Интегрированный урок в 1-м классе по теме: "Экология"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: Урок в лесной школе.

Цели и задачи:

  1. Дать детям экологические знания о лесе и его обитателях.
  2. Активизировать словарь детей.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Развивать игровые умения, фантазию, мышление, память.

Ход урока

1. Звенит звонок на урок. Учитель-Сова входит с колокольчиком в класс, а учеников нет.

С. - Где же мои ученики? Опять, наверное, что-то затеяли?

Вбегает Белочка.

Б. - Госпожа Сова, простите за опоздание. Этого больше не повторится.

Я хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

С. - Садись, Белочка. А что это у тебя?

Б. - Бутылки в лесу подобрала.

Белочка садится, а в класс вбегает Зайчик.

З. - Госпожа Сова, простите, пожалуйста, что я опоздал.

Я длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Я по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Все за мной, а я скок-скок,
С огорода наутек.

С. - Садись и ты, шалунишка Зайчик. А что это у тебя?

З. - Банки железные на тропинке подобрал.

Зайчик садится, а в класс вбегает Лисичка.

Л. - Госпожа Сова, простите меня, пожалуйста. Виновата.

Посмотрите, я какая!
Вся горю, как золотая,
Хожу в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой.

С. - Садись, Лисичка. А что ты прячешь?

Л. - Бумажки на поляне лежали. Я подобрала.

Лисичка садится. В класс вбегают Ёжик и Волчонок.

Ё. и В. - Госпожа Сова, простите нас за опоздание.

Я - обыкновенный ёжик,
Ёжик маленький, ну что же!
Я больших зверей не хуже,
Потому, что лесу нужен.

Я зимой холодной
Брожу в лесу злой, голодный.

С. - Садитесь быстрее, надо урок начинать. А то, что прячете за спиной, ставьте на стол. (Ставят стеклянные банки и бутылки).

Ёжик и Волчонок садятся. В класс входят Медвежонок и Дятел.

М. и Д. - Госпожа Сова, мы больше не будем опаздывать на урок.

Я - хозяин лесной
Просыпаюсь весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Сплю в избушке снеговой.

Я хотя не плотник,
А стучать охотник.
Доктор я в стране лесной -
В красной шапке расписной.

М. - Меня Дятел разбудил и мы в школу пошли, а по дороге нашли много стаканчиков.

С. - Садитесь, мои дорогие !

С. - Нужное вы, конечно, дело делали – мусор в лесу собирали, но в следующий раз делайте это после урока.

Ты, Зайчик, зря консервные банки в класс принес. Их можно было закопать под деревом. Банки будут ржаветь и выделять в почву железо, необходимое для роста дерева. И фантики от конфет, Лисичка, тоже можно было закопать. А вот бутылки и банки стеклянные ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, потому что они могут разбиться, а осколками могут пораниться лесные жители. А еще от солнечных лучей, при попадании их на стекла, может возникнуть пожар в лесу. Молодцы, Ежик и Волчонок, что не оставили бутылки в лесу.

А из пластиковых бутылок мы с вами сделаем нужные вещи: вазочки, совочки, стаканчики для рассады.

2. С. - Начнем урок зверо-математики.

Хоть верьте, хоть не верьте,
Хоть много раз проверьте,
Но есть на свете звери,
Простые цифро-звери.
Они везде гуляют
И деток приглашают
В них цифры подсчитать
И сумму их назвать.
Кто хорошо считает,
Тот быстро угадает,
Сколько зверятам лет
Исполнилось в обед?

Задачи в стихах.

По пути в лесную школу
Стали мусор подбирать:
На тропинке 2 бутылки,
На полянке 2 стеклянки,
3 бумажки на пеньке
Да стаканчик в камыше.
Помогите сосчитать мусор,
Что пришлось собрать.
2+2+3+1=8

Человек в лесу гулял:
1 дерево сломал,
Вырвал с корнем 6 цветков,
Раздавил 2 пауков.
Сосчитай, коль хватит сил,
Сколько жизней он сгубил?
1+6+2=9

У совы учились звери:
Зайчик, лисонька, медведь,
Ёжик, белочка и дятел,
А еще волчок-приятель.
7 пятерок получили.
Кто сове ответить смог?
А кто не выучил урок?
1+1+1+1+1+1+1=7
7-7=0

3. С. - А теперь займемся зверомузыкой. Исполним песенку о выживании. В лесу выживает только тот, кто умеет хорошо прятаться и быстро бегать. (Дети исполняют песенку о кузнечике).

4. С. - А теперь у нас зверо-чтение. Составьте слова из букв.

К Р Т О (Слепой землекоп) КРОТ

Г Р Т И (Живая рыжая тельняшка) ТИГР

К Р С О О А (Летающая воровка) СОРОКА

У У А К К Ш К (Лесная гадалка) КУКУШКА

Учитель показывает иллюстрации этих животных, рассказывает о том, какую пользу они приносят в природе.

Крот.

За день съедает столько насекомых и их личинок, сколько весит сам. Этим он спасает растения от гибели. В ходах кротов скапливается вода и увлажняет почву.

Кукушка.

Взрослая птица за 1 час может съесть 100 гусениц. Питается волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Этим спасает леса от вредителей.

Тигр.

Питается кабанами и оленями. В основном слабыми и больными, чем спасает здоровых животных от заражения. Количество тигров мало. Охота на них запрещена.

Сорока.

Уничтожает большое количество насекомых и грызунов. Польза от этой птицы во много раз больше, чем вред, который она приносит, воруя цыплят.

 

Физ. – минутка.

(Прыжки).

Ловко прыгают зайчата: прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо, чтобы их не скушал волк!

(Ходьба).

Медвежонок не боится волка, кабана, лисицу.
Мишка по лесу идет: “Где здесь пчелы, где здесь мед?”

(Наклоны в стороны).

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки - для медведя витаминки.

(Ходьба с высоко поднятыми коленями).

Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай, ты, как цапля, не зевай!

(Наклоны вперед).

Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись, до носочков дотянись.

(Прыжки из приседа).

Приседаем ниже, глубже, как лягушка в теплой луже.
Прыг – и нет комара! Вот веселая игра.

(Садятся за парты).

Наконец мы все наелись и на бревнышко уселись.

5. С. - Начинаем зверописьмо. Мы изготовим плакат для туристов о поведении в лесу. Обведите и прочитайте свои записи, а потом прикрепите на доску.

В лесу нельзя:

  • Оставлять мусор.
  • Шуметь.
  • Оставлять горящий костер.
  • Разорять гнезда и муравейники.
  • Трогать детенышей животных.
  • Срывать цветы.
  • Вырывать грибы с корнем.

С.

О, мой лес, мой дивный лес!
Полон сказок и чудес.
Веселятся все зверята:
И лисята, и зайчата,
Поют птицы до зари,
Распевают соловьи.
Вы, зверята, молодцы!
Помогли вы лес спасти!

Зверята:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете, люди, вы останетесь одни!

7. С. - А теперь все на уборку мусора!

Сова звенит колокольчиком. Зверята убегают.