В условиях гуманизации общего математического образования соответствующее изменение содержания и методов обучения с необходимостью влечет и адекватное совершенствование форм и видов контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Главное – положить в основу принцип гуманизации, предполагающий: поворот к ребенку; уважение его личности, достоинства; доверие к нему; принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка. В этой связи следует отметить, что традиционная система контроля и оценки знаний в школьном обучении математике не в полной мере отвечает идеям гуманизации. Она носит нередко субъективный характер и базируется на оценке качества случайных выборок устных ответов учащихся. Если ребенок получает “2” за незнание одного параграфа учебника, то в дальнейшем он исправляет оценку и, возможно получает “5” за счет знания другого параграфа. Это не является пополнением пробелов в знаниях и исправлением “2”. При такой системе контроля и оценки учебной деятельности школьников, получив отметку за определенные конкретные знания, умения и навыки, дети редко возвращаются к ним с целью пополнения и совершенствования.
Система контроля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях гуманизации общего образования, с нашей точки зрения, должна быть в большей степени ориентирована на объективность контроля, учет индивидуальных особенностей каждого ученика, стимулирование творческой активности учащихся. Эта система должна обеспечивать не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и регулярную обратную связь в учебном процессе, подкреплять у учащихся ощущение собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Нередко в школьной практике новые методы обучения рассматриваются как универсальные, альтернативные традиционным и искусственно им противопоставляются. Для успешной реализации всех компонентов системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся в условиях гуманизации, по нашему мнению, необходимо использовать в едином комплексе и традиционную систему, и элементы новых, развивающихся систем: зачетной; балльно-рейтинговой и элементы тестовых технологий. Преимущества тестовых технологий: объективность оценки; эффективность – одновременно можно тестировать большое число учащихся; надежность; дифференцирующая способность; реализация индивидуального подхода в обучении; сравнимость результатов. Элементы зачетной системы позволяют осуществить контроль; обобщить и систематизировать знания, умения учащихся; организовать самостоятельную и индивидуальную работу. Элементы балльно-рейтинговой системы (оценка заменена баллом) позволяют активизировать интерес к предмету у самого слабого ученика; во время урока сокращается число неработающих учеников.
С нашей точки зрения, сочетание “новых” и “старых” методов позволяет осуществить процесс контроля и оценки знаний и умений более эффективно.
Так, на общественном смотре знаний можно успешно сочетать элементы тестового контроля и балльно-рейтинговой системы. Общественные смотры знаний являются эффективным средством систематизации, обобщения и проверки знаний учащихся по определенному и обычно достаточно большому разделу программы. Готовясь к ответу сразу по большой теме, учащиеся лучше вникают в неё, в их сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Предстоящий смотр побуждает учащихся к глубокой и систематической работе над темой. Смотры знаний являются эффективным средством, способствующим повышению качества обучения.
Если говорить о положительных моментах вытекающих из практического применения, то выстраивается цепочка, которая ведет к качественному изменению учебного процесса:
- увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- сокращается число учеников, не работающих на уроках;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- растет уровень самокритичности и самооценки;
- дети приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: такт и ответственность.
Общественный смотр знаний по алгебре в VIII классе, с элементами тестирования и балльно-рейтинговой системой оценивания по теме: “Решение неравенств с одной переменной и их систем”.
Основные вопросы теории и критерии оценивания (учитель по своему желанию может разработать и менять критерии отметок) вывешиваются за две недели до смотра в кабинете математики. Проводится инструктаж по правильному составлению и оформлению ребусов и кроссвордов по теме смотра.
Перечень вопросов теории:
- Определение неравенства.
- Виды неравенств.
- Свойства неравенств, которые используются при доказательстве и решении неравенств первой степени и их систем.
- Что называется решением неравенства?
- Что, значит, решить неравенство?
- Какие неравенства называются равносильными?
- Что называется решением системы неравенств?
- Что, значит, решить систему неравенств?
