Тема: Тепло Земли.
Цели:
- Развить интерес детей к уроку; научить их самим, готовить урок, прививать ученикам желание самим добывать к уроку материал из различных источников, что будет расширять их кругозор. Обобщить знание детей о тепловых поясах Земли.
- Научить разгадывать кроссворд.
Оборудование:
- Видеокассета “Секреты природы”.
- Картинки животных, птиц, рыб, стихотворения “Планета дом”, “4 океана”.
- Плакаты с изображением поясов “Холодный, умеренный, жаркий”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необыкновенный урок. А вот какой теме мы его посвятим, вы, пожалуйста, догадайтесь сами, послушав стихотворение Акима “Планета дом”.
Ученик:
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлёно.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей нету.
Учитель: И так, о чём пойдёт речь, сегодня на уроке. О чём мы будем говорить.
Учитель: Да, тема нашего урока Земля – живая планета.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами знакомились с моделью земли – глобусом,c географической картой, говорили и о ближайших соседях земли, и как вращается земля в космосе.
Учитель: А вот сейчас, я хочу проверить ваши знания, как вы усвоили весь прошлый материал.
Учитель: На столах лежат карточки – тесты, в них 7 заданий, вам нужно карандашом по линейке подчеркнуть только правильные ответы.
III. Проверка. Тест.
1. Земля – планета Солнечной системы.
2. Земля – это звезда.
Учитель: Какое из этих 2 утверждений правильное.
Учитель: Ребята, а что такое солнечная система.
Солнечная система- это 9 планет, вращающихся вокруг Солнца.
Cолнечная система –это семья, в которой живёт и наша планета Земля.
3. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Земля вращается вокруг Луны.
Учитель: Какое утверждение правильное.
Учитель: А что такое луна для Земли (спутник).
5. На Земле 4 океан? 5 океанов? 2 океана?
Учитель: Послушайте стихотворение, которое так и называется “4 океана”. Усачева.
На нашей Земле океанов -
Четыре:
Индийский -
Cамый солёный в мире,
Океан Атлантический
Славен сельдями,
Ледовитый
Все время спит подо льдами,
А Тихий,
Конечно же, вовсе не тихий -
А буйный, глубокий и самый великий.
6. Есть жизнь: на Солнце? на Луне? на Земле?
7. Земля получает тепло: от Луны? от Солнца?
Учитель: Молодцы!
Учитель: Но давайте вернёмся к вопросу № 3 и поподробнее остановимся на нём.
Учитель: Если вращается вокруг Солнца (времена года). (Солнце по сравнению с Землёй во много раз больше его и чтобы сделать 1 круг вокруг Солнца, надо очень много времени – на это уходит целый год.)
IV. Карточка
Учитель: Ребята, а какое сейчас время года (весна).
Учитель: У вас на партах лежат листочки, в которых есть 4 графы. Вам надо, используя условные знаки, можно буквы, нарисовать признаки весны.
Проверка.
Учитель: Итак, один из признаков весны (прилёт птиц).
Учитель: А сейчас ребята, прочитают шуточные стихотворение, которое так и называется “Прилетели птицы”. Вы внимательно слушайте, и может быть, найдете ошибки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макарон
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
V. Тепло Земли.
Учитель: А теперь посмотрите внимательно на доску.
Учитель: Что вы видите? (Планета Земля, тепловые пояса).
Учитель: Надо выйти к доске показать и назвать тепловые пояса (показ у доски учеником).
Учитель: А сейчас я вам предлагаю совершить путешествие, в котором мы побываем в разных тепловых поясах нашей планеты.
Учитель: Закройте все глаза, расставьте руки по сторонам можно немного покачиваться – представим, что мы с вами маленькие самолетики, и мы отрываемся от земли, взлетаем в небо, можно немного погудеть – как самолетики. Итак, мы уже в небе. Откройте глаза, руки можно опустить. Посмотрите в окна.
Учитель: Мы с вами пролетаем над умеренным поясом. Как вы думаете, почему мы начали отсюда своё путешествие (в этом тепловом поясе живём мы).
