Ознакомление дошкольников с природой (практический материал для воспитателей)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Научить детей видеть единство и разнообразие природы, разбираться в связях и взаимосвязях между разными ее объектами.
  • Научить наблюдать и понимать развитие и изменения в природе, рационально использовать и охранять ее.
  • Формировать у детей эстетическое отношение к миру, воспринимать и оценивать прекрасное во взаимоотношениях людей и природы.

В каждое время года стараюсь научить детей видеть красивое, неповторимое. Выделяю для наблюдения с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью. Например:

– живая природа: деревья, кусты, цветы,ягоды, животные, птицы, рыбы, насекомые и т.п.;
– неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, вода, воздух и т.п.

Ежедневно наблюдая с детьми за природой, мы отмечаем такие моменты:

  • Как растения реагируют на “настроение” природы?
  • Как животные реагируют на “настроение” природы?
  • Как люди (дети) реагируют на “настроение” природы?

Круглый год в группе дети ведут календарь природы. В начале каждого месяца вывешиваем чистый лист бумаги в календаре и все свои наблюдения фиксируем на нем. Создаем “портрет” каждого месяца.

Ежемесячно знакомлю детей с 3–4 видами объектов. Собираем с детьми материал о растениях и животных по темам:

  • “Животные нашего края”,
  • “Растения нашего края”,
  • “Мы их знаем”,
  • “Наши любимцы” и т.п.

Дети рассматривают иллюстрации, описывают их внешний вид, рассказывают о них то, что уже знают.

ОСЕНЬЮ стараюсь показать детям, как осенняя окраска листьев придает растениям особую чарующую силу. У хвойных деревьев: ели, лиственницы, сланника, сосны, особо привлекательны шишки. Плоды – у можжевельника, жимолости, шиповника и др.
Знакомлю детей с красиво цветущими осенними цветами – георгинами, астрами, шафранами и др. Создаем с детьми цветочные аранжировки, композиции, пробуждая фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок дети создают интересные аппликации
Поздней осенью обращаю внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Их стволы и ветки очень контрастно выделяются, особенно при хорошем солнечном освещении.

ЗИМОЙ знакомлю детей с красотой хвойных деревьев и кустарников. Помогаю почувствовать разнообразие таящихся в них образов:

Сосны на опушке, до небес верхушки,
Слушают стоят.
А внучата елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.

Например, во время беседы о деревьях задаю детям следующие вопросы:

– Чем деревья отличаются от других растений?
– Какие деревья вы знаете?
– Деревья живые или нет?
– Много ли деревьев растет около нашего детского сада?
– Что произойдет, если вдруг деревья исчезнут? И т. п.

Во время прогулок дети наблюдают за красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, травинками, кустами и деревьями покрытыми инеем и припорошенные снегом. Учу детей почувствовать волшебную силу зимнего затишья в природе или понаблюдать за метелью.
Не забываем зимой понаблюдать и за птицами, замечать их трудности. Напоминаю детям, что зимой птицам страшен не только мороз, но и голод.

ВЕСНОЙ заносим в группу ветки тополя, березы, осины, вербы и т.п. Дети любуются их формой, гармонией цвета, наблюдают и радуются первым зеленым листочкам.
На прогулках ведут наблюдения за набуханием почек, соцветием вербы, первыми травинками.Предлагаю вспомнить, какие изменения приносит весна в жизнь природы и человека примерно в следующей последовательности:

1) Изменения в неживой природе (солнце ярко светит, начинают таять снег и лед, появляются проталины, длиннее становятся дни, а ночи короче и т. п.).
2) Изменения в растительном мире (деревья, кусты, травы и цветы начинают просыпаться, расти).
3) Изменения в животном мире (как меняется их жизнь в течении весны).

Весной дети также наблюдают за активным ростом комнатных растений,учатся ухаживать, пересаживать. Работая с почвой дети одновременно знакомятся с песком, землей, камнями, глиной. Определяют их значение в жизни растений.

ЛЕТОМ дети начинают наблюдать за яркими красками природы. Чем ярче светит солнце, тем ярче становятся краски окружающиеся нас, тем больше проявляется радости и впечатлений у детей.
Подвожу детей к пониманию того, что лето для природы – время труда и забот.
Дети знакомятся с представителями фауны, с которыми можно встретиться только летом: цветы, насекомые т.п. Лето – это удивительное царство растений. Знакомлю детей с классификацией растений на культурные и дикорастущие. Сообщаю детям, что растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу хранит свою тайну, каждому из них мы должны быть благодарны.
Знакомясь с особенностями разных растений, мы изучаем правила личной безопасности:

  • не трогай растения, которые не знаешь;
  • не ешь ягоды с незнакомых растений;
  • собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь и т.п.

