Цели урока:
- познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований;
- продолжить формирование знаний об ионах, показать различие между зарядом иона и степенью окисления
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раствор основания гидроксида натрия, индикаторы, пробирки. Сульфат меди.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Проверка знаний учащихся по теме “Оксиды.”
На доске задания для 2 учеников:
а)Какая из формул соответствует оксиду азота NO, N2O5, NO2, N2O3
б). Определить степень окисления и подчеркнуть формулы оксидов.
H2O, ALCL3, Na2O, Na3P, MnF4, MnO
Пока ребята выполняют работу провожу небольшой опрос:
а) Дайте определение оксидов.
б) Какие оксиды вы знаете? Приведите примеры. Что вы знаете о них? -.
в) Какова степень окислении кислорода в оксиде?
Проверяем выполнение заданий ребятами у доски , есть ли замечания, правильно ли выполнено задание? Оцениваем работу учащихся.
3. Новый материал.
Сегодня мы познакомимся с другим классом веществ. Запишем тему: “Основания”
Вопрос: Как вы думаете, существуют ли вещества, имеющие больше двух элементов? Они могут назвать кислоты и соли. Да, кроме бинарных соединений существуют и сложные вещества, состоящие из трех элементов. К таким соединениям относятся основания, молекулы которых имеют и металл и группу ОН. Эта группа является остатком молекулы воды. Н-ОН ( записать на доске) .и если мысленно убрать Н, то останется группа ОН. Это сложный ион, который пишется всегда вместе. ОН — называют гидроксогруппой с зарядом -1. Дадим определение оснований и запишем в тетрадь:
Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксогрупп .
Общая формула Ме(ОН)n, где n - число гидроксогрупп.
Показываю на доске, как составить некоторые основания Сa+2(OH - )2 , Fe+2 (OH - )2 и записать их названия.
Например, Гидроксид кальция. Гидроксид железа (11) Предлагаю учащихся составить гидроксид алюминия(111), гидроксид меди(11) у доски.
Вопрос: А как узнать основания среди других веществ? AL(OH)3, Cu(OH)2.
Для этого применяют индикаторы, которые могут изменять цвет в основаниях. Познакомимся с некоторыми из них: напишем на доске как изменяют цвет индикаторы:
Индикаторы основания
Лакмус | синий |
Ф-Ф | малиновый |
М-0 | желтый |
А теперь мы с вами проверим, добавьте поочередно в каждую пробирку индикатор
и наблюдайте изменение цвета. Как вы думаете, какой цвет ярче и нам подойдет для определения оснований в дальнейшем? Малиновый.
Запомним этот цвет и будем его использовать для определения оснований. Основания имеют и свою классификацию( записать на доске):
Мы с вами имели дело с растворимыми основаниями, а как получить нерастворимые? Опыт: (показываю сама) к сульфату меди прилить гидроксид . натрия Выпадает голубой осадок гидроксида меди. К хлориду железа прилить гидроксид натрия - выпадает бурый осадок гидроксида железа (111). А теперь обратимся к таблице растворимости в конце учебника. Что мы видим? Группа ОН среди отрицательных ионов, а Ме ищем среди положительных ионов , И что получили? Ребята увидят букву Н или Р. На доске можно предложить записать полученные основания. А что такое щелочи? Учащийся из класса рассказывает нам , что знает о щелочах.
Вывод, мы с вами познакомились с новым классом. Каким? (Основания). Ребята должны ответить сами. Мы знаем, что основания имеют группу. Какую? (Должны назвать сами). Которая имеет заряд ? Каков (Отрицательный). А какой индикатор мы с вами выбрали? (Фенолфталеин).
4. Напишем домашнее задание параграф 19 Упр. 2.3.4.
Послушайте, как вы будете выполнять эти упражнения. Составим гидроксид железа(11) и напишем соответствующий ему оксид. Составим оксид меди и соответствующий ей гидроксид. Если остается время , то предложить начать выполнять упражнение.
Fe(OH)2 - FeO CuO - Cu (OH)2
Тема “КИСЛОТЫ”
Цель урока:
- познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот;
- продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков;
- формировать знания о различиях между зарядами ионов и степенью окисления понятие об индикаторах.
