Урок математики в 6-м классе по теме: "Витамины и здоровье"

Разделы: Математика


Цели:

  • Показать значение витаминов для здоровья человека.
  • Закрепить вычислительные навыки учащихся и умение находить число по его дроби.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор, приобщать к творчеству.
  • Научить применять знания на практике.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

Ход подготовки к уроку

  1. Написать небольшие творческие работы о пользе витаминов.
  2. Написать и красиво оформить рецепты фруктовых и овощных салатов.

Учитель: - Запишем домашнее задание на следующий урок.

Решив уравнение 0,2 – 5(3,2 х – 1) = 0,4(13 – 2,5 х), вы узнаете номер домашнего задания.

Решите примеры и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

- 2,8 1,4 0,8 -10 34 -14 4,6
- 3,2 -8,2 - 7 +1,8 -90 * (-7) -6
: 1,2 : 3,4 -1,9 : 0,41 : (-14) : (-2) * 2
* 1,6 *0,5 : 3 + 5,4 * (-15) - 2 -1,4
+ 8,5 Н + 0,8 И *2 Т * 0,5 И + 39 В : 17 А : 3 М

Учитель объявляет тему урока и ставит вопрос перед классом:

- Почему на уроке математики мы сегодня говорим о витаминах? (Учащиеся говорят своё мнение по данному вопросу).

Итог: Действительно некоторые болезни развиваются из – за недостатка питательных веществ – витаминов. Только в 1880 году русский ученый Н.И. Лунин открыл причину заболеваний у людей. Он доказал, что в натуральных продуктах питания, созданных природой, существуют какие – то ранее неизвестные вещества, необходимые для жизни любого организма. Эти вещества назвали витаминами.

Ученик 10 класса: - В организме непрерывно протекает обмен веществ. Обмен веществ заключается в том, что из внешней среды в организм поступают различные вещества, усваиваются. Изменяются, а во внешнюю среду удаляются продукты распада.

Кроме органических веществ, воды и минеральных солей в организм должны поступать витамины. Они участвуют во всех физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах.

Витамины оказывают сильное влияние на рост, развитие, обмен веществ, являются ферментами или входят в состав ферментов. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания – авитаминозы. В условиях Крайнего Севера при недостатке фруктов и овощей витамины приобретают огромное значение. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них.

Ученик 6 класса: - Исключительно важным является витамин С. В больших количествах он содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, петрушке, луке и др. Кроме овощей и фруктов много витамина С содержится в хвое сосны, примерно в 7 раз больше, чем в лимонах.

Ученик 10 класса: - При недостатке витамина С развивается цинга, люди слабеют, у них воспаляются и кровоточат дёсна, выпадают зубы, распухают суставы, резко снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Суточная потребность витамина С 60 – 100 мг. У курящих людей витамин С усваивается крайне плохо и даже при достаточном поступлении с пищей, наблюдается его дефицит.

Учитель:

Задача. Ученик 6 класса за 5 дней съедает 1 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 300 кг яблок? Сколько друзей ему надо позвать на подмогу, чтобы за 100 дней истребить весь урожай?

Задача. В 100 г чёрной смородины содержится примерно 250 мг витамина С (1мг = 0,001 г). Определите содержание витамина С в граммах на 1 кг чёрной смородины. Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1кг чёрной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г?

Ученик 6 класса: - Для удовлетворения суточной потребности в витамине С надо съесть 50 г свежих ягод чёрной смородины.

Учитель: - Решим две задачи о капусте. Установлено, что ещё первобытный человек использовал капусту как продукт питания. По словам Гиппократа, Аристотеля и Плиния Старшего, античные греки и римляне выращивали капусту ещё за 6 веков до новой эры. В капусте (свежей или квашеной) содержится большое количество витамина С. Поговорим о квашении капусты.

(В это время ученики 10 класса готовят фруктовый салат).

Задача. Капуста при засолке теряет 20% своего веса. Достаточно ли купить 12 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 10 кг?

Задача. Чтобы заквасить 3 кг капусты, необходимо приготовить маринад объёмом 1155 г, в который добавляют сахарный песок, масло подсолнечное, горчицу или бруснику, маринованные косточковые плоды в отношении: 80 : 60 : 1 : 50 : 40. Определите сколько грамм каждого вещества добавляют в маринад?

