Урок-конференция по химии в 9-м классе по теме: "Этанол как представитель спиртов"

Разделы: Химия


Тема урока: «Этанол как представитель спиртов» (для учащихся 9 класса).

Тип урока: урок-конференция.

Дидактические цели урока:

Учебная цель:

Изучать состав, строение, номенклатуру, способы получения, физические и химические свойства, применение спиртов, особое внимание уделяя этанолу как одному из самых известных человеку спиртов.

Развивающие цели:

Продолжить формирование умений самостоятельно работать с литературой, наблюдать, сравнивать, анализировать, строить умозаключения; выстраивание связей: строение --> свойства --> применение, что способствует формированию естественно - научной картины мира. Интеграция химии и биологии, прикладное значение изучаемых вопросов, актуальность данной темы позволяют повысить мотивацию учащихся на предмет.

Воспитательные цели:

1. Развитие навыков самостоятельной работы в микрогруппах, раскрытие творческого потенциала ребят.
2. Ориентирование учащихся в принятии чёткой гражданской позиции, воспитание потребности делать выбор в сторону здорового образа жизни.

Оборудование, оформление кабинета:

На доске изображена схема получения этанола несколькими способами с недостающими данными; прикреплены листы со значением цвета жетонов, лист «обратной связи».

На столе учителя: магнитофон, аудиокассета с записью стихотворения, спиртовая горелка, этанол, спички; жетоны для оценивания ответов учащихся.

На столах учащихся:

1. Лоток, содержащий бюксы с кубиками свеклы и картофеля, кусочком свежего говяжьего мяса, белком куриного яйца, этанолом.
2. Кисточки, краски, ватман, фломастеры.
3. Лист с учебной информацией.
4. Заготовки по способам получения этанола.

Подготовительная работа:

Класс делится на 3 группы по принципу психологической совместимости и равноценности команд.
Ход урока:

1 этап. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок химии. Мы посвятим его одному из классов кислородсодержащих органических веществ – спиртам. Особое внимание уделим этанолу, как одному из самых известных человечеству спиртов.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Этанол как представитель спиртов».
Я надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания помогут кому-то из вас не совершить опрометчивых поступков; может быть, химия покажется вам чуть более интересной. Это важно, потому как вы стоите на пороге выбора профильного обучения, и очень хочется мне, как химику, увидеть через каких-нибудь 5-10 лет грамотных, любознательных, пытливых юных коллег-химиков.

Оценить ваши ответы на уроке помогут жетоны, они будут двух цветов:
жетон красного цвета – полный, развёрнутый ответ;
жетон зелёного цвета – ответ неполный.

Чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам прослушать стихотворение. И не просто прослушать, а принять как небольшое задание. Мы разделились на 3 группы. Первой группе надо будет постараться услышать, из чего состоят спирты, второй, – какую пользу приносят спирты; третьей – какой вред.

Кто же его не знает?
Экраны компьютеров им протирают,
Каучук, резину получают.
Содержит прочный радикал
И гидроксил не потерял.
Из древесины получают этанол,
И он тогда содержит метанол.
А значит, спирт этот - технический,
Для целей служит он практических.
А если спирт нам нужен пищевой,
Возьмём мы колос зерновой,
Согреться можете зимой.
Но просим вас не увлекаться,
Немудрено в больнице оказаться.
А там придётся вам эфиром надышаться.
Ведь этанол - и друг, и враг.
Будь мудрым, сделай правильным свой шаг.

Учащиеся отвечают на поставленные ранее вопросы.
Предельные одноатомные спирты имеют формулу ROH или СnH2n+1OH.
n =1 CH3OH – метанол;
n =2 C2H5OH – этанол.

Выясняем, какую пользу и какой вред может принести этиловый спирт.
2 этап. Работа со схемой.

Я предлагаю более подробно познакомиться со способами получения этанола. Они представлены на схеме (см. Приложение №1) на доске. Такие же схемы есть у вас на столах. Давайте внимательно посмотрим на неё. Как вы, наверное, заметили, в схеме есть недостающие данные. Их вам и нужно найти после работы с учебным материалом (см. Приложение №2).
Итак, на самостоятельную работу с текстом мы отведём 5 минут. В течение этого времени нужно внимательно прочитать учебный материал, вписать в схему недостающие данные, а также протекающие химические процессы.
На время самостоятельной работы можно включить тихую спокойную музыку.
Обсуждение недостающих данных. Ребята вписывают их в схему на доске, обсуждают достоинства и недостатки каждого из методов.
Задаю вопрос: насколько опасно употребление человеком спирта, полученного путём гидролиза остатков деревообрабатывающей промышленности? Ответ аргументируйте.

Познакомимся с физическими свойствами этанола. Это бесцветная жидкость с характерным алкогольным запахом и жгучим вкусом, этанол очень хорошо растворим в воде.
А как влияет этиловый спирт на живую клетку?
Несколько дней назад был поставлен эксперимент: одинаковые кубики свеклы и картофеля поместили в бюксы. Затем в некоторые бюксы налили воду, а в остальные – спирт, и их плотно закрыли. Попробуйте догадаться, не открывая бюксов, где налили спирт, а где – воду. Объясните, что произошло с кубиками свеклы и картофеля, и сделайте вывод о влиянии этанола на живую клетку.
Второй эксперимент заключался в следующем: кусочек свежего говяжьего мяса был брошен в этанол. Что, по-вашему, с ним произошло? Сделайте вывод о влиянии этанола на белок.
Алкогольные напитки могут на некоторое время улучшить самочувствие человека. Они помогают ему справиться со стрессом и расслабиться, привести в радостное состояние, снять напряжение, волнение. Все эти особенности связаны с одной и той же особенностью поведения этанола в организме человека : он подавляет активность центральной и периферической нервной системы. И тем самым наносит человеку вред, во много раз превосходящий временное улучшение состояния. Подавление активности нервной системы под действием алкоголя сопровождается важными кратковременными эффектами: снижается острота зрения, замедляется речь, уменьшается способность здраво рассуждать. Именно из-за этого во многих странах существует либо полный запрет на употребление алкоголя водителями, либо строгое ограничение дозы.

А если обратиться к истории, на Руси пьянство считалось пороком. При Петре I даже вручалась медаль «За пьянство». Из какого металла (сплава) она изготавливалась и где хранилась?
(Медаль была сделана из чугуна. Одевалась она шею и снималась только тогда, когда «награждённый» бросал пить.)
3 этап. Проектная деятельность.
Особенно чувствительным к алкоголю является организм подростка. Я предлагаю вам, ребята, обратиться ко всем людям со своей позицией по вопросу: «Как влияет алкоголь на организм подростка?». Своё обращение можно оформить в виде лозунга, рисунка, может быть, стихотворения. Работаем микрогруппами, время на выполнение экспресс – задания 5 минут.
Включаю музыку.

Выслушиваем обращения каждой из групп.
4 этап. Заключительное слово учителя:
Подводим итоги урока: лучшей команде (заработавшей наибольшее количество жетонов) присваиваем звание «знатоков этанола», двум другим – «самая творческая команда» и «лучшие исследователи».

Благодарю ребят за работу на уроке.
Сегодня на уроке я вам выдавала жетоны, а теперь попрошу вас оставить мне на память жетоны, они будут отражать ваше состояние на уроке:

- жетон красного цвета – активность;
- жетон жёлтого цвета – интересно;
- жетон зелёного цвета – полезно;
- жетон серого цвета – скучно.

Можно воспользоваться жетонами разных цветов.