Метод: наглядно- иллюстративный.
Оборудование: растворы кислоты соляной и индикаторы, таблетки аскорбиновой кислоты.
ХОД РАБОТЫ
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания
1 ученик выполняет упр. 3
2 ученик выполняет упр. 4
3 ученик выполняет задание, записанное на доске ранее: Подчеркнуть формулы оснований и оксидов. Классу предлагаю туже самую работу.
CuO, HNO3, NaOH, ALCL3, CO2, H3SO4
NaCL, Cu(OH)2, CuO, Fe(OH)3 назвать
Проверяем работу 3 ученика, затем 1.2.
Вопросы классу: а) определение оснований, оксидов;
б) назовите гидроксильную группу и ее заряд;
в) как классифицируют основания, по каким признакам?
г) какой индикатор применим к основаниям?
д)что такое щелочи?
Оцениваем ответы учащихся у доски.
3. Новый материал.
На столе склянки с растворами кислот. Все они с виду одинаковые. Но некоторые кислоты могут быть и твердыми. Учитель раздает таблетки аскорбиновой кислоты и просит попробовать их на вкус. Он кислый, отсюда и произошло название “кислота”. Можно предложить ребятам ответить на вопрос :
Почему кислоты имеют такое название? -Наверняка учащиеся слышали о кислотах, или пробовали их, многие смогут ответить , что они кислые. Но не все кислоты можно пробовать, и ни один грамотный человек и не подумает это сделать, т.к. это может быть очень опасно для жизни (цианистоводородная, сёрная кислоты).
Гораздо проще распознать кислоты, как и основания, помощью индикаторов. Опыт: у вас на столах пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.
Индикаторы кислота
Ф-Ф не изменяет цвет
М-0 розовый
Лакмус красноватый
И так, мы видим, что лакмус поменял свой цвет и его можно использовать для определения кислоты.
Записываю на доске основные кислоты и предлагаю выучить их формулы
HCL соляная H2SO4 серная______
HNO3 азотная H2CO3 угольная H3PO4 фосфорная.
Что общего вы увидели у кислот? Наличие Н, Запишем определение: Кислоты~сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Подчеркните кислотный остаток в кислотах, которые вы записали. Классификация кислот идет по разным признакам. Заранее заготовили наглядный материал на двух листах и прикрепить магнитом на доску. Предложить учащимся записать эти схемы и вписать кислоты которые по этим признакам можно сюда отнести.
Кислоты одноосновные |
двухосновные |
трехосновные |
|
HCL |
H2SO4 |
H3PO4 |
|
HNO |
H2CO3 |
||
Кислоты бескислородные |
кислородные |
||
HCL |
остальные |
Запомним или воспользуемся таблицей растворимости, кислоты имеют заряд кислотного остатка и определяется он по наличию атомов водорода в кислоте
H+CL- |
H2+CO3 –2 |
H2SO4 -2 |
H+NO3- - |
H3 + PO4 -3 |
А как определить степень окисления элементов в кислоте? Следует объяснение, предлагаю разобрать этот материал самим как домашнее задание.
Сообщения учащихся о кислотах.
Вывод: мы познакомились с вами с классом кислот. Выяснили их общие признаки, классификацию, узнали, каким индикатором их можно определить и где кислоты встречаются в природе, быту.
А чтобы нам легче было усвоить дальнейший материал и научиться писать реакции, вы должны запомнить формулы тех кислот, которые мы записали в тетрадь.
4. Домашнее задание
параграф 20, упр. 1, 3, 4.Обратим внимание на домашнюю работу, которая может вызвать у вас затруднение.
1 упр. вы должны найти ответ в книге, пользуясь рабочей тетрадью. Упр 3, 4 стр. 72 уч. прочитать необходимо, как вести расчет, 1 абзац.
H+1NXO3-2 сумма ст.ок.всех элементов = 0, и средний элемент будет +5
H2+S+6O4-2 H2+C+4O3-2 H3+P+5O4-2
Найти!