Знакомясь с культурными растениями, учу детей сознавать их ценность для жизни человека (пища, здоровье, красота).
Подвожу детей к выводу, что лето – это время свершения многих дел. Летом люди не только отдыхают, но и много трудятся (в садах, в огородах, на полях).
Постепенно подвожу детей к пониманию того, что природа является первоосновой красоты в искусстве. Рассматриваем с детьми картины– пейзажи по временам года. Подчеркиваю, что ВРЕМЕНА ГОДА – это разнообразие цветовых оттенков.

  • “зима” – холодная цветовая гамма;
  • “весна” – теплая цветовая гамма;
  • “лето” – горячая цветовая гамма;
  • “осень” – сдержанная цветовая гамма.

В течение года на занятиях и в свободное время дети выражают свои впечатления об окружающем мире через рисунки, аппликации, оригами, лепку. Художественная литература воспитывает у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а также  учит видеть закономерности природных явлений.

Постепенно подвожу детей к пониманию того, что наша земля очень богата. Она единственная в солнечной системе “живая планета”. Земля является общим домом для всех людей, животных, растений, рыб, насекомых и др. И этот дом надо беречь.

Каждый год, 22 апреля, отмечаем с детьми День рождения Земли. В этот день проводим тематические занятия, развлечения. К этому дню дети рисуют рисунки о том, что они хотели бы видеть всегда на Земле, посвящают ей хорошие добрые слова:

  • Земля кормит людей, как мать детей.
  • Кто Землю любит, тот голоден не будет, и др.

В процессе познания дети начинают понимать, что нужно всему живому. У них возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе.

Развлечение в старшей группе: “Зеленая аптека”

Цели:

  • Формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
  • Углублять знания о необходимости витаминов, которые содержатся в овощах и ягодах.
  • Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
  • Закрепить правила поведения в лесу.
  • Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.

Предварительная работа:

  • Беседы о витаминах, которые содержатся в овощах и фруктах.
  • Знакомство с лекарственными растениями.
  • Знакомство с правилами поведения в лесу.
  • Чтение и разучивание стихотворений о природе.

Маериалы:

  • капуста,
  • лук,
  • плоские изображения ягод:
    • брусники,
    • малины,
    • шиповника,
  • консервная банка,
  • сушеные ягоды шиповника,
  • лист подорожника,
  • засушенная или свежая веточка пижмы,
  • корзинка с брусникой.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети под музыку заходят и садятся на стулья. Заходит Доктор Апчхи (воспитатель-ведущая).

Доктор Апчхи: Здравствуйте ребята! Давно я у вас не был. И вот решил зайти посмотреть, здоровы ли вы. Не болеете? (Ответы детей.)
А меня то вы узнали? А советы вы мои выполняете? Чесночок едите? (ответы детей). Молодцы, как вы все выросли, похорошели. Вижу, много витамин, вы получили. Ну что ж, встаньте все, я посмотрю на вас. А ну-ка теперь скажите мне поскорей (поет под музыку):

– Что ж ели друзья витаминное вы?

Дети (поют):

Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!

Доктор Апчхи: Что ж лучше, вкусней и нежней на земле?

Дети:

Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!

Доктор Апчхи:

Ну-ка, ну-ка посмотрю,
Я поближе подойду.

– Ну какие ж вы, друзья, молодцы!

Доктор Апчхи:  (говорит): Молодцы, оказывается, вас растения кормили. Много-много витаминов есть в растениях. А зимой где же вы берете витамины?

Песня "На балконе огород".

Доктор Апчхи: Надо же, на балконе у них витамины. Ну, молодцы, ребята. Вот что я вам скажу, вы здоровы и полны сил, но здоровье надо беречь. Больным быть очень плохо. А вы знаете, почему вы иногда болеете?

Ребенок:

Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы,
Попадут ребенку в рот,
Заболит у них живот

Доктор Апчхи: И это они знают! Есть такие вирусы! Уж если что-то заболит, сеяться не хочется, играть нельзя. Надо лежать в постели и принимать лекарства.

Влетает Сова.

Сова: Ух! Ух! Кто здесь больной? Кому надо лекарство?

