В последнее время в различных журналах для учителей, в научно-педагогической литературе часто обсуждается значение использования межпредметных связей на уроках. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей в школе – интегрированные уроки, суть которых состоит в том, что в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета, учитывается общее между этими предметами как в содержании, так и в учебно-познавательном процессе. Очень важно чтобы у учащихся складывалось целостное представление об окружающем мире, природе и обществе. Школьники часто не видят связи между отдельными предметами, а без этого бывает трудно понять и полноценно изучить многие темы. С другой стороны, интегрированные уроки помогают повысить интерес к изучаемым предметам, изменить отношение ребят к ним, дают мощный “толчок” к достижению лучших результатов в учебе.
На основе этого у нас возникла мысль провести такой урок. Считаем, что такие уроки нужно проводить, т.к. это активизирует учебно-познавательную деятельность школьников.
У нас получилось необычное объединение предметов: география и ИЗО. Говоря о географии, мы имеем в виду, прежде всего, науку о природе. Поэтому в методической литературе встречаются варианты интегрированных уроков по географии и биологии, по географии и экологии, географии и химии и т.д. Но эта наука и о населении. Учитель географии Залевская С.С. и учитель ИЗО Сигеева Е.В. решили провести урок-путешествие по теме: “География художественных народных промыслов России”. При изучении Центрального р-на России в учебнике географии упоминается о народных промыслах, но информации дано слишком мало. Хотелось бы, чтобы учащиеся больше знали о творчестве народов России. Для ребят появилась возможность взглянуть на уроке географии на изучаемые объекты глазами художников, наглядно увидеть настоящие произведения искусства русских мастеров.
Организация и проведение этого урока прошли в несколько этапов. Этап подготовки очень трудоемок, необходимы согласованные действия учителей:
- постановка общих целей и задач;
- отбор материала;
- совместная разработка урока;
- подготовка оборудования;
- организация деятельности ребят (опережающее задание по поиску, сбору информации о народных промыслах России; поиск и сбор изделий народных умельцев).
На подготовку к уроку-путешествию потребовалось приблизительно две недели. В подготовке приняли участие не только учащиеся, но и учителя школы, родители, которые с удовольствием помогали собрать нужные экспонаты для выставки (палехские шкатулки, изделия из дерева, жостовские подносы, цветастые шали, матрешки и т.д.). Когда все экспонаты были собраны, ребята под руководством учителей Сигеевой Е.В. и Залевской С.С. оформили замечательные выставки по разделам: “Жостово”, “Гжель”, “Дымка”, “Русская матрешка”, Павлово-Посадские платки, “Палех”, “Городец”, “Хохлома”. Заранее был объявлен конкурс рисунков: “Золотая хохлома”. Здесь же, в кабинете географии оформили выставку рисунков. На физической карте России и физической карте Московской области условными знаками обозначили места развития народных промыслов, о которых в дальнейшем было рассказано на уроке. Учащиеся подготовили рассказы о каждом народном промысле, выучили стихи, песни и даже частушки.
Уже в процессе подготовки к уроку, нам стало понятно, что ребят заинтересовала тема, чувствовалось оживление и на уроках и во внеурочное время. Ничего страшного, что эта тема не основная в географии и на нее практически не выделяется времени по программе. Увидев, как стали гореть глаза ребят, как у них изменилось отношение к предметам географии и ИЗО, мы сделали вывод, что не зря решились на проведение этого урока, время потрачено не зря.
В настоящее время по народным промыслам достаточно много есть литературы. Используя различные источники информации можно составить разные уроки и внеклассные мероприятия. Ниже мы предлагаем вниманию учителей свою разработку урока.
Материал можно использовать и в 7 – 9-х классах и для младших школьников.
Учебно-воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, уважение к труду; знать центры художественных народных промыслов России; развивать нравственные эстетические чувства, прививать интерес к изучению ремесел, стремление своими руками создавать красоту; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; повысить интерес к урокам географии и ИЗО.
