Форма урока: заочное путешествие.
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся по истории родного города, используя материалы областного краеведческого музея.
Используемый материал: рисунки по теме " Мой город", фотографии с видами города, памятниками архитектуры, стихи, картина В. Башкирцева " Начало поселка Светлого".
Стратегия урока
Слово учителя.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы, не выходя из школы, совершим заочное путешествие по нашему городу. Как вы думаете, что берет с собой путешественник в дорогу?
Учащиеся перечисляют, учитель заостряет внимание на том, что путешественнику нужны еще и знания.
Давайте поговорим о нашем городе. Как вы думаете, почему он так называется?
А когда был основан наш город?
Как называется главная улица города и почему?
А кто сможет рассказать об улице, на которой он живет? Почему она так называется?
Учитель: Облик каждого города создается архитектурными памятниками. Как вы думаете, что может быть архитектурным памятником?
(Ответ: кремль, церковь, собор, монастырь, старинный дом, дворец, скульптура).
А теперь назовите и покажите архитектурные памятники нашего города (здание старой почты, магазин Чурина, церковь, мемориальный ансамбль на площади Коммунаров). Продолжаем путешествие по нашему городу. Цель путешествия - пополнить знания по истории города. А экскурсоводом в этом путешествии будет Хобта Вера Гавриловна, руководитель штаба краеведов.
Слово экскурсовода.
Многие города похожи друг на друга, но все-таки в них есть различие. Это и есть то, особенное, неповторимое. А чем же отличается наш город от других? Что является его изюминкой? Чем может гордиться наш город?
Звездным часом города стало строительство Зейской ГЭС. А почему именно у нас ее построили?
Сотни лет река Зея проявляла свой капризный характер. Во время больших дождей и таяния снегов она выходила из берегов, заливала посевы. Часто погибал урожай. Зея буйно разливалась на многие километры. Ущерб для города был сильный. Поэтому было решено построить в верховьях реки плотину, обуздать своенравную Зею.
В 1964 году в Зею был привезен первый отряд гидростроителей, он выбрал самое узкое место для плотины, которое называлось Зейские Ворота. Уже в 1972 году река Зея была перекрыта. ГЭС была построена быстро, в рекордные сроки. Это далось нелегко: зимой мешал сильный мороз, злые ветры, весной и осенью - распутица, летом - дождь и жара. Строителям приходилось нелегко, но, несмотря на все трудности, они верили, что труд их не пропадет даром. Трудились в три смены, и днем и ночью.
Вот как об этом говорит амурский поэт Станислав Демидов:
Шагали к стройке мы с тобой,
Осенний день был чист и светел,
И пел о чем-то синий ветер
Над Зеей - гордою рекой.
А вот и Зейские Ворота,
Страна дерзаний и чудес.
Пред нами вольно и широко
Предстала панорама ГЭС.
В походе мощных самосвалов,
Что шли, натруженно трубя,
Одна мелодия звучала:
"Мы, Зея, покорим тебя!"
И экскаватор в котловане
Врезаясь в грунт, напоминал,
Что скоро здесь плотина встанет
Великолепная стена.
Под перемычкою лежала
Глухих веков седая пыль.
И становилось слово делом,
И превращалась сказка в быль.
В 1975 году ГЭС дала свой первый ток. Это была победа! Теперь ток ГЭС идет не только в города и села Амурской области, но и Дальнего Востока. Строилась ГЭС, а вместе с нею строился и поселок гидростроителей Светлый. А ведь когда-то на месте поселка были только сопки и тайга. Посмотрите на картину зейского художника Виктора Башкирцева "Начало поселка Светлого". Что вы видите?
Первые дома на левой стороне хребта, а дальше только лес (изображение ведется со стороны нижней части города). Теперь на этих сопках расположился многотысячный поселок. Он очень удобен и красив, имеет широкие улицы, роскошные скверы.
А теперь послушайте стихотворение монтажника Юрия Добрынина "Поселок Светлый".
Тянет легкий туман
Над высокими сопками,
А под солнцем дома
Улыбаются окнами.
Голосами шумят оживленные улицы,
Под ногами дымят непросохшие лужицы,
Вся округа звенит серебристыми всплесками,
Распахнулся зенит над просторами зейскими.
И плывут облака
В синеве, словно ватные,
Дышит хвоей тайга,
Исходя ароматами.
В школьном музее есть много стихов, в которых рассказывается о нашем городе, его истории, людях, событиях. Красоту нашего города, героизм строителей воспели в своих произведениях и писатели, и поэты, и художники, и фотографы. Перед вами фотографии Мариковского Игоря Леонидовича, фотокорреспондента "Амурской правды". Именно он составил фотолетопись строительства Зейской ГЭС.
Многие жители нашего города знают и поют песню "Среди сопок в дремучем краю". Написанная более 30 лет назад, она полюбилась многим. И сегодня, как ваши родители когда-то, мы поем ее.
"Среди сопок в дремучем краю"
Среди сопок в дремучем краю,
Где медведь, да непуганный лось,
Нашу молодость, силу свою,
Испытать, нам, друзья, довелось.
Красота и нетронутый лес
Полюбились нам в этом краю,
Мы построим здесь новую ГЭС.
Припев:
Будет приветствовать наша планета
Тех, что ходили сюда налегке.
Встанут проспекты города Светлого,
Города света на Зее-реке.
Мы приехали вовсе не зря,
Мы приехали слово сказать:
Будут здесь и плескаться моря,
И огней океаны сиять.
Пусть на первых порах и пришлось
Здесь несладко и нам, молодым,
Несмотря на пургу и мороз,
Что намечено - все создадим.
Припев.
Понравилась вам песня? Красивая? А история этой песни такова. Всем известны ее слова и мелодия, но неизвестно имя ее автора. Хотя на этот счет существуют разные предположения. Сегодня от имени штаба краеведов я даю вам задание: постараться установить авторов этой песни.
Вы хорошо рассмотрели полотно художника Башкирцева. В классе у нас сегодня сидят юные художники. Вы замечательно изобразили свой город, каждый выбрал свей сюжет: любимый уголок, улицу, площадь. Чей рисунок вам понравился больше? Желаем творческих успехов юным художникам и награждаем их подарками. А ведь на каждой выставке художники продают или дарят свей картины. Давайте и мы вручим своя картины в качестве подарков нашим гостям.
А теперь - викторина.
- О чем говорят эти даты? 1964, 1972, 1975 годы.
- Назовите фамилию художника, автора картины "Начало поселка Светлого".
- Назовите архитектурные памятники города. Что в них находится сейчас?
Какие еще школы, кроме нашей, находятся на улице Ленина?