Цели:
Русский язык
- обобщение знаний учащихся по теме: “Парные звонкие и глухие согласные на конце слова”, отработка умения подбирать проверочные слова; обогащение словарного запаса детей;
- развитие внимания, памяти, познавательной активности;
- воспитание любви к родному краю; интереса к родному языку.
Изобразительное искусство
- воспитание у учащихся чувства цветовой гармонии и художественного вкуса;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- осуществление межпредметных связей урока изобразительного искусства с уроком русского языка.
Оборудование урока:
Русский язык
- Для учеников - конверт №1 ( карточка с изображением домика), конверт №2 (слова с пропущенной буквой), конверт №3 (слова для составления предложения), изображения лиц (эмоции положительные и отрицательные).
- Для учителя – картинка с туристами, слова с названиями станций.
Изобразительное искусство
- Для учеников - образцы расписанной Кожлянской игрушки и заготовки этой игрушки у каждого ученика в мешочке, гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
- Для учителя - плакат со значением каждого цвета, лист белой бумаги, гуашевые краски, кисть, банка с водой.
Зрительный ряд: образцы расписанной Кожлянской игрушки: барыня, всадник, зверюшки.
Музыкальный ряд: запись народных музыкальных инструментов.
Ход урока
1. Начало урока.
(Учитель приветствует детей.)
Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рада встрече с вами. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие (вывешивается картинка с туристами). Давайте к нему подготовимся и начнём с чистописания, потому что нам придётся много работать руками.
2. Чистописание
У: ( показывает образец написания наклонной прямой.) Обратите внимание на расстояние между двумя наклонными прямыми. Прямую надо писать сверху вниз. Высота наклонной прямой должна быть одинаковой.
У: Сядьте правильно (показывает на плакат), откройте свои тетради. Положите их под наклоном, возьмите ручки и напишите этот элемент.
(Дети выполняют задание, учитель комментирует, проверяет, как дети выполняют задание.)
У: Запомните, пожалуйста, узор, который у вас получается.
(Учитель показывает указкой на элементы букв и задаёт вопрос.)
У: Какая буква может получиться, если сложить эти элементы вместе?
Д: Буква К.
У: Напишите эту букву на следующей строке. Пропишите её до конца строки, соблюдая расстояние между буквами.
У: Какой звук обозначает написанная вами буква?
Д: Звук [к].
У: Дайте характеристику этого звука.
Д: Звук [к] - согласный, глухой. Он может быть мягким и твёрдым.
3. Улица Согласных. Правописание парных согласных на конце слова.
(Учитель прикрепляет табличку “Улица согласных”)
У: Начинаем наше путешествие. Мы на улице согласных. (Показ изображения большого домика). Найдите у себя карточки с таким домиком. В нем хотят жить парные согласные. Помогите им попасть на нужный этаж. (Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.)
Рис.1 Изображение домика.
У: Давайте проверим, все ли буквы оказались на своём этаже. (Учитель и ученик берут изображение большого домика в руки и показывают классу правильно выполненное задание.)
Если вы ошиблись, исправьте. (Самоконтроль учащихся)
У: Эта улица согласных сегодня появилась в нашем родном городе. Как называется город, в котором мы с вами живём?
Д: Город Курчатов.
(Учитель прикрепляет карточки со словами “ горо(д/т) ”, “Курчато(в/ф)” на доске” и фотографию с памятником И. В Курчатову на площади Свободы.)
У: В честь кого назван наш город? Где находится памятник этому человеку?
У: Наш город назван в честь великого учёного-физика Игоря Васильевича Курчатова. Памятник находится на площади Свободы. (Учитель после ответа ученика вывешивает карточку со словом “площа( д/т) ь”.
У: ( показывает на карточки, находящиеся на доске). Посмотрите на эти слова и скажите, почему на конце слов написаны две буквы?
Д: Это парные согласные. Мы слышим один звук, а пишем другую букву.
У: Какое правило нам поможет грамотно написать слова?
Д: Для проверки парных согласных на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный.
У: Запишите эти слова в тетрадь. (Учащиеся записывают слова с доски).
Чтобы дети лучше запомнили правило написания парных согласных, учитель дарит им стихотворение:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук не чётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный не опасный!
5. Типография
У (вывешивает название станции “Типография”): Следующая станция в нашем городе “Типография”. Кто из вас знает, что это такое?
(Ответы детей, объяснение учителя.)
У: Типография – это предприятие, где набирают и печатают различные издания: книги, газеты. Вы сейчас будете работать редактором газеты. Достаньте из конверта карточки с набранными словами, вставьте буквы, которые пропустили при печатании. Не забывайте про правило написания парных согласных.
(Учащиеся выполняют задание, вставляя пропущенные буквы.)
Слова на карточке: гер( ), гим ( ), фла ( ), эта( ), стол( ), мос( ), са ( ))
У: Я сейчас проверю, кто из вас самый внимательный редактор и заметил, что одно слово было лишним? Назовите это слово.
Д: Гимн.
У: Что такое гимн? (Ответы учащихся). Почему слово “гимн” лишнее?
Д: Сонорный звук [н] не имеет пары.
У: Теперь редактору предстоит выполнить задание посложнее. Составьте из рассыпанных слов предложение. Помогайте друг другу, работайте в парах.
(Учащиеся работают в парах и составляют предложение из слов “Дети, родной, любят, город”)
У: Какое предложение у вас получилось?
Д: Дети любят родной город.
