Цель: Создать условия для создания модели парашюта посредством технического моделирования из бумаги.
Задачи:
- Иметь представление об устройстве и назначении деталей парашюта, о его назначении.
- Наблюдать и опытным путём определять качество деталей парашюта.
- Изготавливать детали парашюта с опорой на план.
- Учиться организованности, трудолюбию, аккуратности.
- Расширяют кругозор, словарный запас.
Оборудование: Модель парашюта, памятка по правилам техники безопасности, иллюстрации с изображением парашюта.
Материалы: Бумага, картон, нитки, пластилин, клей.
Инструменты: Ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока.
I. Организация класса.
- Сегодня на уроке труда мы будем работать и помнить народную мудрость : “Землю красит солнце, а человека труд”.
- Для работы нам потребуются инструменты. Угадайте какие.
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (ножницы)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (линейка)
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке.
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (карандаш)
II. Вступительная беседа.
- Многие из вас любят смотреть в голубое небо, затаив дыхание, с медленно плывущими облаками. Облака такие мягкие, пушистые, и хочется вдохнуть полной грудью и полететь, сесть на облачко и покачаться. А потом падать медленно и плавно, чтобы осмотреть с высоты всю землю. Но не мы одни с вами об этом мечтаем.
Помог осуществить эту мечту людям Глеб Евгеньевич Котельников, который изобрёл парашют.
(На доску вывешивается плакат: “Парашют – устройство для торможения падающего тела”.)
- Как вы думаете, для чего используют парашют?
- Парашюты бывают спасательные, их используют при аварии, посадочные – для спуска груза и спортивные.
Парашютным спортом занимаются смелые люди, если вы хотите стать парашютистами, то уже сейчас должны заниматься спортом, воспитывать силу воли.
III. Анализ изделия.
- Из каких деталей состоит парашют? (Купол, стропы, детали крепления, груз).
- Из какого материала можно сделать каждую деталь?
- С помощью чего соединим купол и стропы?
- С чего начнём работу?
- Как продолжим работу?
- Как закончим?
На доске план:
- Купол.
- Детали крепежа.
- Соединение конструкции.
IV. Наблюдение и опыты.
- Так как воздух оказывает сопротивление падающим предметам, проведём опыт и узнаем, какую форму должен иметь купол парашюта.
- Возьмите два листа бумаги. Один сомните в комок, а другой оставьте расправленным.
Встаньте на стулья и бросьте одновременно оба листочка вниз. Понаблюдайте, какой лист падает медленнее?
Вывод: Расправленный лист падает медленнее.
- А сейчас я возьму два листа бумаги и в одном из них в центре сделаю небольшое отверстие. Брошу оба листа вниз, а вы понаблюдайте, какой будет падать плавно, медленно.
Вывод: Лист с отверстием падает плавно и медленно.
V. Изготовление купола.
Дети выполняют работу по плану:
- Сложить квадрат пополам.
- Сложить полученный прямоугольник ещё раз пополам.
- Найти центр купола.
- От центра отложить на сторонах отрезки длиной 1 см.
- Соединить полученные точки.
- Отрезать полученный треугольник.
- Развернуть деталь.
- Сложить её гармошкой.
VI. Соединение изделия.
- Изготовить детали крепежа.
- Соединить купол со стропами с помощью деталей крепежа и клея.
- Из пластилина слепить груз.
- Прицепить груз к стропам и отцентровать парашют.
VII. Анализ работ учащихся.
- Произвести проверку моделей.
- Лучшим изделиям присвоить знак качества.