План урока “Тональное решение натюрморта”
Тема: Тональное (светотеневое) решение натюрморта.
Предмет: Живопись. 2 курс. Натюрморт. 2 часа.
Цель урока: Выполнить этюд несложной постановки в 2-х вариантах (цветном и монохромном).
Задачи:
- Научить ставить задачу тонального решения в живописной постановке и выполнять ее.
- Развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.
Оборудование для учащихся:
- бумага (формат А3),
- карандаш,
- ластик,
- краски акварельные,
- кисть,
- палитра.
Оборудование для учителя:
- методические таблицы,
- постановка,
- репродукции картин,
- образцы работ учащихся.
План урока:
- Организационный момент.
- Практическая работа учащихся (этюд постановки в цвете).
- Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
- Практическая работа учащихся (монохромный этюд).
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Приветствие, организация рабочего места учащихся.
2. Сообщение задачи, поставленной перед учениками. Практическая работа. Выполнение этюда в цвете. Обсуждение возникшей проблемы.
3. Объяснение особенности восприятия цвета:
- по светлоте;
- по насыщенности;
- по контрасту (тональному и цветовому)
Привести примеры работ, где проявляются эти особенности.
Новый термин. Техника “Гризайль” в живописи.
4. Практическая работа: выполнить тот же этюд в черно-белой гамме.
5. Просмотр и обсуждение работ: как помогает монохромная техника выявить светотень и объем предметов в постановке?
Подведение итогов урока, постановка задачи выполнения следующего натюрморта в технике “Гризайль”.
План-конспект урока “Тональное решение натюрморта”
Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.
На этом занятии мы выполним два этюда несложной постановки. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых наброска предметов постановки. Это эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.
Проверить, правильно ли разместились ученики за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы. При необходимости (для экономии времени) учитель может помочь правильно разместить предметы постановки на листе, показать, как быстро сделать набросок.
Самостоятельная работа. На левой половине листа ученики выполняют быстрый этюд в цвете. Анализируем возникшие трудности: не всегда удается правильно передать объем предметов, драпировок; в некоторых местах предметы сливаются с фоном.
Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.
I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).
Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:
II. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.
III. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.
Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.
IV. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.
Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами.
Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, выполним наш натюрморт в технике “Гризайль”.
Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.
Выполним на правой половине листа этюд нашей постановки в монохромной гамме. Цель: выявить объем предметов, светотеневые градации.
Самостоятельная работа учащихся, лучше выбрать черно-белую гамму для удобства сравнения с цветовым эскизом.
Теперь у нас перед глазами цветовое и монохромное решение постановки: что можно доработать в цветовом решении? Усилить тон в теневых областях, уменьшив при этом цветовую насыщенность; при необходимости ослабить тон в освещенных местах.
Итак, подведем итог нашего урока. Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи. Вы познакомились с новым термином “Гризайль” и выполнили задание в этой технике живописи.
В работе над следующими живописными натюрмортами вам будет легче верно определить отношения света и тени. А также мы выполним натюрморт в технике “Гризайль”, которая очень интересна и эффектна в исполнении.
Список рекомендуемой литературы
- Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.
- Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.
- Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.
- Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.1968.
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.
- Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.
- Пучков А.С., Киселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: “Просвещение”, 1982.
- Элберт Г., Уолф Р. Исследование характеристик цвета. “Художественный совет” № 4, 2004.