У: Ребята, запишите это предложение в тетрадь. Проверьте, правильно ли написано предложение. Поставьте над каждым словом ударение и найдите опасные места. Прочитайте последнее слово и объясните, какую букву и почему вы написали на конце. (Ответы детей) Найдите главные члены в этом предложении и подчеркните их.
(Проверка выполнения задания.)
У: Мы повторили правило написания слов с парным согласным на конце и очень устали. Нам нужно отдохнуть.
6. Станция “Спортивная”
У: Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём и отправимся на стадион. (Учитель вешает на доску карточку с названием “Станция Спортивная”). Следующая станция “Спортивная”. Ребята, встаньте, выйдите из-за парты и представьте, что мы на стадионе. Повторяйте упражнение за мной.
Раз – согнуться-разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
7. Краеведческий музей.
У: Отдохнули и снова в путь. Следующая станция “Краеведческий музей”. (Учитель прикрепляет карточку “Краеведческий музей”) В нашем музее можно узнать много интересного. Дети, возьмите чудесные пакетики и определите на ощупь, что в них лежит.
(Учащиеся пытаются определить, что лежит в пакете.)
У: Достаньте и посмотрите, что это.
Д: Это игрушка.
(Дети достают из пакета две игрушки: расписанную и еще не расписанную мастером.)
У. (показывает игрушку “Барыня” и читает стихотворение):
А я местная, своя,
Знает обо мне земля,
Я поездила по свету,
Славя и деревню эту,
И старинных мастериц.
Откуда же явилось это чудо-чудное?
Узнали?
(Ученики отвечают на вопрос учителя.)
У: В нашем музее вы узнаете, что Родина этой игрушки - село Кожля Курчатовского района. Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка. Вам понравилась эта игрушка? Какая она, ребята?
Д: Красивая, забавная, разноцветная, яркая, красочная.
У: Назовите, какие игрушки у вас.
Д: Кот, лиса, петух, баран, заяц, сова.
У: Что особенного вы в них увидели?
Д: Это свистульки.
У: Продолжим экскурсию по музею и познакомимся с историей игрушки. Кожлянские игрушки начали делать два с половиной века назад. Они отличаются от изготовленных в других областях России игрушек, прежде всего это - свистулька. Делают её с музыкальной части. Глину для лепки берём только Дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отличается синевой, а после обжигания становится белой. Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет “ налепов”, то есть возможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Нет и конкуренции деталей, всё слитно воедино, но показано самое характерное. Долгими зимними вечерами женщины лепили игрушки для своих детей. Это были барыни для девочек (показ), всадники на конях для мальчиков (показ), а для всех – множество зверюшек (показ рукой на столы). Весной село наполнялось весёлым свистом. Им прогоняли зиму и закликали солнышко. Из этой глины мастер делает игрушку. (Учитель показывает глину.) Чтобы она получилась красивой, надо постараться: слепить её, высушить, обжечь и расписать. Всё это занимает много времени. Я принесла вам готовую игрушку, и мы будем её только расписывать. (Показ не расписанной мастером игрушки.)
Посмотрите на “Барыню” и скажите, какие цвета использовал мастер для росписи игрушки.
(Ответы детей)
У: Традиционно Кожлянскую игрушку расписывали фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветом. Каждый цвет имеет своё значение. (Учитель показывает на плакат на доске.) Давайте прочитаем, что они означают.
Название цвета | Обозначение |
ФИОЛЕТОВЫЙ | ВОЗДУХ |
КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ |
ЗАКАТ СОЛНЦА ЦВЕТЫ |
ЗЕЛЕНЫЙ | РАСТЕНИЯ |
У: Каким узором расписана игрушка?
Д: Прямыми линиями.
У: Знаком ли вам этот узор? Где мы его сегодня уже встречали?
Д: В чистописании.
(Учитель показывает упражнение “Прямые линии” на белом листе ватмана.)
У: Ребята, возьмите игрушку и оживите её. Сейчас мы распишем с вами грудку и спинку. Линии должны быть одинакового цвета. Каждый ряд выполняет работу определённым цветом.
1-й ряд: жёлтым и красным
2-й ряд: жёлтым и зелёным
3-й ряд: жёлтым и синим
Краска, которой мы будем рисовать, называется гуашь. Много краски на кисточку не набирайте, чтобы узор был аккуратным, а линии тонкими.
У: Чтобы дело шло быстрее, работать будем под музыку.
(Выполнение задания учениками)
У: .Давайте посмотрим, какие игрушки у вас получились.
Д: Яркие, красивые, великолепные. чудесные.
У: Понравилось вам расписывать? (Реакция детей) Но наша работа ещё не закончена. Посмотрите на образец, запомните его. А дома раскрасьте ушки и лапки сплошь одним цветом.
8. Подведение итогов.
У: Наша экскурсия закончилась. Скажите, где мы побывали? (Учитель обращает внимание детей на доску с маршрутным листом) Что вам запомнилось? Что новое вы узнали? Чему вы научились?
9. Рефлексия.
У: Вы замечательно выполняли все задания. Спасибо вам за участие в нашей экскурсии. Наш урок закончен, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Выберите изображение того лица, которое соответствует вашему сегодняшнему настроению.
(Дети выходят к доске, приклеивают изображения лиц на плакате и остаются у доски ).
У: Я прощаюсь с вами, и на память о нашем уроке у вас остаются расписанные вами игрушки и билеты в краеведческий музей (учитель раздаёт билеты в музей), где вы увидите много интересного и ещё больше узнаете о нашем городе Курчатове и Кожлянской игрушке. До свидания!