Роль внутришкольного контроля в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение

Разделы: Администрирование школы


На современном этапе развития образования в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение новое входит и в систему внутришкольного контроля.

В нашей школе внутришкольный контроль (ВШК ) мы рассматриваем как сознательную, целенаправленную деятельность администрации школы, направленную на выявление отклонений от процедуры управления.

Мы выделяем следующие объекты ВШК:

  1. Учебный процесс (особое внимание - наполнению вариативной части учебного плана, курсам по выбору, элективным курсам). Школа имеет богатый опыт по разработке программ спецкурсов. Сегодня педагогами школы разработано 15 курсов по выбору и элективных курсов.
  2. Воспитательный процесс.
  3. Методическая работа.
  4. Научно-исследовательская работа.
  5. Психологическое состояние коллектива. Педагога надо обучать правильно относиться к контролю, и психологическая служба школы проводит с педагогами занятия ,направленные на повышение психологической грамотности, колледжи по проблемам педагогической психологии.
  6. Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. При переходе на предпрофильное и профильное обучение создание условий является приоритетным. Прежде всего это - педагогический потенциал школы. Высшую квалификационную категорию имеют - 35% педагогов, первую квалификационную категорию имеют - 46% педагогов, 32% отмечены званиями, 6 педагогов работают на полном доверии и самоконтроле.

От высокого педагогического потенциала напрямую зависит качество образования:

  • школа дважды успешно прошла аттестацию,
  • общеобразовательная школа №22 за минувший год имеет 7 медалистов,
  • школа является победителем конкурса” 60 лучших школ Кузбасса”,
  • в школе нет роста неуспевающих,
  • 28% педагогов средней и основной школы прошли курсы по предпрофильной и профильной подготовке, среди них и все члены администрации.

Этапы ВШК в нашей школе – это своеобразный цикл.

Документально это выглядит так: анализ – план – приказ – аналитическая справка – протокол – приказ – коррекция.

Все начинается с:

  • обоснования проверки,
  • формулировки цели проверки,
  • разработки алгоритма предстоящей проверки,
  • оформление основных выводов по результатам проверки в аналитическую справку,
  • обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (совещание при директоре, заседание методического объединения, совещание при завуче, педсовет),
  • принятие соответствующего решения,
  • проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция процесса

По периодичности ВШК в нашей школе бывает:

  • входной (в начале учебного года, за курс предыдущего )
  • предварительный (молодые специалисты, перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах и т.д.)
  • текущий (результаты работы школы в течение четверти, полугодия)
  • промежуточный (срезы знаний за четверть, полугодие, переводные экзамены в 5-8 классах)
  • итоговый (итоговая аттестация в выпускных классах, результаты работы школы за год)

Рейтинговая система отслеживания качества стимулирует систематическую работу обучающихся. Коллектив школы принимает решения, которые работают на результат.

В своей работе мы используем различные виды контроля:

  • тематический,
  • персональный,
  • классно-обобщающий,
  • фронтальный.

В школе популярны следующие методы контроля:

  • наблюдение (изучать, исследование ),
  • анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденций развития ),
  • беседа,
  • изучение документации,
  • анкетирование,
  • устная или письменная проверка знаний, выявление уровня обученности, срезы знаний )

В 9-х классах проводим анкетирование с целью (среди обучающихся и их родителей ) определения социального заказа. Все девятиклассники прослушали курс “Профессиональное самоопределение”. Эта работа проводится в школе целенаправленно в течение 9 лет.

В этом году определились 4 профиля:

  • гуманитарный,
  • физико-математический,
  • информационно- технологический,
  • социально-экономический.

В школе используются следующие формы контроля:

  • коллективный,
  • взаимоконтроль,
  • самоконтроль,
  • административный.

Мы увеличиваем во ВШК долю коллективного контроля. Под коллективным контролем понимаем контроль, осуществляемый педагогическим коллективом и имеющим не столь жесткие формы, как административный. Он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе, взаимопосещений уроков.

Работа учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в рамках деятельности методического объединения. Цель такого контроля - получение информации о состоянии дел в школе, это позволяет оценить работу педколлектива силами самого коллектива и отдельных его членов. Контроль деятельности учителя со стороны коллег обладает большой силой воздействия, потому что его результаты влияют на статус педагога в коллективе. При этом виде контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, чтобы оградить коллектив от конфликтов.

В условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение администрация школы становиться главным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.

Под инспектированием мы понимаем проведение администрацией школы проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ (часто разноуровневых ),изучение последствий принятых управленческих решений.

Основным объектом инспектирования является деятельность педагогических работников, а предметом - соответствие результатов педагогической деятельности законодательству РФ и иным нормативно- правовым актам, включая приказы, распоряжения по школе, решения педагогических советов.

Внутришкольное инспектирование является частью ВШК.

Планирование ВШК- один из самых больших разделов годового плана и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня функционирования и развития школы.

Мы планируем ВШК, исходя из выявленных проблем. Увидев проблемы, несложно сформулировать вопросы, выносимые на контроль.

Много лет в школе используется схема ВШК, к которой привыкли и педагоги, и администрация.

ВШК осуществляется только при полной гласности. В учительской - план ВШК на год, который подтверждается каждую четверть.

При проведении контроля очень помогают умные книги, которые есть в каждой школе и, конечно, журнал “Завуч”.

Мы стремимся создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива своей деятельности и состояния школы на сегодняшний и завтрашний день, учим педагога делать анализ современно и ситуативно, видеть проблемы, противоречия, устанавливать причинно-следственные связи, стремиться к приоритетам и ценностям школы, четко- понимать, что для этого целесообразно:

  • запланировать,
  • организовать,
  • обеспечить.

На данном этапе мы заинтересовались сетевым планированием ВШК, но это перспектива.