Тип проекта: творческий.
Цель: Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами художественно-эстетического воспитания и спортивно-оздоровительных игр через индивидуально-дифференцированный подход к детям с участием педагогов ДОУ, родителей и общественности поселка Емельяново.
Задачи:
Сформировать новый взгляд педагога, используя творческий потенциал художественно-эстетического и оздоровительно-спортивного направления при построении воспитательной системы ДОУ.
Развивать художественно-эстетический вкус, эмоциональные чувства и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Гипотеза:
Если осуществляется художественно-эстетическое воспитание, основываясь на комплексный подход психофизического и познавательного развития, социо-игровой технологии, преломляющей на театрализованную деятельность, то знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными, т.е. ребенок самостоятельно воздействует различными игровыми способами на определяющие его предметы и явления с целью более полного их познания.
Предмет: дети старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта
В нашем детском саду в конце учебного года на традиционном итоговом педагогическом совете подводятся результаты по воспитательно-образовательной деятельности. Педагоги определили следующие проблемы у детей: неумение представлять ребенком самого себя, снижена речевая память, дети не могли раскрепоститься полностью, недостаточная общая культура поведения дошкольников. Психологами были представлены результаты обследования детей, в которых прослеживалась тенденция
- 26,4 % детей не умеют общаться между собой;
- 12,6 % неохотно принимают участие в вечерах развлечениях;
- 13,8 % детей не овладевает программой по разделу “Развитие речи”, и “Обучение грамоте”;
- у 23 % детей не развита тонкая и пальчиковая моторика рук;
- у 10,8 % детей снижена эмоционально-волевая сфера.
Из наблюдений воспитателей было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию.
Ожидаемые результаты
- Закладывается общечеловеческое начало – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям.
- Формируется базис личностной культуры и развиваются главные позиции образующие личности как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в окружающем мире.
- Зарождаются важные качества, которые создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых. Создается новый продукт – оригинальный рисунок, новые сюжеты ролевых и театрализованных игр, рифмовки, поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении рассказа и сказки, мелодий в музыкальной деятельности. Проявляется высокая динамичность, вырабатывается гибкость поисковой деятельности, что способствует получению детьми оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности.
- Раскрывается индивидуальность ребенка. Приобретается собственно межличностное отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, а складывается отношение полноценного общения, развития всех видов речи и сотрудничества. Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов возрастает между ним и взрослым, а также с другими детьми приобретаются за счет обновления характера организации жизни ребенка в детском саду и систему воспитательных мер художественно-эстетического воспитания.
- У детей, которых сформировался комплекс и были проблемы, изложенные в актуальности проекта, результаты станут лучше после проведенных мероприятий, намеченных в проектной деятельности.
Условия, которые существуют на момент создания проекта
1. В ДОУ воспитательно-образовтельный процесс осуществляется по базисной программе “Истоки”.
2. По приоритетному художественно-эстетическому направлению:
- работают кружки: хореографический “Калинушка” и театрализованный “Волшебный мир театра”;
3. По спортивно-оздоровительному направлению:
4. Оборудованна спортивная площадка для развития основных движений (бег, прыжки, лазания, метания, снаряды для равновесия) на 90 %;
- оборудован спортивно-музыкальный зал на 75 %;
- функционирует спортивный кружок “Спортик”
Для осуществления проекта, для педагогического коллектива была разработана программа мероприятий, которая состоит из 3-х этапов (Приложение 1)
Механизмы выполнения проекта
Разрабатывая проект деятельности “Создание условий культурно-спортивно развивающей среды средствами театрализованной деятельности и оздоровительных игр” мы ориентировались на следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка
Непременным условием развития сознательной деятельности взрослых является открытое образовательное пространство. Многообразие педагогического опыта является показателем прогрессивного развития процесса образования. Программно-целевое планирование выступает в качестве средства сознания педагогической деятельности и организации процесса образования как единого целого в системе воспитания и развития ребенка. Такое планирование позволяет преобразовать заданную программу образования в авторский проект.
- Государственный стандарт
Выполнение стандарта – это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Приказ № 448 от 22.08.1996 г. “Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения”.
В этом приказе разработаны временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
- Концепция дошкольного воспитания
Ключевые позиции обновления современного детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройка системы управления.
Особенностью дошкольного периода, отличающего ребенка от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.
Концепция в одном из главных цепей раскрывает личностно-ориентированную модель. В этой модели знания умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувство и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребёнка к искусству (художественная литература, музыка), создают условия для полноценного развития личности, её гуманизация, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребёнка. Взгляд как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества с взрослым.
