Цели:
I. Формирование у учащихся экологических знаний и культуры через:
- Знание глобальных и локальных экологических проблем Свердловской области, экологических проблем своего населенного пункта города Новоуральска.
- Знание основ поведения человека в природе.
- Умение предвидеть последствия своих действий в природе.
- Представления о путях решения экологических проблем своего региона.
II. Развитие у учащихся чувства причастности к культуре своего народа через:
- Знание основ традиций своего народа.
- Знание традиций семейной жизни.
- Приобщение к человеческому народному творчеству.
- Ориентацию на общечеловеческие, этнокультурные ценности в поведении в жизненных ситуациях.
- Умение выразить свою точку зрения речевыми средствами.
- Формирование чувства любви к Родине, родному краю.
III. Формирование у учащихся деятельностно – коммуникативных навыков через:
- Умение сотрудничать с другими людьми.
- Умение понимать и принимать иную отличную от своей точку зрения.
Ход мероприятия: звучит музыка Вивальди (отрывок “Весна” из “Времен года”)
Ведущая:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться не умыться,
Не наесться не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам (Ребята завершают фразу: “не прожить”)
Ребята, у воды есть свои волшебники. Один из них пришел к нам сегодня в гости. Давайте мы еще раз сегодня в этом убедимся.
Он в земле живет
И бежит, и бьет
Чистый да свежий –
И никто в земле сырой
Его не удержит.
Встречайте ребята, к нам в гости прибежал кто? Родник.
Родник (вбегает):
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня
И вы по этой песенке
Узнаете меня.
Здравствуйте, ребята я рад, что вы меня узнали.
Ведущая: Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду.
Ребята: Родниковая вода: чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.
Родник: Спасибо вам ребята, вы столько добрых слов обо мне сказали, как в мой День Рождения 25 июля (Проклов день в Русском календаре), когда росы да родниковые воды целебными становятся, слепоту вылечить помогают. А сейчас, послушайте мою сказку и придумайте ей свой конец, а потом мы сравним вашу и мою сказку.
Сказка “Висляткин ключ”.
Жили – поживали муж с женой. Работали, не ленились, с утра до ночи трудились, зато у них денежки водились. Да все они не могли решить, что им с этими деньгами делать. Бывало вечерком – то сидят вдвоем и все спорят – спорят.
А на печи тихо – тихо дочка Аннушка и старый дедушка сидят. Аннушка – добрая душа, деду как могла помогала. Вот у нее вечерком сердечко екнуло как услышала она, что родители про богадельню для старика разговаривали. Была неподалеку такая богадельня, где старики жизнь свою доживали.
Всю ночь она проплакала, а к утру решилась. Встала она спозаранку, взяла глиняную крынку да и пошла вон из дома. День то этот был не простой: Проклов день, 25 июля. День когда росы да вода ключевые целебными становятся, слепоту вылечить помогают. Пошла она к Висляткину ключу. А идти туда далеко, и пальчики у девочки на ножках совсем закоченели. Дорога лесная, по которой Аннушка шла, с ухабами да канавами, с пнями да корягами. Дошла она до Висляткина ключа, набрала водицы в крынку, сама водицы попила, а сил домой идти нет. Присела она возле воды да и задремала, добрая душа. И показалось ей, будто из ключа маленький мальчик вышел и подошел к ней.
Зачем, - говорит, - пожаловала?
Аннушка не испугалась и все ему про дедушку рассказала, что ослеп он, родители хотят отправить его в богадельню.
Да, - говорит мальчик, - важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надобно. Да и родителям тоже не помешало бы.
Ребята придумывают свой вариант конца сказки и рассказывают его. Родник рассказывает свой конец сказки.
Конец:
В мои именины ты сегодня угодила. Я ведь один раз в году 25 июля лесным воздухом подышать выхожу. Пора и домой возвращаться. А ты не робей, моя ключевая водица тебе поможет.
Прощай, Прокл! – сказала Аннушка и проснулась.
Без воды идти тяжело было, а с водой еще тяжелее. Уж солнце село как она домой пришла. А в деревне уж с обеда переполох: Аннушка в лес ушла и пропала. Мать с отцом места себе не находят. Дед и тот с печки слез.
Девочка вошла в избу, крынку поставила и говорит:
Это дедушка целебная вода глаза лечить. Это мне Прокл дал, нести приказал.
Девочку родители спать уложили, а утром ей сказали, что деде дома останется. Дедушка и родители Аннушки от ключевой воды, видать прозрели. С тех пор в Проклов день 25 июля ходят люди по ключам. Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит. Целебная она значит.
Слова ведущей оформляются в виде табличек, вывешиваются на доску.
Родник: Вижу я ребята, что вы любите сказки. А вы знаете, что вода бывает “мертвой”?
Ведущая: Родничок, ты опять нам сказку решил рассказать?
Родник: Нет не сказку, а правдивую историю. Вот послушайте:
Пришла ко мне речка Нейва, такая измученная, такая усталая - не живая, ни мертвая. Что с тобой случилось? Ох родничок, не знаю, что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют, грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор, старые вещи в воду бросают. Вот вчера старый холодильник и старый диван выбросили. Моя “живая” вода постепенно становится “мертвой”. Никто не сможет пить мою воду. Скоро меня совсем люди погубить могут. Что с нами будет?
Ведущая: Ребята, срочно надо спасать речку Нейву и родник. Давайте придумаем (нарисуем) запрещающие знаки, которые помогут спасти родник и речку Нейву.
Ребята: (пишут, рисуют):
Запрещающие знаки:
- “въезд автотранспорта запрещен”;
- “мойка машин запрещена”;
- “выгул собак запрещен”;
- “свалка мусора запрещена”;
- “выпас коров запрещен”;
- “разведение огня запрещено”.
Ведущая: Вот сколько запрещающих знаков, но что поделаешь. Речную и родниковую воду людям пить. Вот и приходиться ее охранять.
Родник: Ребята, знаете ли вы, что:
- С 1994 года – 22 марта объявлен всемирным Днем Воды.
- Речные, подземные, озерные (пресные), пригодные для питья воды составляют лишь 1% от гидросферы Земли.
- Человеческий организм на 80% состоит из воды и 80% своих процентов своих болезней человек приобретает из-за плохого качества питьевой воды.
- Расход воды, используемой для хозяйственно-бытовых нужд, составляет в среднем 150 литров в сутки на одного горожанина.
Ведущая: Ребята, найдите общее в словах Родина, род, родник и родители.
Ребята: Это однокоренные слова.
Ведущая:
Чистый, звонкий родничок –
Как глоток Отчизны,
Как начало всех начал,
Как начало жизни.
Эти стихи написал Саша Савалов 11 класса школы № 8 города Североуральска Свердловской области. Ребята продлите фразу:
Любить родник, значит любить ….
Оберегать родник – это защищать …
Родник: В Болгарии есть прекрасная традиция: в память об умерших родственниках на собственные средства обустраивать придорожные родники, а затем всем родом от деда к внуку заботиться о сохранении этого родника.
У нас в Свердловской области с 2001 года действует программа “Родники”, цель которой обустройство и сохранение известных родников.
Ведущая: Ребята, а какие родники в окрестностях нашего города вы знаете? Давайте развесим там наши запрещающие знаки.
Родник: А вы вижу хорошие ребята добрые у вас души. Приходите ко мне в гости. Я вас своею “живою” водою встречу!
Ведущая:
Пусть на земле Не умирают Родники,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой останется В Них Навеки
Студеная и вкусная вода!
(Звучит запись песни “Родники” в исполнении О. Газманова).