На общественном смотре знаний используется балльная система оценивания знаний и умений учащихся (за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание, учащийся получает определенное количество баллов). Именно при такой оценочной системе даже у самого слабого ученика появляется возможность получить высокую отметку за активную работу на смотре. На смотре используются также и элементы тестового контроля (тест через копирку). Листы для тестирования готовятся заранее. Два одинарных листа, между которыми заложена копирка, соединены скрепкой. По окончанию тестирования, первый лист сдается учителю, второй остается у учащегося и используется для самопроверки. Учитель зачитывает правильные ответы, а учащиеся самостоятельно находят и исправляют ошибки, подсчитывают общее количество баллов за тест.
Все заработанные учащимися на смотре баллы фиксируются и заносятся в таблицу результатов.
Оформление листа для тестирования.
Ф.И учащегося |
Самооценка |
||||
№ п/п |
Да/нет (или а / б) |
Верно/неверно + / - |
|||
1. ... 10. |
Итоговая оценка за урок |
||||
Количество баллов за тест |
ТЕМА УРОКА: “ Решение неравенств с одной переменной и их систем”
ЦЕЛИ УРОКА:
обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; отработать умение использовать, при решении линейных неравенств и их систем, графическую иллюстрацию; коррекция знаний и умений учащихся;
развивающие: развитие правильной математической речи; развитие интереса к предмету; развитие личностных качеств учащихся; расширение кругозора и пополнение словарного запаса; развитие навыков самоконтроля; развитие правильной самооценки.
воспитательные: воспитание чувства ответственности за порученное дело; воспитание воли и упорства в достижении поставленной цели.
ПЛАН УРОКА.(80 мин.)
- Организационный момент.
- Устный опрос.
- Решение задач с использованием свойств числовых неравенств.
- Устный опрос.
- Тестирование.
- Чтение таблицы промежутков.
- Работа у доски по карточкам.
- Изображение числовых промежутков на координатной прямой и запись соответствующего неравенства.
- Изображение объединения и пересечения числовых промежутков на координатной прямой.
- Решение неравенств первой степени с одной переменной.
- Решение систем неравенств первой степени с одной переменной.
- “Найди ошибку!”
- Дополнительное задание.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Устный опрос.
III. Решение задач.
IV. Устный опрос.
V. Чтение таблицы числовых промежутков.
Таблица числовых промежутков оформлена в виде отдельных полос ватмана. Каждая полоса состоит из трех подвижных, разделенных линией сгиба частей. Таким образом, учащиеся могут увидеть и прочитать одну, две или три части таблицы.
VI. Работа у доски по карточкам.
Доска разделена на три части, у доски работают одновременно три человека.
- Изобразить числовой промежуток на координатной прямой и записать соответствующее неравенство.
- Записать промежуток изображенный на координатной прямой и составить соответствующее неравенство.
- Изобразить на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих неравенству и записать числовой промежуток.
- Используя координатную прямую найти пересечение промежутков:
- Используя координатную прямую, найти объединение промежутков:
- Решить неравенство:
1) ( -1; 4]; 2) ( -; 6); 3) [ 8; +).
1) 0 < x < 3; 2) х > 12,5; 3) -5 < х < -3
1) ( -2; 10) (0; 15); 2) ( -; 2) ( -2; + ); 3) ( -4; 2] (5; + )
1) [ -4; 0) U [ -1; 5]; 2) ( -3; 3) U ( -6; 6); 3) ( - ; 5) U ( - ; 10)
1) 4 + 12 х > 7 + 13 х;
2) - (2 – 3 х ) + 4 (6 + х ) 1;
3)
7. Решить систему неравенств:
VII. Тестирование через копирку.
а) да; б) нет
а) да; б) нет
а) да; б) нет
а) да; б) нет
а) да; б) нет
а) да; б) нет.
а2 + 1 > 0?
а) да; б) нет.
а) да; б) нет .
а) да; б) нет.
а) да; б) нет.
VII. “Найди ошибку!”
IX. Дополнительное задание.
Решите двойное неравенство: -1 < 6 х < 2 и -1 < 5 – 3 х < 1.
X. Домашнее задание.
I уровень – задание репродуктивного характера. Учебник “Алгебра 8” Ю.Н. Макарычев и др.: п.30-32, № 879 (а, б), № 839 (а), № 895 (а, г).
II уровень – задание поискового характера. Подобрать из учебной литературы задачу, которая решается с помощью линейного неравенства, указать источник.
III уровень – создание собственной задачи, решение которой основано на применении неравенств.