Оборудование: экспозиции изделий и иллюстраций – “Жостово”, “Гжель”, “Русские матрешки”, “Палех”, “Городец”, “Дымка”, “Хохлома”, “Павлово-Посадские платки”; карта с обозначением мест развития промыслов; записи народной музыки.
Ход урока
Учитель географии. Сегодня у нас необычный урок. Тема урока: “География художественных народных промыслов России”. Мы совершим небольшое путешествие по нашей стране, побываем в тех уголках нашей Родины, о которых идет слава далеко за пределами России. Это (показывает на карте)
Село Гжель – Московская обл.,
Село Дымково, что на реке Вятки (вблизи г.Вятки);
Поселок Палех – Ивановская обл.;
Город Павловский Посад – Московская обл.;
Село Жостово – Московская обл.;
Город Сергиев Посад – Московская обл.;
Села Городец, Хохлома – Нижегородская обл.
Чем же прославились эти места? Эти населенные пункты являются центрами художественных народных промыслов. Откуда пошло это название “промыслы”?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено “промыслите себе пропитание”, т.е. заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы.
Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы, свои художественные традиции.
Итак, мы отправляемся с вами в путь, в центры народных промыслов. Сначала приглашаю вас в Подмосковье. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Учитель ИЗО. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть “лучшею из всех делаемых в России”.
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души.
Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Взгляните, ребята на выставку, полюбуйтесь этой красотой. И если отныне бело-синее чудо будет появляться в наших квартирах, то оно принесет в них синеву гжельского неба, свежих цветов и это будет обозначать, что вы понимаете и любите настоящую красоту, умеете ценить настоящее искусство.
А теперь слово мастерам Гжели.
(Ребята держат в руках изделия из Гжели, читают стихи.)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
И.Кадухина.
Учитель географии. А сейчас, ребята, путешествуем дальше. Подмосковное село Жостово. Здесь среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы.
Учитель ИЗО. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Обычно роспись производится по черному фону, хотя нередко применяют и цвет: красный, синий, зеленый. Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты и другие цветочные композиции составлены из роз, пионов, тюльпанов, незабудок. Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными. Бывают они и причудливой формы – фигурные. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску.
Полюбуйтесь красотой подносов. Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте.
Учитель географии. Теперь едем в г. Сергиев Посад. Попробуем отгадать, чем же прославился этот город? Загадка: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Их … зовут. (Матрешки)
Выходят нарядные ученицы. В руках у них матрешки.
1-я ученица.
Как две радуги-брови,
Губы-маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.
2-я ученица.
Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. В 1900г. матрешки мастеров Сергиев-Посада были показаны на Парижской всемирной выставке и сразу же стали популярными. Роспись матрешек становилась все разнообразнее. Преобладал образ русской девушки, но были и другие темы. Все матрешки отличаются друг от друга. В этом вы убедитесь, посмотрев подготовленную нами выставку.
Девочки исполняют песню “Русская матрешка” (сл. Ю.Жулькова, муз. В. Казенина).
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочной лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Учитель географии. Сейчас матрешек делают и в городах Семенов и Полховский Майдан, что в Нижегородской области.
Нижегородская область славится своими деревянными изделиями. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются “коренные” - фабрика “Хохломской художник” в селе Семино Ковернинского района и объединение “Хохломская роспись” в селе Семенове Нижегородской области. Давайте послушаем ваших одноклассников, которые приготовили нам сообщения о росписи по дереву.
1-й ученик. Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах и неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого.
Хохлома – село в 7 км. от Семенова, стоящего над рекой Узолой в Заволжье. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь и на этой площади по определенным дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точеной расписной посуды, мелкой мебели. Купля-продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи, Куличино. Первые поселенцы этих деревень были беглые, укрывшиеся здесь от гонений за “старую веру”, от царского произвола, помещечьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и смогли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. В изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы. В каждом штрихе орнамента сквозит любовь к своему искусству. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, чистоту, красоту. А “травка”, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.
2-й ученик. Хотя и не сравнится Городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у Хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.
Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у Хохломы; сюжетные картинки “мещанского быта” - у Городецкой росписи. Вначале расписывали прялочное донце, затем с прялок перешли на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель, игрушки. Малыши 3-4 лет катают коляску и воображают себя на паре гнедых коней. Дети с удовольствием играют с этой игрушкой.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
И. Кадухина.
Учитель географии. Вот мы снова едем в Московскую область. Город Павловский Посад.
Выходят ученицы с накинутыми на плечи платками. Исполняют частушки.
Вы, подружки мои,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
На платочке два цветочка –
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.
Повяжу платок я туго,
Чтобы ветер не порвал,
Поведу машину лугом, чтобы милый увидал.
Нынче красненький платочек
На кудрях своих ношу
На кого взгляну разочек –
Вмиг того приворожу.
Ученица. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор. В XIX в. в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. В настоящее время платков ручной работы вырабатывается немного. Современные павлово-посадские платки сохраняют свою традиционность: набивные яркие цветы на черном, кремовом, вишневом фоне, с художественным растительным орнаментом.
Учитель географии. И снова в путь! Я приглашаю всех в поселок Палех Ивановской области. В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. С каждым годом растет поток туристов, российских и иностранных, которые хотят видеть Палех “в натуре”.
Ученик. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников их папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе. Внимательно посмотрите на изделия палехских художников. На них изображены отдельные моменты из жизни, сюжеты из сказок. Росписи выполнены звучными, яркими красками по черному фону, рисунок плавен и тонок.
Учитель географии. Мы не можем не побывать сегодня в селе Дымково. Слободе Дымково около 500 лет. Основана она еще при Иване III, великом князе Московском. Находится на берегу реки Вятки, близ города Вятки.
Учитель ИЗО. Слободчане издавна занимались рыболовством и делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняную игрушку лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Ассортимент дымковских игрушек разнообразен. Здесь и собственно игрушки-свистульки – небольшие уточки, барашки, лошадки, всадники на конях. Здесь и более крупные фигуры, приближающиеся к декоративной настольной скульптуре – барыни, няньки, лихие гусары, крупные фигуры птиц, зверей. Наконец, целые композиции, например масленичное катание по наклонным бревнам, облитым водой; доярка с коровой. Стиль росписи – красочный, яркий, жизнерадостный. Сусальное золото и роспись подчеркивают выразительность лепки, красоту поз, одежды персонажей.
Учитель географии. А теперь, ребята, я хочу проверить, кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии. Я буду поочередно показывать изделия народных умельцев, а ваша задача назвать промысел и показать на карте центр развития данного народного промысла.
Подводятся итоги, выставляются оценки по географии и ИЗО.
Учитель ИЗО. Итак, мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок. Это вы сможете сделать на будущих уроках географии.
А с различными художественными приемами, используемыми народными мастерами вы будете знакомиться на уроках ИЗО.
Если вы решите связать свою будущую жизнь с народным творчеством, то можно научиться народному ремеслу в училищах, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы.
Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей, которые создали настоящие шедевры, вложили частичку своей души.
Предлагаю вам присоединиться к ребятам, которые организовали выставку рисунков по народным промыслам. Приносите свои рисунки, а автор лучшего рисунка получит приз.
А теперь приглашаем вас поближе посмотреть выставку. Вы можете задать вопросы экскурсоводам-консультантам. Отнеситесь к экспонатам бережно.
Звучит народная музыка. Ребята рассматривают выставку. Выставка продолжает свою работу на всех переменах. Приглашаются все желающие.
Список литературы
- Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Т.М.Посохова. Урок по теме “География народных промыслов России”. “География в школе” №1, 1999.
- Т.П.Терентьева. Урок-экскурссия “Народные художественные промыслы России”. “География в школе” №1, 1991.
- И.В.Кадухина “В гостях у мастеров народных промыслов”. “Начальная школа” №11, 1995.
- Хабибуллин Р.Х. Жемчужины Подмосковья. Рабочая тетрадь-хрестоматия по Москвоведению.