом.
VI. Арт-терапия
Задание 1.
Учитель приглашает к доске девочку и мальчика. Девочка – бабочка, мальчик – слоненок. Учитель читает текст, а в это время дети изображают бабочку и слоненка по тексту.
Учитель:
1) Как-то раз слоненок пошел погулять и увидел бабочку. Она была так хороша собой, так воздушна, что ...
Продолжая рассказ учителя ученик играющий слоненка выражает свое восхищение красотой, воздушностью движений бабочки: “Как ты прекрасна” или “Давай с тобой дружить”.
Задание 2.
2) Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее ...
Ученики, изображающие урок и перемену в своем споре ни к чему не пришли. Разобраться, кто из них прав помогает весь класс. Ребята приводят свои аргументы в пользу урока или перемены.
VII. Урок завершается играми.
1) “Кто играет с нами в прятки?”
На доске помещен плакат с 4-мя строчками букв, из которых ученики должны выбрать названия зверей.
КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕ
ДЬСЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
ЁСЛОНОТУШКАНЧИКМФ
ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК
2) “Почтальон-вычислитель”
Ученикам раздаются карточки размером 7х15 см.
Рисунок 3
Задание: Почтальон должен доставить письмо с почты получателю. Почтальон не может ходить по домикам с одинаковыми “номерами”-ответами.
Ход работы: 1) ученики решают примеры, приведенные в левой части карточки и записывают ответы карандашом рядом с соответствующим “домиком”; 2) в правой части карточки показывают “путь” почтальона.
VIII. Итог урока
Учитель задает ученикам вопросы:
Понравился ли урок?
Удалось ли вам хоть немного достичь поставленной цели?
Какие задания вам понравились?
Какие задания показались наиболее трудными?
Так кто же играл с нами в прятки?
Ответы учеников завершают занятие.