Пояснительная записка
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Для решения задач развития образования в России, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, прежде всего, требуются соответствующим образом подготовленные педагогические кадры.
Это обусловливает, в свою очередь, и необходимость модернизации системы педагогического образования, в том числе переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров. Методическая работа с учителями приобретает особое значение, так как сейчас в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы, практикуется обучение педагогов навыкам самообразования, планируется деятельность школ как центров методической работы.
В нашей школе, которая уже 9 лет работает по УМК Образовательной системы “Школа 2100”, также была перестроена методическая работа. В школе создана система подготовки учителей города, осваивающих проблемно-диалогический метод в обучении.
В настоящее время наблюдается противоречие между:
- востребованностью построения новой модели методической службы на муниципальном уровне для реализации дифференцированного подхода к работе с учителями, имеющими разные информационные и профессиональные потребности и отсутствием разработанной содержательной основы, определяющей специфику их деятельности с педагогами.
Разрешение противоречия показалось нам возможным через разработку программы курса “Проблемный урок” муниципального методического объединения как модели, создающей условия для повышения уровня профессиональной компетентности учителя.
Актуальность создания программы обусловлена следующими положениями:
- неразработанностью теоретического обоснования процессов становления новых моделей методической службы для работы с педагогами на муниципальном уровне;
- необходимостью выявления методологических и теоретических основ определения специфики содержания деятельности структурных подразделений методической службы, обеспечивающих условия для совершенствования профессиональной компетентности учителя.
Предлагаемый курс повышения квалификации учителей разработан на основе концептуальных положений ОП “Школа 2100”, современных разработок авторов УМК и опирается на практический опыт инновационной работы педагогов школ города, страны.
Если обычно авторские курсы посвящены той или иной конкретной проблеме или предмету, то концептуальная организация данного курса на сегодняшний день является по сути дела более продуктивной. Его программа отражает целостный процесс деятельности учителя ОП “Школа 2100”, различные аспекты содержания этой многогранной работы в тесной взаимосвязи с многолетней инновационной практикой педагогов.
Цель программы: повышение продуктивности и качества педагогической деятельности на основе реализации приоритетных направлений Образовательной программы “Школа 2100”.
Задачи курса вытекают из необходимости вооружить слушателей необходимым набором профессионально значимых практических знаний и умений:
- Изучить теорию проблемного обучения и структуру проблемного урока.
- Овладеть методикой анализа и самоанализа проблемного урока.
Ожидаемый результат: осознанная работа с содержанием и технологией обучения учащихся по Образовательной программе “Школа 2100”.
Основные направления реализации программы:
- Информационное обеспечение.
- Содержание образования.
- Повышение квалификации.
Содержание курса организовано по годам обучения и по модульному принципу.
Содержательное направление обучения включает в себя:
- Ознакомление с принципами Образовательной программы “Школа 2100”.
- Информирование педагогов о новом научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.
- Освещение педагогического опыта образовательных учреждений, оправдавших себя в практической реализации программы.
- Включение в содержание различных видов занятий для преодоления затруднений, возникающих у педагогов в ходе работы.
Темы, изучаемые в рамках модулей, соответствуют отдельным задачам курса, в то же время они не являются автономными составляющими и связаны внутренней логикой курса, взаимно дополняя друг друга.
В конце каждого модуля слушатели выполняют контрольные задания по пройденным темам соответствующего модуля. Завершается курс подготовкой и защитой индивидуального итогового проекта, в котором интегрируется вся изученная проблематика.
Обучение предусматривает сочетание теоретических знаний с практическими. Для этого используются такие методы активного обучения, которые обеспечивают погружение в среду делового общения: открытые дискуссии, ролевые игры, проектные работы, рефлексивные занятия, проблемные ситуации, консультации и др.
Имеют место индивидуальные, парные и групповые формы работы. Активно применяются коммуникативное обучение и обучение в сотрудничестве.
