Задачи:
Оборудование:
проектор, экран, колба с водой, металлический противень, снег или лед, пуховое перышко; лист бумаги голубого цвета, вата, клей, слайды.
Новые понятия:
мириады – неисчислимое количество;
конденсируется – охлаждается;
окт.
ХОД УРОКА
1. Мотивационно-целевой этап урока.
На слайде следующие слова: одеяло, броня, жизнь, украшение.
- С какой оболочкой Земли ассоциируются эти слова?
- Вспомните, что обозначает это понятие?
- Почему атмосферу называют одеялом, броней, жизнью, украшением?
- Что вы еще знаете об атмосфере?
- Откуда вы это узнали? (Из книг)
- Действительно, люди черпают знания из книг, достаточно ли только этих знаний для изучения природы? (Нужно наблюдать мы ведем дневник наблюдений).
- Сегодня нам пригодится ваше умение наблюдать.
- Давайте понаблюдаем в классе, посмотрите в окно, что можно увидеть, прочесть на небе? Я предлагаю научиться правильно, читать небесный алфавит.
Так и назовем тему сегодняшнего урока.
Слайд 2.
Запишите в тетрадь тему урока.
Что каждый из вас, хотел бы узнать на уроке? В конце урока вы скажете, реализовали ли поставленные цели?
Слайд 3
2. Организационно-содержательныйэтап урока.
Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала строки из стихотворения Степана Щипачева:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками.
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(Объяснение значения слова мириады)
- Какое природное явление показано в стихотворении? (Образование облаков и выпадение из них осадков).
- Автор стихотворения в образной форме показал нам данное явление, а нам нужно с научной точки зрения объяснить его.
- Поэтому предлагаю провести эксперимент, который смоделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
Нужно взять стеклянную банку, налить в нее горячей воды, затем накрыть сверху противнем, на который положить снег или лед. Проследим, что происходит с водой в банке. Вернемся к эксперименту чуть позже.
- Есть несколько причин, почему воздух поднимается вверх, и образуются облака, мы рассмотрим один из них.
Слайд 4
- Солнечное излучение нагревает земную поверхность.
- Воздух, соприкасаясь с поверхностью, нагревается, становится менее плотным и поднимается вверх.
- Тёплый воздух остывает, и содержащийся в нём водяной пар конденсируется, образуя облака.
- Где в бытовых условиях можно увидеть образование облака? (Чайник)
Слайд 5
- Почему водяной пар невидимка становится видимым? (Охлаждается-конденсируется)
- Я, уверена, что где-то ещё вы видели искусственное образование облака?
Слайд 6
(Самолётный след)
- Выступление ученика с опережающим заданием.
Летящие на большой высоте самолеты иногда оставляют за собой в очень холодном воздухе белый след. Из выхлопной системы самолета иногда выбрасывается смесь горячих газов с большим содержанием водяного пара. Водяной пар охлаждается, конденсируется и замерзает в холодном воздухе, образуя тонкий “облачный” след. Этот след называется конденсационным.
- Какое открытие вы для себя сделали, прослушав это сообщение?
- Что такое облака?
Облака – это скопление водяных капелек в воздухе.
Облака бывают разных видов.
Откройте учебник на странице 74.
Найдите, какие бывают облака?
Облака –
1. Кучевые
Встречаются на разной высоте. Это изолированные округлой формы облака с довольно плоским основанием.
2. Слоистые
Образуют на небе сплошной слой. Они встречаются на небольшой высоте до 7 км.
3. Перистые
Образуются на большой высоте, как правило, до 20 км над землёй. Они состоят из ледяных кристалликов и кажутся легкой прозрачной дымкой как бы в виде отдельных “перьев”.
Слайд 7, 8
Небесный алфавит насчитывает всего 9 букв, рассмотрим сочетания, которые образуют основные виды облаков.
В приземном слое, среднем, в верхнем слое.
- Посмотрите в дневнике наблюдений, как называют явление, связанное со скоплением облаков.
Облачность – скопление облаков на небе. Играет роль одеяла над землёй.
Послушайте сообщение о том, в каких единицах измеряется облачность.
Величина облачного покрова измеряется в октах. Число окт показывает, какая часть неба покрыта облаками. Измерения основываются на шкале от 0 до 8 (8 окт означает, что небо полностью затянуто облаками). К примеру, в прогнозе погоды может сообщаться, что облачность составит четыре окты, это значит, что облака будут покрывать полнеба.
Часто облачность ассоциируется с осадками.
Слайд 9
Существует взаимосвязь, если мы знаем виды облаков, то можем определить, какие будут осадки.
Кучевые – кратковременные осадки ливни, снег, град.
Слоистые – длительные осадки снег или дождь.
Перистые – признаки ухудшения погоды.
Слайд 10
Рассмотрим виды осадков.
Практическая работа в парах.
Поработайте вместе. Распределите осадки на группы. Какие выделили группы?
Эксперимент.
- Следующий эксперимент поможет определить, из всех ли облаков выпадают осадки?
Мы с вами сейчас учёные, они проводят эксперименты сдержанно.
Берём пуховое пёрышко – это капля дождя.
Бросьте пёрышко и снизу подуйте на него.
- Почему капля поднялась вверх? (Снизу потоки воздуха подбрасывают каплю вверх)
- А в каком случае капля упадёт на землю? (Если станет тяжёлой)
Капельки воды в облаке находятся всё время в движении. Они сталкиваются, сливаются, становятся больше, тяжелее, не могут держаться в воздухе, начинается дождь.
Возвращаемся к эксперименту, проводимому в начале урока, чтобы сделать выводы.
Творческая работа, для закрепления полученных знаний
Природа потрудилась над созданием облаков, они бывают причудливой формы. Теперь вы уже знаете, разные виды облаков, но кроме этого нужно представлять их форму. Попробуйте в паре, из материала на вашем столе изобразить модель облака. (Используется вата, клей, лис картона голубого цвета).
Слайд 11
1 ряд – кучевые
2 ряд – слоистые
3 ряд – перистые
Демонстрация лучших моделей.
Слайд 12, 13, 14
- Подумайте над следующим вопросом.
- Зачем люди ведут наблюдение за атмосферой? Учебник стр. 75 (2 абзац).
(Чтобы предсказать погоду, это нужно людям разных профессий)
А что такое погода мы будем изучать на следующем уроке. Можно приготовить дополнительный материал.
3. Оценочно-результативный этап урока.
- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
- Кому вы сегодня на уроке хотели бы сделать комплименты?
- Я вам тоже хочу сделать комплимент…
- Я благодарна….. и ставлю оценку за работу на уроке…за полные, правильные ответы, сообщения.
Урок окончен. Спасибо.