Ученик 6 класса: - Стакан соку из квашеной капусты, выпитой натощак утром или во время обеда, повышает работоспособность, улучшает аппетит и пищеварение, помогает противостоять простудным заболеваниям. Особенно сок полезен зимой и весной.

Сок – рассол, сцеженный из посуды с хорошо заквашенной капустой, выдерживают в эмалированной кастрюле около 5 ч для осветления, затем фильтруют, подогревают до 85o, горячим разливают в подогретые банки или бутылки и пастеризуют при 85o - 90o 20 – 25 мин., а затем охлаждают до 30o - 40o.

Ученик 10 класса: - Витамин Е. Способствует развитию мышц, увеличивает долголетие, способствует нормальному развитию плода в организме матери. Им богаты растительные масла, зародыши злаков, зелёные овощи. При приготовлении овощных салатов используйте не только сметану и майонез, но и растительное масло.

Учитель: Задача. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4 : 1. Какова суточная потребность в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг?

Ученик 10 класса: - Фруктовый салат. Состав: яблоки, бананы, киви, апельсин, брусника, йогурт. Этот салат содержит витамины А, С, В, которые особенно необходимы сейчас, после длительной полярной ночи. Кроме того бананы содержат много калия, а этот элемент очень важен для нормальной работы сердечно – сосудистой системы. А йогурт, который входит в состав салата, обеспечит хорошую деятельность пищеварительного тракта.

Витамин А содержится в сливочном масле, рыбьем жире, яичном желтке, молоке, моркови, помидорах, абрикосах и др. При его недостатке дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются дыхательные пути, кожа, развивается “куриная слепота”, неспособность видеть при слабом освещении.

Витамин В содержится в пивных дрожжах, в неочищенных зёрнах злаков, молоке, яичном желтке, печени и др.

Учитель: Задача. Минимальный необходимый 12 – летнему школьнику объём молочных продуктов относится ко всему выпиваемому за день объёму жидкости, как 3 : 20. Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 л жидкости?

Ученик 10 класса: - Учитывая интенсивную скорость роста в этом возрасте, надо понимать, что потребность в кальции очень высока. Дефицит кальция ведёт к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста. Молоко можно заменять кефиром, кефир – йогуртом.

Витамин D. В значительных количествах содержится в рыбьем жире, печени, яичных желтках и др. Образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. При его недостатке развивается рахит, кости таких детей содержат недостаточно кальция и фосфора, поэтому искривляется, происходит деформация грудной клетки.

Учитель: - Задача. Соотношение в рацион массы колбас и сосисок к массе мяса и рыбы должно быть не больше, чем 2 : 5. Сколько грамм колбасных изделий в неделю не повредят здоровью, если всего за неделю школьник съедает 2,1 кг мясных, рыбных и колбасных блюд?

Ученик 6 класса: - Витамины разрушаются при длительном хранении и сушке овощей и фруктов, а также при действии высокой температуры. Витамин С разрушается при соприкосновении с воздухом и металлом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой, опускать в кипящую воду и варить недолго в закрытой посуде. Овощи лучше варить в эмалированной кастрюле. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления. При заморозке разрушается гораздо меньше витаминов. Поэтому овощи лучше замораживать, а не сушить.

Учитель: - Подведём небольшой итог нашему уроку.

Вопросы:

  • Сколько витаминов необходимо человеку для нормальной жизни?
  • С какими витаминами мы сегодня познакомились?
  • В каких продуктах много витамина С, в каких – витамина А, в каких - витамина D, а в каких – витамина В?
  • В 1596 г учёный Жан Картье выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой. 26 матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Местное население дало совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет? (Цинга развивается при недостатке в организме витамина С. Местное население посоветовало использовать сосновую хвою).
  • Лыко с мёдом. Из древесины изготавливают мочало, из коры – лыко. В плодах этого дерева содержится масло, в листьях много витаминов А и С. Но наиболее знаменито оно мёдом, который производят пчёлы, посещающие цветки этого дерева. Мёд обладает высокой лекарственной ценностью и исключительным ароматом и вкусом. Что это за дерево? (Липа)
  • Отгадываем ребусы и пробуем фруктовый салат, который приготовили десятиклассники.