Пальчиковый метод на уроках немецкого языка в 5-м классе

Разделы: Иностранные языки


I. Примеры некоторых РО (= речевых образцов) на уровне предложения, отражающих самые основные типы немецкого предложения.

1. Имена собственные в РО 1.

1.1. РО 1 (единственное число) и его коммуникативные варианты.

Интонация альтернативного вопроса в РО 1 ().

- Ist das Chrjuscha ?

(- Это Хрюша ? )

- Ja, das ist Chrjuscha.

(- Да, это Хрюша. )

- Nein, das ist nicht Chrjuscha.

(- Нет, это не Хрюша. )

- Das ist Stepaschka.

(- Это Степашка. )

1.2. РО 1 (множественное число) и его коммуникативные варианты.

Интонация альтернативного вопроса в РО 1 ().

- Sind das Chrjuscha und Stepaschka ?

(- Это Хрюша и Степашка ? )

- Ja, das sind Chrjuscha und Stepaschka.

(- Да, это Хрюша и Степашка. )

- Nein, das sind nicht Chrjuscha und Stepaschka.

(- Нет, это не Хрюша и Степашка. )

- Das sind Philja und Karkuscha.

(- Это Филя и Каркуша. )

2. Нарицательные существительные в РО 1.

- Ist das ein? Hund ?

(- Это собака )

- Nein, das ist kein Hund.

(- Нет, это не собака. )

- Das ist ein Hase.

(- Это заяц. )

2*.

- Ist das ein Hund oder ein Hase ?

(- Это собака или заяц ? )

3. РО 2 (ед.ч., мн.ч.) и его коммуникативные варианты.

3.1. Интонация специального вопроса в РО 2 ().

- Wie ist Karkuscha ?

(- Какая Каркуша ? )

- Karkuscha ist schön.

(- Каркуша красивая. )

- Wie sind Chrjuscha, Stepaschka, Philja und Karkuscha ?

(- Какие Хрюша, Степашка, Филя и Каркуша ? )

- Chrjuscha, Stepaschka, Philja und Karkuscha sind wissbegierig.

(- Хрюша, Степашка, Филя и Каркуша любознательные. )

3.2. Интонация альтернативного вопроса в РО 2 ().

- Ist Philja böse ?

(- Филя злой ? )

- Nein, Philja ist nicht böse.

(- Нет, Филя не злой. )

- Philja ist klein, aber tapfer.

(- Филя маленький, но храбрый. )

II. С целью успешного усвоения учащимися лексико-грамматического материала в РО 1, 2 при назывании предмета (пункты 1 ® 1.1, 1.2; 2, 2*) и качества предмета (пункты 3 —> 3.1, 3.2) я предлагаю использовать следующий невербальный способ рецепции и репродукции учебных знаний, т.е. игровые кинемы. Учебная деятельность развивается при этом по схеме:
учитель – учащиеся – учитель – учащиеся – учащиеся – учитель.

Итак,

  1. ist (3-е лицо единственного числа неправильного глагола sein “быть, являться” в функции глагольной связки)
  2. правая рука согнута говорящим в локте, ладонь обращена к слушателю, указательный палец вытянут вверх, остальные сомкнуты;

  3. sind (3-е лицо множественного числа неправильного глагола sein “быть, являться” в функции глагольной связки)
  4. правая рука согнута в локте, ладонь обращена к слушателю, указательный и средний палец вытянуты вверх и растопырены, образуя одну пару ножниц, которые начинают “резать” воображаемую бумагу (остальные пальцы, естественно, сомкнуты!);

  5. das (указательное местоимение “это”)
  6. правая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и повернута пальцами к слушателю, указательный палец вытянут вперед, остальные сомкнуты;

  7. предмет (! Примечание:
  8. Предметом в грамматике считаются:

    - лицо (одушевленный предмет),

    - предмет (неодушевленный предмет),

    - отвлеченное понятие)

    правая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и повернута пальцами к слушателю, все пальцы, кроме большого, одновременно сгибаются и разгибаются дважды, не сжимаясь в кулак;

  9. ja (модальное наречие “да”)
  10. правая рука поднята, обращена ладонью к слушателю и производит движение сверху-вниз;

  11. nein (модальное наречие “нет”)
  12. правая и левая рука согнуты в локтях, приподняты и находятся в положении “икс”, ладони обращены к слушателю;

  13. nicht (отрицательная частица “не”) /
  14. kein ( ) (неопределенное (= отрицательное) местоимение в значении “не”)

    правая рука согнута в локте, обращена ладонью к слушателю и производит движения слева-направо;

  15. und (сочинительный союз “и”)
  16. большой и указательный палец правой руки образуют кольцо, остальные пальцы отставлены, приподнятая рука производит интересное движение по воображаемой окружности;

  17. oder (сочинительный союз “или”)
  18. правая рука согнута в локте, кисть приподнята и производит легкое вращательное движение из положения “ладонью вниз” в положение “ладонью вверх”;

  19. aber (сочинительный союз “но”)
  20. правая рука согнута в локте, обращена ладонью к слушателю и производит краткое движение вперед;

  21. wie ? (вопросительное наречие “как?”;
  22. в функции вопросительного слова в вопросительном предложении и в значении “какой?, какое?, какая?; какие?”)

    указательный палец правой руки “рисует” в воздухе вопросительный знак;

    ! Дополнительно:

    wer ? ((вопросительное местоимение “кто?”) /

    was ? (вопросительное местоимение “что?”) выступают в функции вопросительного слова в вопросительном предложении)

    правая рука согнута в локте, сжата в кулак и приподнята, затем пальцы разжимаются и ладонь обращена к слушателю.

  23. имя прилагательное U
  24. указательный палец правой руки “рисует” в воздухе (горизонтальную) волну.

  25. интонация

последняя кинема в РО заканчивается движением правой руки вверх или вниз соответственно мелодии восходящей или нисходящей, характерной для

- вопросительного предложения без вопросительного слова или
- вопросительного предложения с вопросительным словом и
- повествовательного предложения.

Следует еще раз отметить, что в данном случае речевой образец являет собой набор кинем, связанных между собой логически в определенном интонационном оформлении.

Надеюсь, что мой опыт работы окажется полезным и предоставит Вам и Вашим ученикам приятные минуты общения.