Интегрированный урок по теме: "Путешествие по родному краю"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Русский язык

  • обобщение знаний учащихся по теме: “Парные звонкие и глухие согласные на конце слова”, отработка умения подбирать проверочные слова; обогащение словарного запаса детей;
  • развитие внимания, памяти, познавательной активности;
  • воспитание любви к родному краю; интереса к родному языку.

Изобразительное искусство

  • воспитание у учащихся чувства цветовой гармонии и художественного вкуса;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • осуществление межпредметных связей урока изобразительного искусства с уроком русского языка.

Оборудование урока:

Русский язык

  • Для учеников - конверт №1 ( карточка с изображением домика), конверт №2 (слова с пропущенной буквой), конверт №3 (слова для составления предложения), изображения лиц (эмоции положительные и отрицательные).
  • Для учителя – картинка с туристами, слова с названиями станций.

Изобразительное искусство

  • Для учеников - образцы расписанной Кожлянской игрушки и заготовки этой игрушки у каждого ученика в мешочке, гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
  • Для учителя - плакат со значением каждого цвета, лист белой бумаги, гуашевые краски, кисть, банка с водой.

Зрительный ряд: образцы расписанной Кожлянской игрушки: барыня, всадник, зверюшки.

Музыкальный ряд: запись народных музыкальных инструментов.

Ход урока

1. Начало урока.

(Учитель приветствует детей.)

Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рада встрече с вами. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие (вывешивается картинка с туристами). Давайте к нему подготовимся и начнём с чистописания, потому что нам придётся много работать руками.

2. Чистописание

У: ( показывает образец написания наклонной прямой.) Обратите внимание на расстояние между двумя наклонными прямыми. Прямую надо писать сверху вниз. Высота наклонной прямой должна быть одинаковой.

У: Сядьте правильно (показывает на плакат), откройте свои тетради. Положите их под наклоном, возьмите ручки и напишите этот элемент.

(Дети выполняют задание, учитель комментирует, проверяет, как дети выполняют задание.)

У: Запомните, пожалуйста, узор, который у вас получается.

(Учитель показывает указкой на элементы букв и задаёт вопрос.)

У: Какая буква может получиться, если сложить эти элементы вместе?

Д: Буква К.

У: Напишите эту букву на следующей строке. Пропишите её до конца строки, соблюдая расстояние между буквами.

У: Какой звук обозначает написанная вами буква?

Д: Звук [к].

У: Дайте характеристику этого звука.

Д: Звук [к] - согласный, глухой. Он может быть мягким и твёрдым.

3. Улица Согласных. Правописание парных согласных на конце слова.

(Учитель прикрепляет табличку “Улица согласных”)

У: Начинаем наше путешествие. Мы на улице согласных. (Показ изображения большого домика). Найдите у себя карточки с таким домиком. В нем хотят жить парные согласные. Помогите им попасть на нужный этаж. (Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.)

Рис.1 Изображение домика.

У: Давайте проверим, все ли буквы оказались на своём этаже. (Учитель и ученик берут изображение большого домика в руки и показывают классу правильно выполненное задание.)

Если вы ошиблись, исправьте. (Самоконтроль учащихся)

У: Эта улица согласных сегодня появилась в нашем родном городе. Как называется город, в котором мы с вами живём?

Д: Город Курчатов.

(Учитель прикрепляет карточки со словами “ горо(д/т) ”, “Курчато(в/ф)” на доске” и фотографию с памятником И. В Курчатову на площади Свободы.)

У: В честь кого назван наш город? Где находится памятник этому человеку?

У: Наш город назван в честь великого учёного-физика Игоря Васильевича Курчатова. Памятник находится на площади Свободы. (Учитель после ответа ученика вывешивает карточку со словом “площа( д/т) ь”.

У: ( показывает на карточки, находящиеся на доске). Посмотрите на эти слова и скажите, почему на конце слов написаны две буквы?

Д: Это парные согласные. Мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У: Какое правило нам поможет грамотно написать слова?

Д: Для проверки парных согласных на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный.

У: Запишите эти слова в тетрадь. (Учащиеся записывают слова с доски).

Чтобы дети лучше запомнили правило написания парных согласных, учитель дарит им стихотворение:

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук не чётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный не опасный!

5. Типография

У (вывешивает название станции “Типография”): Следующая станция в нашем городе “Типография”. Кто из вас знает, что это такое?

(Ответы детей, объяснение учителя.)

У: Типография – это предприятие, где набирают и печатают различные издания: книги, газеты. Вы сейчас будете работать редактором газеты. Достаньте из конверта карточки с набранными словами, вставьте буквы, которые пропустили при печатании. Не забывайте про правило написания парных согласных.

(Учащиеся выполняют задание, вставляя пропущенные буквы.)

Слова на карточке: гер( ), гим ( ), фла ( ), эта( ), стол( ), мос( ), са ( ))

У: Я сейчас проверю, кто из вас самый внимательный редактор и заметил, что одно слово было лишним? Назовите это слово.

Д: Гимн.

У: Что такое гимн? (Ответы учащихся). Почему слово “гимн” лишнее?

Д: Сонорный звук [н] не имеет пары.

У: Теперь редактору предстоит выполнить задание посложнее. Составьте из рассыпанных слов предложение. Помогайте друг другу, работайте в парах.

(Учащиеся работают в парах и составляют предложение из слов “Дети, родной, любят, город”)

У: Какое предложение у вас получилось?

Д: Дети любят родной город.