Исключительное значение в педагогическом процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.
Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, поэтому достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
В основе концепции – идея обогащения духовного мира ребёнка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями – делами, встречами, играми, приключениями.
В организации жизни и в условиях развития ребёнка воспитания, обучения и развития определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практической деятельности.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояние эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
- Концепция развивающей среды.
Концепция построения развивающей среды является составной частью стратегической Программы Министерства образования. В ней заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Педагоги-практики имеют сегодня новую правовую основу для педагогического творчества и готовы использовать свои новые права.
- Письмо Министерства образования РФ от 9 августа 2000 г. № 237/23-16
“О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы”
В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в “школьной логике” - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике.
Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.
Деятельность в рамках проекта
I. Педагогические советы:
1. “Осмысление подходов художественно-эстетического воспитания””
Цель:
2. “Выявление параметров художественно-эстетического развития”
Цель: Диагностика детей по первоначальной культуре общения.
3. “Развитие творческой игры приёмами социо-игровых и театрализованных подходов ”
Цель: Создание условие для игр в возрастных группах, ориентируясь на художественно-эстетическое воспитание”
4. “Организация рационального режима по укреплению здоровья и формированию предпосылок здорового образа жизни детей в детском саду и семье”
Цель: Выбор методов и приемов в реализации индивидуально-дифференцированного подхода для осуществления полноценного психического и физического развития детей средствами театрального искусства.
5. “Основные линии развития детей по художественно-эстетическому воспитанию”
Цель: Помочь ребёнку через искусство лучше осознать свои мысли и чувства.
II. Тематика родительских собраний по приоритетному художественно-эстетическому направлению:
- “Принципы работы с детьми дошкольного возраста и знакомство с мастерами, которые создают современное искусство”
- “Основные формы работы художественно-эстетической направленности в детском саду (кружковая деятельность) и её результативность”
- “Эстетическое воспитание глазами родителей”
- “Результативная деятельность по итогам работы ДОУ за прошедший год”
Для реализации проекта был разработан план культурно-массовой работы на учебный год (Приложение 2)
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом
1. Развитие всесторонней личности ребенка.
2. Безболезненная адаптация ребенка в школе.
3. Самовыражение ребенка через различные конкурсы:
- театрализованная деятельность;
- фольклор;
- спортивное направление;
- изостудия;
- шашечные турниры;
- хореографические выступления;
4. Переход от детского сада общеразвивающего вида с осуществлением художественно - эстетического направления (2 категория) в детский сад – центр развития ребенка (1 категория).
Инновационный потенциал
- Войти в сообщество со специалистами отдела детского творчества РДК.
- Сотрудничество с Красноярским Государственным Педагогическим университетом (кафедра “Педагогика детства”) по написанию методического материала для студентов по апробированию и адоптации новых методов и приёмов художественно-эстетического воспитания
- Принимать участие в практических семинарах, конференциях при Институте повышения квалификации работников образования г. Красноярска
- Опубликовывать материалы, статьи в газету “Детский сад со всех сторон”, “Детский сад. Управление”
Научно-методическое обеспечение проекта
- Сотрудничество с администрацией деканата Красноярского Государственного Педагогического университета в сопровождении педагогической деятельности по воспитательной системе
- Деловые контакты инновационного потенциала с руководителем “Школы педагогических исследований” при Институте повышения квалификации работников образования по научно-методическому обеспечение проекта
Чтобы реализовать данный проект необходимы финансовые затраты, которые рассчитаны в Приложении 3.
Форма предоставления результатов
- Побуждать детей участвовать в конкурсах разной направленности (Районные, краевые, всероссийские)
- Проводить педагогическую диагностику детей
- Создание творческой группой новых методик:
- “Пчелка” - плетение из проволоки.
Цель: Развитие личности ребенка нетрадиционными методами через сенсорно-кинестетическую культуру движений.
- “Волшебное зеркало”
Цель: Развитие творческого воображения и наглядно-образного мышления нестандартными методами и приемами.
- “Магнитотерапия в игровой и образовательной деятельности”
Цель: Формирование творческой инициативы и развитие мыслительных операций, речевой активности средствами приемов магнитотерапии.
- Музотерапия в театре пантомимы “Веселые гномики”
Цель: Разработать новые конспекты совместно с творческой группой и медицинским персоналом детского сада, кабинетом ЛФК Емельяновской ЦРБ.
- Пристеное нестандартное оборудование “Обезьянник”
Цель: Выработать эмоционально-волевые качества у детей.
- Кружок “Юные гимнасты”
Цель: Совместно с детской спортивной школой составить программу для кружка.