Цель урока:
- Изучение теоремы Пифагора, ее роль в геометрии, использование теоремы в решении задач.
- Развитие познавательного интереса, творческого поиска, самостоятельности.
- Воспитание культуры математической речи.
Оборудование:
- Доска магнитная.
- Магниты.
- Плакаты с задачами.
- Мел цветной.
- Портрет Пифагора.
- Указка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала
(Подготовка к восприятию нового материала).
По готовым рисункам заданы классу вопросы:
Какой треугольник изображен на рисунке 1? (Прямоугольный).
1. Назовите катеты и гипотенузу (ВС и АС – катеты, АВ – гипотенуза).
Рисунок 1 Рисунок 2
2. Какой треугольник на рисунке 2? (Равнобедренный, прямоугольный, углы при основании 450)
3. По данным рисунка 3 докажите, что KMNP – квадрат. Как выразить его площадь?
Рисунок 3 Рисунок 4
По рисунку 4 сравните сумму квадратов катетов с квадратом гипотенузы.
Сделайте вывод.
III. Объяснение нового материала.
Послушайте загадку:
“Соедини предлог с игрою,
И чудо вдруг произойдет.
Цветок Египта знаменитый
Перед тобою расцветет”. (Лотос)
Рисунок 5
А теперь послушайте задачу, предложенную древними индусами:
1) “Над озером тихим с полфута размером высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом отнес его в сторону. Нет более цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной в двух футах от места, где он рос. Итак, предложу я вопрос: как озера вода здесь глубока?”
Показываю рисунок 5 и объясняю, что означает 1 фут. 1 фут = 0,3048 м. Единица длины системы мер, принятой в англоязычных странах.
Как найти отрезок CD? Кто как думает? Достаточно ли у вас знаний для решения этой задачи?
Предлагается еще одна задача индийского математика XII в. Бхаскары:
2) “На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол оставлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки сталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?”
Показываю рисунок к задаче. Перед учениками ставится проблема: Что надо знать, чтобы решить эту задачу.
Ребята! Знаете ли вы что-нибудь, связанное с именем Пифагора?
Ученики могут сформулировать теорему или рассказать о головоломке-игре “Пифагор”.
В каком из европейских городов есть улица Пифагора?
Сегодня вы познакомитесь с одной из основных теорем геометрии, которую помнят все учащиеся. О математике, именем которого названа теорема, рассказывает ученик. Показываю его портрет.
В древней Греции жил ученый Пифагор (родился он около 580 г. до н.э., а умер в 500 г. до н.э.). С его именем связано много легенд. Он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. На юге Италии возникла Пифагорейская школа. Ими было сделано много в арифметике и геометрии. Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.
В чем суть теории Пифагора? Ваши предложения.
После этого объявляется тема урока и цель.
“В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”.
Изобразите прямоугольный треугольник (рисунок 6) и запишите эту формулировку в обозначениях.
Рисунок 6
С = 900, АВ2 = АС2 + ВС2 или в виде с2 = а2 + в2 .
Во времена Пифагора эта теорема звучала так: “Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника равен сумме квадратов, построенных на катетах”. Или “Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах”.
2-й ученик рассказывает историческую справку об этой теореме.
Теорема была известна задолго до Пифагора египтянам, вавилонянам, китайцам, индийцам. За несколько веков до н.э. эта теорема была хорошо известна и использовалась для построения алтарей.
Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. В настоящее время известно более ста способов доказательства теоремы Пифагора.
Показываю рисунок 7.
Рисунок 7
Смотрите, а вот и Пифагоровы штаны на все стороны равны. Такие стишки придумывали учащиеся, рисовали шаржи к теореме Пифагора. Показываю красочные рисунки.
Теперь докажем теорему и запишем ее доказательства в обозначениях (рисунок 8). Используя наводящие вопросы, ведет запись на доске сильный ученик, а остальные ученики у себя в тетрадях.
Дано:
С = 900,
Доказать:
АВ2 = АС2 + ВС2 (с2 = а2 + в2 ).
Рисунок 8
Доказательство:
1) Достроим АВС до квадрата EFLD со стороной а + в (рисунок 9).
SEFLD = (а + в)2
2) Из каких фигур состоит квадрат EFLD?
Рисунок 9
SEFLD = SPKMN + 4SD ABC = c2 + 4ав = с2 + 2ав
(а + в)2 = с2 + 2ав
а2 + 2ав + в2 = с2 + 2ав
с2 = а2 + в2.
Делаем вывод!
А для чего нужна теорема Пифагора?
Задача 1. Вычислить, чему равна гипотенуза треугольника, изображенного на рисунке 10. (ответ: 5)
Рисунок. 10
Обратите внимание на эти три числа: 3, 4, 5 (треугольник с такими сторонами называется египетским). О нем вы прочитает дома на стр. 127.
Найдите d по рисунку 11.
d2 = 62 + 82 (треугольник прямоугольный)
d2 = 36 + 64
d2 = 100
d = 10
Рисунок 11
Итак, ребята, сделаем вывод, когда можно использовать теорему Пифагора?
Ответ: только для прямоугольного треугольника.
А теперь вернемся к задаче о лотосе.
CD2 = BD2 – BC2
(x + )2 – x2 = 22,
x2 + x + - x2 = 4
x = 3.
Ответ: 3 фута.
Задача 2. Вычислите длину неизвестного отрезка по рисунку 12.
Рисунок 12
AC2 = 0,52 + 12 = 0,25 + 1 = 1,25
х2 = AC2 + CD2 = 1,25 + 1 = 2,25
x = 1,5
Задача 3. Является ли треугольник прямоугольным, если его сторона выражается числами 5, 6, 7? (самостоятельно)
Задача 4. Вертолет поднимается вертикально вверх со скоростью 4 м/с. Определите скорость вертолета, если скорость ветра, дующего горизонтально равна 3 м/с (рисунок 13).
Рисунок 13
v2 = 32 + 42 = 25
v = 5.
Ответ: 5 м/с.
IV. Значение теоремы Пифагора.
Теорема Пифагора – одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Издавна она применялась в разных областях науки, техники, практической жизни (для определения прямых углов при построении зданий).
Значение ее состоит в том, что с помощью ее можно доказать большинство теорем геометрии. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, математик V века Прокл и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или сто быков, как рассказывали другие, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов. Вот одно из стихотворений:
“Требует вечной истина, как скоро
Все познает слабый человек!
И ныне теореме Пифагора
Верна и как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношение
Богам от Пифагора сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За свет луча, пришедший с облаков.
Поэтому всегда с тех самых пор
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя вслед.
Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор”.
Вывод.
Пытаясь доказать теорему Пифагора и решать задачи, находя для себя новые пути, вы научитесь решать задачи, не только математики, но и все, которые ставит жизнь.
Домашнее задание.
П. 54, № 483 (а, б), 486 (а, б), стр. 128.
Сильным ученикам найти другой способ доказательства теоремы.
V. Итог урока.
Вопросы к учащимся:
- Возможно ли было бы решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему?
- В чем суть теоремы Пифагора?
- О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?
- Комментирование оценок.
- Вопросы учащихся.
- Слова признательности ученикам за сотрудничество на уроке.