Доктор Апчхи: А, это ты, бабушка Ух! Ребята, познакомьтесь, это моя помощница, старая сова.

Сова: Я – Сова Ух! Лет мне не мало и многое я повидала. Меня все знают в лесу. И лечить я могу. А лекарства мои необычные, отгадайте сами.

Уродилася на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи. (Капуста)

– Правильно. Но капуста не только для щей годна, она еще и лечит.

Входит мальчик Вова с перевязанной головой, стонет.

Вова: Ребята, скажите, как пройти к больнице?

Доктор Апчхи: Что с тобой случилось, парень? Как тебя зовут?

Вова: Меня зовут, Вова. Голова у меня разболелась. Такая боль! Ох! Ох!

Сова: А вот я сейчас и полечу тебя вот этой капустой. Мы как раз о ней говорили.

Вова: Капустой? Это как?

Сова: Вот я сейчас приложу капустный лист к голове твоей, она и перестанет болеть. Ты только посиди здесь немного. Есть у меня еще одно необычное лекарство, угадайте.

Сарафан на сарафане, платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
До сыта наплачешься. (Лук)

– Правильно, ребята!

Слышися чихание, охание. Заходит зайчик с перевязанным горлом.

Зайчик: Бабушка,Ух! Вот ты где! Помоги мне.

Сова: Что с тобой, заяц? Ненадолго отлучилась из леса, вы меня уже ищете.

Заяц: Бегал я, бегал, травку кушал, холодной водой запил. А теперь вот горло болит, чихаю, кашляю.

Доктор Апчхи: А ну, заяц, подойди ко мне, открой рот, скажи: А-а-а. Ты простыл, заяц. У тебя ангина. Лечить его надо, бабушка Ух.

Сова: Есть у меня лекарство от этой болезни, мы только что о нем говорили.

Вова: Неужели это лук? Он же горький и не вкусный.

Сова: Да, именно лук очень полезен при ангинах. Вот тебе свежый сок лука. Принимай по 1 чайной ложке 3 раза в день. Горло и перестанет болеть. А чтоб не кашлял, вот тебе еще лук вареный с сахаром и медом.

Заяц: Спасибо, бабушка, Ух! До свидания! (Уходит).

Вова: Вот это да, я и не знал, что овощи лечить могут. У меня и голова перестала болеть. Спасибо вам (снимает повязку).

Сова: И не только овощи лечат, но и многие лесные растения и ягоды очень полезны. Хотите поиграть в игру? Закройте-ка глаза.

Сова рассыпает на полу плоские изображения ягод: брусники, малины, шиповника.

– А теперь откройте глаза. Мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, сколько ягод здесь растет. Давайте их соберем.

Игра "Кто вперед соберет". Дети собирают ягоды по видам. Заходит Волк.

Вова: Бабушка Ух, смотри, кто-то опять бежит. Ой, да это же волк!

Волк (плачет): Бабушка Ух, помогите! У меня такое горе Волчонок играл на лужайке, да наступил вот на эту банку и порезал лапу.

Доктор Апчхи (берет банку): Это кто же оставил банку в лесу?

Вова (смотрит на нее): Ой, да это же моя банка консервная. Мы с другом ходили в поход, ну и поели там, а банку забыли в лесу.

Доктор Апчхи: Вот видишь, что из этого получилось. Лесные жители и пострадали. Нельзя в лесу ничего оставлять. Запомни это, Вова! А вы, ребята, знаете, что еще нельзя делать в лесу?

Дети: Деревья ломать нельзя, мусор оставлять, костер разжигать, много цветов рвать нельзя, птиц обижать, гнезда разрушать и т. д.

Сова: Я помогу твоему горю, волк. Я дам тебе вот эти ягоды – это шиповник. Дети только что собрали мне его. Надо заварить ягоды кипятком и пить как чай. В шиповнике много витаминов. Волчонку будет легче справиться с болезнью. А к ранке приложь вот этот листик, он и кровь остановит и ранку залечит (отдает лист).

Вова: А что это за лист такой волшебный? Ребята, вы знаете его?

Дети: Подорожник.

Волк: Спасибо тебе, бабушка Ух. До свидания! (Уходит).

Доктор Апчхи:  Вот видишь, Вова, как трудно живется лесным жителям, если мы, люди, не будем заботиться о них. Ребята, расскажите Вове о лесных жителях.

Дети читают стихи:

ОЛЕНЬ

Из чащи зеленой,
Где мошка и тень
На скалы забрался
Пятнистый олень.