Реализация обучения осуществляется путем анализа и синтеза материалов из следующих источников:
- Педагогика здравого смысла. Сборник материалов (под научной редакцией академика А.А. Леонтьева)
- Программы непрерывных курсов ОП “Школа 2100”
- УМК ОП “Школа 2100”
- Публикации журнала “Начальная школа плюс До и После”
- Интернет-материалы
В ходе освоения курса каждый слушатель обеспечивается портфелем необходимых раздаточных материалов. Дидактические материалы накапливаются по мере прохождения тем курса и являются основой дальнейшего творческого осмысления в процессе практического применения, самостоятельной разработки и реализации в профессиональной деятельности.
Продолжительность курса составляет 40 часов, включающих:
- 13 часов лекционных занятий;
- 22 часа практических занятий;
- 2 часа контрольных занятий;
- 3 часа защиты итогового проекта.
Выдача сертификата производится по окончании обучения по всем модулям курса, после защиты итогового проекта.
Практический интерес, разработанный курс, может представлять для:
- учителей начальных классов;
- учителей, преподающих в среднем звене;
- административных работников образовательных учреждений;
- воспитателей групп продленного дня;
- воспитателей дошкольных учреждений.
Содержание курса
№ | Тема | Форма | Часы | |
Модуль 1 “Современный урок в начальной школе” | ||||
1.1 | 1. Приоритетные направления ОП
“Школа 2100”. 2. Образовательная программа “Школа 2100”. Проблемы внедрения. Опыт и перспективы. 3. Видеоурок. |
Интерактивная лекция “Круглый стол” Практикум |
2ч 1ч 1ч |
|
1.2 | 1. Концепция содержания
непрерывного образования. 2. Опыт работы школ по организации и проведению приема детей в 1-й класс. 3. Видеоурок. |
Интерактивная лекция “Круглый стол” Практикум |
1ч 2ч 1ч |
|
1.3 | 1. Деятельностный аспект
современного урока. 2. Лучшие методические разработки уроков по УМК “Школа 2100”. 3. Контрольная работа. |
Лекция Интерактивное практическое занятие Реферат |
1ч 2ч 1ч |
|
Модуль 2 “Как открывать знания вместе с детьми” | ||||
2.1 | 1. Технология проблемного
обучения. 2. Организационный момент. Что должен знать учитель? 3. Мастер – класс. |
Интерактивная лекция Поисковый семинар Интерактивное практическое занятие |
1ч 1ч 2ч |
|
2.2 | 1. Актуализация знаний на
проблемном уроке. 2. Проблемно-диалогические методы введения новых знаний. 3. Мастер – класс. |
Поисковый семинар Интерактивная лекция Практикум |
1ч 1ч 2ч |
|
2.3 | 1.Творческое воспроизведение
нового материала. 2. Моделирование урока с созданием проблемной ситуации. 3. Контрольная работа. |
Интерактивная лекция Интерактивное практическое занятие Реферат |
1ч 2ч 1ч |
|
Модуль 3 “Реализация деятельностного подхода” | ||||
3.1 | 1. Техника учителя как
составляющая урока проблемного обучения. 2. Смотр – конкурс “Инновационный урок – как вы это видите”. 3. Самоанализ урока учителем. |
Видеотренинг Интерактивное практическое занятие Практикум |
1ч 2ч 1ч |
|
3.2 | 1. Урок с двумя проблемами. 2. Смотр – конкурс “Инновационный урок – как вы это видите”. 3. Самоанализ урока учителем. |
Лекция с элементами дискуссии Интерактивное практическое занятие Практикум |
1ч 2ч 1ч |
|
3.3 | 1. Урок развивающего контроля и
рефлексии. 2. Смотр – конкурс “Инновационный урок – как вы это видите”. 3. Анализ урока коллегами. |
Интерактивная лекция Интерактивное практическое занятие Дискуссия |
1ч 2ч 1ч |
|
3.4 | 1. Творческий портрет учителя. 2. Фестиваль педагогических идей (итоговый проект урока). |
Групповая дискуссия Презентация (защита) |
1ч 3ч |
|
Итого | 40ч |
Современный опыт показывает, что организация переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на основе использования профессиональных объединений в их взаимосвязи с методическими организациями муниципальной системы образования, значительно эффективнее, чем с помощью традиционных подходов.
Эффективность работы проявляется:
- в ежегодном увеличении слушателей данного курса
- в распространении ОП “Школа 2100” в городе Ангарске