Цели урока:
- изучить теорему Пифагора;
- способствовать формированию навыков решения задач, предусмотренных стандартом образования;
- способствовать развитию:
а) логического мышления и общеучебных навыков;
б) математической речи учащихся, навыков работы с дополнительной и справочной литературой;
в) аккуратности, внимания, навыков самоконтроля, взаимоконтроля, творческих способностей.
Формы работы на уроке:
Фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование:
Портрет Пифагора,
таблица теоремы Пифагора, справочная таблица, тренировочная таблица, таблица с другим доказательством теоремы, книга “История математики”,
К уроку учащиеся подготовили рефераты, аппликации, мозаики, оформлена выставка из работ учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устные упражнения.
а). Терминологический диктант (выполняется на листочках, сдается учителю). “Назови одним словом.”
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой
противолежащей стороны. - Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
- Отрезок, соединяющий две точки на окружности.
- Четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.
- Отрезок, соединяющий противолежащие вершины
четырехугольника. - Параллелограмм, у которого все стороны равны.
- Сторона треугольника, лежащая против вершины прямого угла.
Применяется взаимопроверка по образцу. Открывается обратная сторона доски, где заранее написаны ответы, обращается внимание на орфограммы, напоминаются критерии оценок.
- Планиметрия.
- Медиана.
- Угол.
- Хорда.
- Параллелограмм.
- Диагональ.
- Ромб.
- Гипотенуза.
б). Найди площади фигур, называя формулу. (Рис 1.)
Ученики, предлагая решение последней задачи, приходят к выводу, что площадь этого треугольника найти нельзя, так как не известна его высота, возникло затруднение.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с теоремой, которая позволит нам справиться с этой ситуацией.
III. Работа над новой темой
- Объявление темы и цели урока.
- Краткая историческая справка (зачитывается лучший реферат учащихся).
- Доказательство теоремы (актуализация имеющихся знаний методом беседы).
Дано:
Прямоугольный треугольник,
аиb – катеты,
с – гипотенуза
Доказать: с2=а2+b2
Доказательство:
- Постройте квадрат, стороны которого равны а + b.
- На сторонах квадрата отметьте по одной точке, делящие эти стороны на отрезки a и b так, чтобы к каждой вершине квадрата примыкали отрезки а и b.
- Соедините отрезками точки, расположенные на соседних сторонах квадрата.
- Посмотрите, на какие фигуры разбился при этом исходный квадрат.
- Сравните полученные треугольники и исходный треугольник.
- Чему равны стороны полученного внутреннего четырехугольника?
- Чему равны углы этого четырехугольника?
- Какой вывод о внутреннем четырехугольнике можно сделать?
- Рассмотрим, как связаны между собой площади
полученных
треугольников и квадратов.
Введем обозначения:
S – площадь исходного квадрата
SD – площадь исходного треугольника
Sa – площадь внутреннего квадрата
По свойству площадей:
S = 4 SD + Sa ;
Зная стороны треугольников и квадратов, можно написать формулы для их площадей:
S = (а + b)2 ; SD = а b; Sa = с2
Подставим полученные формулы в равенство:
(a + b)2 = 4ab + c2
Преобразуем выражение:
a2 +2ab + b2=2ab + c2
квадрат гипотенузы равен сумме квадратов
катетов.
Составление плана доказательства теоремы:
а) работа в группах;
б) коллективное обсуждение;
в) запись плана в тетрадях и на доске.
План доказательства теоремы:
- Построение.
- Доказательство равенства треугольников.
- Доказательство, что внутренний a – квадрат.
- Формулы площадей.
- Преобразование выражения.
- Вывод.
Приведём другое доказательство теоремы Пифагора.
На доске таблица:
СМОТРИ!
Применение теоремы Пифагора:
Теорема Пифагора лежит в основе большинства геометрических вычислений. Еще в древнем Вавилоне с ее помощью вычисляли высоту равнобедренного треугольника по длинам основания и боковой стороны. На основании этой теоремы выводятся много других формул для вычисления площадей (формула Герона) и теорема косинусов.
IV. Закрепление теоремы.
Устное решение задач по чертежам на доске.
Решая задачи, обращаем внимание на справочную таблицу:
V. Индивидуальная работа по карточкам с показом образцов решения.
На каждом столе имеется тренировочная таблица. (Рис. 2.) Учащиеся разбиты на группы по сложности задания.
1). 1 группа – № 1,2, 3.
2 группа – № 4, 6, 7.
3 группа – №8,10, 11.
По одной задаче из каждой группы решаем с объяснением у доски.
Обращается внимание на оформление.
2). Решение задачи № 5 из устных упражнений.
3). Решение задач из учебника (для тех, кто справился с задачами из
тренировочной таблицы).
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
П.54; №483,484 (1 гр.); 493,494 (2,3 гр.)