I. Примеры некоторых РО (= речевых образцов) на уровне предложения, отражающих самые основные типы немецкого предложения.
1. Имена собственные в РО 1.
1.1. РО 1 (единственное число) и его коммуникативные варианты.
Интонация альтернативного вопроса в РО 1 ().
- Ist das Chrjuscha ?
(- Это Хрюша ? )
- Ja, das ist Chrjuscha.
(- Да, это Хрюша. )
- Nein, das ist nicht Chrjuscha.
(- Нет, это не Хрюша. )
- Das ist Stepaschka.
(- Это Степашка. )
1.2. РО 1 (множественное число) и его коммуникативные варианты.
Интонация альтернативного вопроса в РО 1 ().
- Sind das Chrjuscha und Stepaschka ?
(- Это Хрюша и Степашка ? )
- Ja, das sind Chrjuscha und Stepaschka.
(- Да, это Хрюша и Степашка. )
- Nein, das sind nicht Chrjuscha und Stepaschka.
(- Нет, это не Хрюша и Степашка. )
- Das sind Philja und Karkuscha.
(- Это Филя и Каркуша. )
2. Нарицательные существительные в РО 1.
- Ist das ein? Hund ?
(- Это собака ? )
- Nein, das ist kein Hund.
(- Нет, это не собака. )
- Das ist ein Hase.
(- Это заяц. )
2*.
- Ist das ein Hund oder ein Hase ?
(- Это собака или заяц ? )
3. РО 2 (ед.ч., мн.ч.) и его коммуникативные варианты.
3.1. Интонация специального вопроса в РО 2 ().
- Wie ist Karkuscha ?
(- Какая Каркуша ? )
- Karkuscha ist schön.
(- Каркуша красивая. )
- Wie sind Chrjuscha, Stepaschka, Philja und Karkuscha ?
(- Какие Хрюша, Степашка, Филя и Каркуша ? )
- Chrjuscha, Stepaschka, Philja und Karkuscha sind wissbegierig.
(- Хрюша, Степашка, Филя и Каркуша любознательные. )
3.2. Интонация альтернативного вопроса в РО 2 ().
- Ist Philja böse ?
(- Филя злой ? )
- Nein, Philja ist nicht böse.
(- Нет, Филя не злой. )
- Philja ist klein, aber tapfer.
(- Филя маленький, но храбрый. )
II. С целью успешного усвоения учащимися
лексико-грамматического материала в РО 1, 2 при
назывании предмета (пункты 1 ® 1.1, 1.2; 2, 2*) и
качества предмета (пункты 3 —> 3.1, 3.2) я предлагаю
использовать следующий невербальный способ
рецепции и репродукции учебных знаний, т.е.
игровые кинемы. Учебная деятельность
развивается при этом по схеме:
учитель – учащиеся – учитель – учащиеся –
учащиеся – учитель.
Итак,
- ist (3-е лицо единственного числа неправильного глагола sein “быть, являться” в функции глагольной связки)
- sind (3-е лицо множественного числа неправильного глагола sein “быть, являться” в функции глагольной связки)
- das (указательное местоимение “это”)
- предмет (! Примечание:
- ja (модальное наречие “да”)
- nein (модальное наречие “нет”)
- nicht (отрицательная частица “не”) /
- und (сочинительный союз “и”)
- oder (сочинительный союз “или”)
- aber (сочинительный союз “но”)
- wie ? (вопросительное наречие “как?”;
- имя прилагательное U
- интонация
правая рука согнута говорящим в локте, ладонь обращена к слушателю, указательный палец вытянут вверх, остальные сомкнуты;
правая рука согнута в локте, ладонь обращена к слушателю, указательный и средний палец вытянуты вверх и растопырены, образуя одну пару ножниц, которые начинают “резать” воображаемую бумагу (остальные пальцы, естественно, сомкнуты!);
правая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и повернута пальцами к слушателю, указательный палец вытянут вперед, остальные сомкнуты;
Предметом в грамматике считаются:
- лицо (одушевленный предмет),
- предмет (неодушевленный предмет),
- отвлеченное понятие)
правая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и повернута пальцами к слушателю, все пальцы, кроме большого, одновременно сгибаются и разгибаются дважды, не сжимаясь в кулак;
правая рука поднята, обращена ладонью к слушателю и производит движение сверху-вниз;
правая и левая рука согнуты в локтях, приподняты и находятся в положении “икс”, ладони обращены к слушателю;
kein ( ) (неопределенное (= отрицательное) местоимение в значении “не”)
правая рука согнута в локте, обращена ладонью к слушателю и производит движения слева-направо;
большой и указательный палец правой руки образуют кольцо, остальные пальцы отставлены, приподнятая рука производит интересное движение по воображаемой окружности;
правая рука согнута в локте, кисть приподнята и производит легкое вращательное движение из положения “ладонью вниз” в положение “ладонью вверх”;
правая рука согнута в локте, обращена ладонью к слушателю и производит краткое движение вперед;
в функции вопросительного слова в вопросительном предложении и в значении “какой?, какое?, какая?; какие?”)
указательный палец правой руки “рисует” в воздухе вопросительный знак;
! Дополнительно:
wer ? ((вопросительное местоимение “кто?”) /
was ? (вопросительное местоимение “что?”) выступают в функции вопросительного слова в вопросительном предложении)
правая рука согнута в локте, сжата в кулак и приподнята, затем пальцы разжимаются и ладонь обращена к слушателю.
указательный палец правой руки “рисует” в воздухе (горизонтальную) волну.
последняя кинема в РО заканчивается движением правой руки вверх или вниз соответственно мелодии восходящей или нисходящей, характерной для
- вопросительного предложения без вопросительного слова или
- вопросительного предложения с вопросительным словом и
- повествовательного предложения.
Следует еще раз отметить, что в данном случае речевой образец являет собой набор кинем, связанных между собой логически в определенном интонационном оформлении.
Надеюсь, что мой опыт работы окажется полезным и предоставит Вам и Вашим ученикам приятные минуты общения.