Тема урока: «Этанол как представитель спиртов» (для учащихся 9 класса).
Тип урока: урок-конференция.
Дидактические цели урока:
Учебная цель:
Изучать состав, строение, номенклатуру, способы получения, физические и химические свойства, применение спиртов, особое внимание уделяя этанолу как одному из самых известных человеку спиртов.
Развивающие цели:
Продолжить формирование умений самостоятельно работать с литературой, наблюдать, сравнивать, анализировать, строить умозаключения; выстраивание связей: строение --> свойства --> применение, что способствует формированию естественно - научной картины мира. Интеграция химии и биологии, прикладное значение изучаемых вопросов, актуальность данной темы позволяют повысить мотивацию учащихся на предмет.
Воспитательные цели:
1. Развитие навыков самостоятельной работы в микрогруппах, раскрытие творческого потенциала ребят.
2. Ориентирование учащихся в принятии чёткой гражданской позиции, воспитание потребности делать выбор в сторону здорового образа жизни.
Оборудование, оформление кабинета:
На доске изображена схема получения этанола несколькими способами с недостающими данными; прикреплены листы со значением цвета жетонов, лист «обратной связи».
На столе учителя: магнитофон, аудиокассета с записью стихотворения, спиртовая горелка, этанол, спички; жетоны для оценивания ответов учащихся.
На столах учащихся:
1. Лоток, содержащий бюксы с кубиками свеклы и картофеля, кусочком свежего говяжьего мяса, белком куриного яйца, этанолом.
2. Кисточки, краски, ватман, фломастеры.
3. Лист с учебной информацией.
4. Заготовки по способам получения этанола.
Подготовительная работа:
Класс делится на 3 группы по принципу
психологической совместимости и равноценности
команд.
Ход урока:
1 этап. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок химии. Мы посвятим его одному из классов кислородсодержащих органических веществ – спиртам. Особое внимание уделим этанолу, как одному из самых известных человечеству спиртов.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Этанол
как представитель спиртов».
Я надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания
помогут кому-то из вас не совершить опрометчивых
поступков; может быть, химия покажется вам чуть
более интересной. Это важно, потому как вы стоите
на пороге выбора профильного обучения, и очень
хочется мне, как химику, увидеть через
каких-нибудь 5-10 лет грамотных, любознательных,
пытливых юных коллег-химиков.
Оценить ваши ответы на уроке помогут жетоны,
они будут двух цветов:
жетон красного цвета – полный, развёрнутый
ответ;
жетон зелёного цвета – ответ неполный.
Чтобы настроиться на работу, я предлагаю вам прослушать стихотворение. И не просто прослушать, а принять как небольшое задание. Мы разделились на 3 группы. Первой группе надо будет постараться услышать, из чего состоят спирты, второй, – какую пользу приносят спирты; третьей – какой вред.
Кто же его не знает?
Экраны компьютеров им протирают,
Каучук, резину получают.
Содержит прочный радикал
И гидроксил не потерял.
Из древесины получают этанол,
И он тогда содержит метанол.
А значит, спирт этот - технический,
Для целей служит он практических.
А если спирт нам нужен пищевой,
Возьмём мы колос зерновой,
Согреться можете зимой.
Но просим вас не увлекаться,
Немудрено в больнице оказаться.
А там придётся вам эфиром надышаться.
Ведь этанол - и друг, и враг.
Будь мудрым, сделай правильным свой шаг.
Учащиеся отвечают на поставленные ранее
вопросы.
Предельные одноатомные спирты имеют формулу ROH
или СnH2n+1OH.
n =1 CH3OH – метанол;
n =2 C2H5OH – этанол.
Выясняем, какую пользу и какой вред может
принести этиловый спирт.
2 этап. Работа со схемой.
Я предлагаю более подробно познакомиться со
способами получения этанола. Они представлены на
схеме (см. Приложение №1) на
доске. Такие же схемы есть у вас на столах.
Давайте внимательно посмотрим на неё. Как вы,
наверное, заметили, в схеме есть недостающие
данные. Их вам и нужно найти после работы с
учебным материалом (см. Приложение
№2).
Итак, на самостоятельную работу с текстом мы
отведём 5 минут. В течение этого времени нужно
внимательно прочитать учебный материал, вписать
в схему недостающие данные, а также протекающие
химические процессы.
На время самостоятельной работы можно включить
тихую спокойную музыку.
Обсуждение недостающих данных. Ребята вписывают
их в схему на доске, обсуждают достоинства и
недостатки каждого из методов.
Задаю вопрос: насколько опасно употребление
человеком спирта, полученного путём гидролиза
остатков деревообрабатывающей промышленности?
Ответ аргументируйте.
Познакомимся с физическими свойствами этанола.
Это бесцветная жидкость с характерным
алкогольным запахом и жгучим вкусом, этанол
очень хорошо растворим в воде.
А как влияет этиловый спирт на живую клетку?
Несколько дней назад был поставлен эксперимент:
одинаковые кубики свеклы и картофеля поместили в
бюксы. Затем в некоторые бюксы налили воду, а в
остальные – спирт, и их плотно закрыли.
Попробуйте догадаться, не открывая бюксов, где
налили спирт, а где – воду. Объясните, что
произошло с кубиками свеклы и картофеля, и
сделайте вывод о влиянии этанола на живую клетку.
Второй эксперимент заключался в следующем:
кусочек свежего говяжьего мяса был брошен в
этанол. Что, по-вашему, с ним произошло? Сделайте
вывод о влиянии этанола на белок.
Алкогольные напитки могут на некоторое время
улучшить самочувствие человека. Они помогают ему
справиться со стрессом и расслабиться, привести
в радостное состояние, снять напряжение,
волнение. Все эти особенности связаны с одной и
той же особенностью поведения этанола в
организме человека : он подавляет активность
центральной и периферической нервной системы. И
тем самым наносит человеку вред, во много раз
превосходящий временное улучшение состояния.
Подавление активности нервной системы под
действием алкоголя сопровождается важными
кратковременными эффектами: снижается острота
зрения, замедляется речь, уменьшается
способность здраво рассуждать. Именно из-за
этого во многих странах существует либо полный
запрет на употребление алкоголя водителями, либо
строгое ограничение дозы.
А если обратиться к истории, на Руси пьянство
считалось пороком. При Петре I даже вручалась
медаль «За пьянство». Из какого металла (сплава)
она изготавливалась и где хранилась?
(Медаль была сделана из чугуна. Одевалась она шею
и снималась только тогда, когда «награждённый»
бросал пить.)
3 этап. Проектная деятельность.
Особенно чувствительным к алкоголю является
организм подростка. Я предлагаю вам, ребята,
обратиться ко всем людям со своей позицией по
вопросу: «Как влияет алкоголь на организм
подростка?». Своё обращение можно оформить в виде
лозунга, рисунка, может быть, стихотворения.
Работаем микрогруппами, время на выполнение
экспресс – задания 5 минут.
Включаю музыку.
Выслушиваем обращения каждой из групп.
4 этап. Заключительное слово учителя:
Подводим итоги урока: лучшей команде
(заработавшей наибольшее количество жетонов)
присваиваем звание «знатоков этанола», двум
другим – «самая творческая команда» и «лучшие
исследователи».
Благодарю ребят за работу на уроке.
Сегодня на уроке я вам выдавала жетоны, а теперь
попрошу вас оставить мне на память жетоны, они
будут отражать ваше состояние на уроке:
- жетон красного цвета – активность;
- жетон жёлтого цвета – интересно;
- жетон зелёного цвета – полезно;
- жетон серого цвета – скучно.
Можно воспользоваться жетонами разных цветов.