Учитель: Конечно. И нас здесь встречают местные жители (входит ученик - зимняя шапка, кепка, панамка, зонтик).
Учитель: Объясняйте, почему наши жители так выгладят?
Учитель: Они показывают, что существуют разные времена года.
Учитель: Да, это особенности нашего теплового
пояса, только здесь происходит чёткая
смена времён года. Долгая холодная зима, жаркое
лето, непродолжительная дождливая осень и всеми
любимая весна.
Учитель: Ребята, а какие животные живут в наших лесах.
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрацию.
Учитель: А какие растения растут?
Учитель: Так, оставляем наш пояс, вы, пожалуйста, посмотрите по кассете. И мне сами назовите, какой там климат и какие животные там живут (видеофильм).
Учитель: И так, какие животные там живут, кого вы ещё знаете? Посмотрите на иллюстрацию, его еще называют “кораблем” пустыни.
Учитель: Как вы думаете, может здесь наступить зима?
Учитель: Здесь никогда не бывает зимы. Вечное жаркое лето, нет воды.
Учитель: Продолжаем наш полёт, посмотрите, мы пролетаем над холодным поясом. Где всегда низкая температура, дуют холодные ветра. Здесь вы не увидите растений, только вечная мерзлота и снега.
Учитель: А какие животные живут?
Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы досмотрели фильм и ещё раз убедились, как резко отличаются один тепловой пояс от другого
6. игра.
Учитель: А сейчас, чтобы хорошо закрепить наши знания мы немного поиграем.
Игра “Расставить правильно жилища, растения и животные по тепловым поясам “.
VI. Физминутка.
Учитель: И так, наша тема “Земля - живая планета”.
Учитель: Раз живая планета- то кто её заселяет? (Птицы, животные, растения).
Учитель: И сейчас мы с вами прогуляемся и заодно немного разомнёмся.
Наша разминка так и называется “Прогулка”.
Только в лес мы все зашли
Появились комары
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опусканием).
Дальше по лесу шагаем –
И медведя мы встречаем –
Руки за голову кладём
И в вразвалочку идём.
(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием).
Снова дальше мы идём
Перед нами – водоём
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз- два, раз- два-
Позади уже вода.
(Прыжки с ноги на ногу, по “камешкам”).
В стороны руки
Ими помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем
Это они сидят.
Учитель: И так, мы с вами остановились на том, что Землю заселяют животные, растения, птицы.
Учитель: А вот как вы хорошо знаете животных и растений мы сейчас и посмотрим.
Учитель: Следующий этап нашего урока так и называется “ Разгадай кроссворд”.
Учитель: Ребята. А кто знает, что такое кроссворд – это английское слово “ задача – головоломка”.
VII. Разгадывание кроссворда, сообщение детей.
Верблюд
Учитель: Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк).
Ученик – сообщение.
Учитель: Дерево с иголками вместо листьев. (Ель)
Ученик – сообщение.
Учитель: Ног нет, а движется,
Перья есть, а не летает,
Глаза есть, а не мигает. (Рыба).
Учитель: Каких рыб вы знаете?
Ученик – сообщение.
Учитель: Красивое животное перелетает с цветка на цветок (бабочка).
Ученик – сообщение
Учитель: Трав копытами касаясь,
Ходит смело и легко,
Рога раскинул широко (Лось).
Буква … (ю)
Учитель: Животное перелетает с дерева на дерево и долбит ствол (Дятел).
Ученик – сообщение.
Учитель: Верблюд – животное, которое называют “кораблями пустыни”.
Мы уже сегодня о нём говорили. Послушаем, что приготовил
Нам о верблюде …
VIII. Итог урока.
Учитель: Вот и подошли мы к концу урока.
Учитель: Что вам запомнилось на уроке?
Учитель: Что понравилось?
Учитель: Где мы с вами путешествовали?
Учитель: Что вы запомнили о холодном, умеренном, жарком поясах?