Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цели:
- учить находить имена существительные, распознавать одушевленные они или неодушевленные;
- оперировать терминами, развивать речь учащихся, любознательность;
- воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, интерес к предмету, сдержанность.
Ход урока:
1. Орг момент. Мобилизующее начало урока.
2. Мы начали изучать имя существительное.
Это самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в ней – это существительное. И это понятно. Человек с рождения хочет знать и называть все, что его окружает, что существует вокруг него.
Итак, мы продолжим работу по теме “имя существительное”, познакомимся с новыми терминами и правилами в русском языке. Работу начнем с отгадывания ребусов. Что это за слова получились?
3.
– С какой буквы начинаются эти слова?
Бб
Булка, белка, бочка, бабочка.
– Составьте (устно) предложение с одним из слов.
– Что вы можете сказать об этих словах?
– Чем они отличаются друг от друга?
– Что общего в этих словах?
– Поставьте вопрос к словам, что вы заметили?
4. Словарная работа:
Рекомендую использовать дидактическую игру “Молчанка”. Учитель молча показывает предметные картинки с изображением (медведь, помидор, огурец, лисица, капуста, заяц.) Дети фиксируют в тетради слова и подчеркивают орфограммы, которые нужно запомнить.
– На какие группы можно разделить эти слова? “Овощи” и “животные”.
– Чтобы не болеть, надо употреблять овощи и фрукты, которые являются источником витаминов.
Давайте уточним, какие слова отвечают на вопрос кто? Что?
5. Работа по учебнику.
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
Стр. 111. – прочитать правило.
– Как называются такие существительные?
Теперь посмотрим, как вы запомнили новые термины в русском языке.
(Дом, волк, утка, гриб, хлеб, аист) – Учитель показывает слова напечатанные, а дети называют одушевленные или неодушевленные эти слова.
6. Физ.минутка.
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Если слово будит отвечать на вопрос кто? – руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед и присесть.
Люстра, мальчик, гроза, карась, спортсмен, портфель.
7. Закрепление.
(Индивидуальная работа для каждого)
1).Следующий вид работы:
Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевленное – ведем стрелочку влево и наоборот.
2). Страница 111, упражнение 482
По вариантам будем выполнять это задание.
1 вариант – выписывает слова – одушевленные
2 вариант – выписывает слова – неодушевленные
Взаимопроверка.
3). Существительные есть почти в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.
Стихотворение “Пороша” С. Есенина (текст на отдельном листочке для каждого ученика)
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стеллит шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Задание: в этом стихотворении выделить карандашом.
Если существительное одушевленное – буква “О”, если существительное неодушевленное – буква “Н”.
Фронтальная проверка.
4). Я прочту вам другое стихотворение, а вы запоминайте существительные, потом их назовете.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
часы, жираф, кино.
И долго можно говорить,
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Итак, назовите существительные, которые встретились в стихотворении?
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Какие слова отвечают на вопрос что?
8. Итог.
Сегодня мы хорошо поработали.
– Кто усвоил новые понятия?
– А кто все понял, но затрудняется объяснить?
Не расстраивайтесь!
На следующих уроках мы будем подробнее знакомиться с именами существительными, и вы обязательно все усвоите.