Цель:
- Пробудить внимание детей к слову, научить некоторым приемам толкования значения слова, вызвать стремление узнавать значение непонятных слов.
- Учить детей связно выражать свои мысли, воспитывать культуру речевого общения, формирование выразительности речи.
- Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
- Содействовать сплочению детского коллектива.
Оборудование: сказка с иллюстрациями, картинки, на которых изображены короб, крылышко, сусек, горсть, готовое соленое тесто, дощечки, баночки с водой, салфетки, толковые словари.
ХОД УРОКА
1. Организационное начало.
2. Вводная беседа.
- Ребята, вы любите путешествовать?
За чистым – чистым полем, за дремучим – дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть сказочный город.
Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в этом городе одно удовольствие. А называется этот город “Сказка”!
- Ребята, а вы любите сказки?
Сегодня, мы с вами и отправимся путешествовать в сказку.
- Скажите, кто из вас знает сказку “Колобок”?
Наверно, вы можете и рассказать ее. Давайте вспомним начало этой сказки. Послушайте и скажите, какие слова вам непонятны, то есть непонятно, что они обозначают.
3. Формирование новых знаний.
“Колобок”
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
- Поди-ка ты, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
- Ребята, кто заметил хотя бы одно незнакомое, непонятное слово? Поднимите руки. А кто два? Три? Четыре? Назовите эти слова? (“Короб”, “сусек”, “крылышко”, “горсть”).
А может быть, кто-нибудь объяснит, что значит “крылышком поскребла”? Что значит “короб” (“сусек”, “горсть”)?
- Я подготовила картинки, на которых изображены эти предметы (на доску прикрепляются картинки).
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 | Рис. 4 |
- Помогают ли рисунки уяснить значения слов, лучше понять сказку? (Да, теперь мы знаем, что муки у старика со старухой было очень мало, можно сказать, совсем не было).
- Можем ли мы теперь представить себе, какой величины был колобок, если муки на него пошло горсти две? Покажите руками, какой величины, по-вашему, был колобок. Да, наверное, маленький.
- Давайте попробуем теперь растолковать непонятное слово, разъяснить его значение.
Что же такое короб? (Это изделие, в которое можно уложить то, что нужно сохранить или перенести).
Сусек? (Большой деревянный ящик, в котором хранится мука или зерно).
Горсть? (Количество чего-нибудь, которое помещается в руке, если мы сложим ее так, как будто хотим что-нибудь зачерпнуть).
Крылышко? (Отрезанное и засушенное гусиное крыло). Существуют специальные толковые словари, в которых можно найти объяснение слова. (Демонстрирую несколько толковых словарей, читаю толкование слов, которые разбирались на уроке).
- Итак, сделаем вывод: “Непонятное слово можно объяснить при помощи толкового словаря.
Слушаем сказку дальше (на доску вывешиваются иллюстрации сказки).
Замесила старуха тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простыть. Пока колобок остывает, давайте и мы себе колобка сделаем. (У детей на партах лежит готовое соленое тесто.)
4. Практическая работа. (Уч-ся самостоятельно лепят колобка.)
Краткое описание процесса приготовления теста.
(Смешайте муку и соль. Залейте водой и замесите тесто. Готовое тесто положите в холод на 2 часа.)
Продолжаем сказку.
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, – и покатился по дорожке.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Нет не ешь меня косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
(Дети поют хором).
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусеку скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, заяц, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше – только его заяц и видел и т.д. (Далее детям предлагается продолжить сказку).
5. Итог урока.
- Как можно объяснить непонятное слово?
- Какие задания вызвали интерес? Почему?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
6. Домашнее задание.
Дать объяснение слову “завалинка”.