Красив он и строен,
Веселый наряд,
Рога боевые
На солнце горят.

Красавца оленя
В наряде таком
Не даром назвали
Оленем-цветком

Ира Балдина

МЕДВЕЖОНОК

Медвежонок косолапый
Всех зверей милей
А его косматый папа –
Царь лесных зверей.

Летом он малину любит,
А зимою – сон.
Он и летом ходит в шубе
Меду ищет он.

Спать он осенью ложится,
А встает весной.
Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.

Валентин Берестов

МУРАВЬИННЫЕ ГОРОДА

Муравейник – это город муравьев.
Много в нем и закоулков и домов.
Тащат хвойные иголки муравьи,
Перестраивают улицы свои.

Только вряд ли вы найдете муравья,
У которого нет острого копья.
Он бросается с хвоинкой на врага,
Будто жизнь его совсем недорога.

Ты не трогай, ты не трогай никогда
Муравьиные большие города.
Пусть спокойно все на свете муравьи
Перестраивают улицы свои.

Г. Ходырев

Влетает  куропатка.

Доктор Апчхи: А вот и куропатка. Какая беда тебя привела к нам?

Куропатка: Я учила своих детишек летать, а какой- то злой мальчик бросал в нас Камни и попал в одного птенца. Ему так больно. Что делать?

Доктор Апчхи: Это кто же так посмел обижать птиц? Где этот мальчишка? Ребята, вы не знаете его? А ты, Вова ? (Вова прячется за Совой). Ты где, Вова? А! Все понятно! Это ты, наверное, бросал в птиц камни?

Вова выходит, просит прощения:

– Я так больше не буду. Я даже представить себе не мог, что они могут болеть совсем как люди. Прости меня, Куропатка!

Сова: А твоей беде, Куропатка, я помогу. На лесных полянах очень много вот таких желтых цветков. Ребята, вы знаете как называется это растение? (Ответы детей). Правильно, пижма. (Сова показывает веточку пижмы.) Сделай отвар из этой травы и прикладывай к ушибу. Через несколько дней все пройдет.

Куропатка: Спасибо, бабушка Ух. До свидания! (Уходит).

Вова: Знали бы вы, сколько у меня бывает шишек. Теперь я знаю, как их лечить. У вас, ребята, наверное, тоже не мало шишек бывает? Бабушка Ух, можно я посмотрю на это растение – пижму.

Сова дает ему растение. Вова нюхает его, показывает детям:

– Ребята, посмотрите на него. Как оно пахнет приятно. Я сегодня узнал многое у вас. Что растения могут лечить. И понял, как в лесу себя вести надо. Я теперь не буду банки и мусор оставлять в лесу и обижать лесных жителей.

Сова: Вот и хорошо, а мне пора в лес, помогать птицам и животным. Где же моя корзина? (Удивляется) О! Сколько вы мне здесь ягод насобирали. Пожалуй я вас угощу. (Достает тарелку с брусникой). Узнаете, что это за ягода? (Ответы детей). Правильно, брусника! В ней очень много витаминов. Ешьте и набирайтесь сил и здоровья. А если заболеете, она поможет снять температуру. (Отдает тарелку с ягодой). До свидания, ребята. (Уходит).

Докор Апчхи: Ну что ж, природа делает чудеса. Дает людям радость и здоровье, учит добру и мудрости. А что вы, ребята, знаете о природе еще?

Ребенок читает стихотворение:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.

В. Орлов

Докор Апчхи: Ну что ж, я доволен вами дети! (Обращается к Вове):

А ты, дружок, смотри не подкачай,
Правдивым будь и добрым обещай.
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.

Вова: Теперь я буду жить в дружбе с природой.

Доктор Апчхи: Вот-вот!

Люби цветы, леса, простор полей.
Все, что зовется Родиной твоей.

– А вы, ребята, не забывайте Зеленую Аптеку бабушки Ух. И выполняйте мои советы, Советы Доктора Апчхи. До свидания, ребята! (Уходит).

Дети уходят в группу.

Используемая литература:

1. Т. Гризик. Программа “Радуга”, раздел “Мир природы”.
2. Н. Рыжова. Программа “Наш дом природы”.
3. В.В. Рыньков, Т.В. Юдина. “Азбука экологического воспитания”.
4. Т. Климова, Н. Таранкова. “Мы открываем мир”.
5. М. Мутик. “Зеленая аптека тундры”.