У: Ребята, запишите это предложение в тетрадь. Проверьте, правильно ли написано предложение. Поставьте над каждым словом ударение и найдите опасные места. Прочитайте последнее слово и объясните, какую букву и почему вы написали на конце. (Ответы детей) Найдите главные члены в этом предложении и подчеркните их.

(Проверка выполнения задания.)

У: Мы повторили правило написания слов с парным согласным на конце и очень устали. Нам нужно отдохнуть.

6. Станция “Спортивная”

У: Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём и отправимся на стадион. (Учитель вешает на доску карточку с названием “Станция Спортивная”). Следующая станция “Спортивная”. Ребята, встаньте, выйдите из-за парты и представьте, что мы на стадионе. Повторяйте упражнение за мной.

Раз – согнуться-разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

7. Краеведческий музей.

У: Отдохнули и снова в путь. Следующая станция “Краеведческий музей”. (Учитель прикрепляет карточку “Краеведческий музей”) В нашем музее можно узнать много интересного. Дети, возьмите чудесные пакетики и определите на ощупь, что в них лежит.

(Учащиеся пытаются определить, что лежит в пакете.)

У: Достаньте и посмотрите, что это.

Д: Это игрушка.

(Дети достают из пакета две игрушки: расписанную и еще не расписанную мастером.)

У. (показывает игрушку “Барыня” и читает стихотворение):

А я местная, своя,
Знает обо мне земля,
Я поездила по свету,
Славя и деревню эту,
И старинных мастериц.
Откуда же явилось это чудо-чудное?
Узнали?

(Ученики отвечают на вопрос учителя.)

У: В нашем музее вы узнаете, что Родина этой игрушки - село Кожля Курчатовского района. Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка. Вам понравилась эта игрушка? Какая она, ребята?

Д: Красивая, забавная, разноцветная, яркая, красочная.

У: Назовите, какие игрушки у вас.

Д: Кот, лиса, петух, баран, заяц, сова.

У: Что особенного вы в них увидели?

Д: Это свистульки.

У: Продолжим экскурсию по музею и познакомимся с историей игрушки. Кожлянские игрушки начали делать два с половиной века назад. Они отличаются от изготовленных в других областях России игрушек, прежде всего это - свистулька. Делают её с музыкальной части. Глину для лепки берём только Дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отличается синевой, а после обжигания становится белой. Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а Кожлянскую – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет “ налепов”, то есть возможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Нет и конкуренции деталей, всё слитно воедино, но показано самое характерное. Долгими зимними вечерами женщины лепили игрушки для своих детей. Это были барыни для девочек (показ), всадники на конях для мальчиков (показ), а для всех – множество зверюшек (показ рукой на столы). Весной село наполнялось весёлым свистом. Им прогоняли зиму и закликали солнышко. Из этой глины мастер делает игрушку. (Учитель показывает глину.) Чтобы она получилась красивой, надо постараться: слепить её, высушить, обжечь и расписать. Всё это занимает много времени. Я принесла вам готовую игрушку, и мы будем её только расписывать. (Показ не расписанной мастером игрушки.)

Посмотрите на “Барыню” и скажите, какие цвета использовал мастер для росписи игрушки.

(Ответы детей)

У: Традиционно Кожлянскую игрушку расписывали фиолетовым, красным, жёлтым, зелёным цветом. Каждый цвет имеет своё значение. (Учитель показывает на плакат на доске.) Давайте прочитаем, что они означают.

Название цвета Обозначение
ФИОЛЕТОВЫЙ ВОЗДУХ
КРАСНЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ЗАКАТ СОЛНЦА

ЦВЕТЫ

ЗЕЛЕНЫЙ РАСТЕНИЯ

У: Каким узором расписана игрушка?

Д: Прямыми линиями.

У: Знаком ли вам этот узор? Где мы его сегодня уже встречали?

Д: В чистописании.

(Учитель показывает упражнение “Прямые линии” на белом листе ватмана.)

У: Ребята, возьмите игрушку и оживите её. Сейчас мы распишем с вами грудку и спинку. Линии должны быть одинакового цвета. Каждый ряд выполняет работу определённым цветом.

1-й ряд: жёлтым и красным

2-й ряд: жёлтым и зелёным

3-й ряд: жёлтым и синим

Краска, которой мы будем рисовать, называется гуашь. Много краски на кисточку не набирайте, чтобы узор был аккуратным, а линии тонкими.

У: Чтобы дело шло быстрее, работать будем под музыку.

(Выполнение задания учениками)

У: .Давайте посмотрим, какие игрушки у вас получились.

Д: Яркие, красивые, великолепные. чудесные.

У: Понравилось вам расписывать? (Реакция детей) Но наша работа ещё не закончена. Посмотрите на образец, запомните его. А дома раскрасьте ушки и лапки сплошь одним цветом.

8. Подведение итогов.

У: Наша экскурсия закончилась. Скажите, где мы побывали? (Учитель обращает внимание детей на доску с маршрутным листом) Что вам запомнилось? Что новое вы узнали? Чему вы научились?

9. Рефлексия.

У: Вы замечательно выполняли все задания. Спасибо вам за участие в нашей экскурсии. Наш урок закончен, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него. Выберите изображение того лица, которое соответствует вашему сегодняшнему настроению.

(Дети выходят к доске, приклеивают изображения лиц на плакате и остаются у доски ).

У: Я прощаюсь с вами, и на память о нашем уроке у вас остаются расписанные вами игрушки и билеты в краеведческий музей (учитель раздаёт билеты в музей), где вы увидите много интересного и ещё больше узнаете о нашем городе Курчатове и Кожлянской игрушке. До свидания!