Современная педагогика трактует понятие “личность” так: это уникальная, не похожая на других индивидуальность, человек с собственным интеллектуальным, физиологическим и материальным потенциалом, с законным правом выбора, усвоивший по-своему общечеловеческие моральные нормы и ценности, субъект любой, в том числе и учебной деятельности. Значит, личность в подлинном, а не в искаженном прежней практикой воспитания, смысле этого слова невозможно “сформировать”, “выковать”, “воспитать” чужими умом и руками. Личность нельзя создать в другом человеке, ее можно создать только в себе.
Сформировать в ребенке личность педагогу помогает, в первую очередь, самовоспитание и самосовершенствование. Педагог сможет разглядеть в ребенке индивидуальность только тогда, когда сам станет профессионально грамотным, испытает потребность постоянного саморазвития. Таким образом, процесс воспитания рассматривается как взаимодействие личностей в конкретной и обоюдо интересной деятельности – учебной, игровой, художественной, спортивной, исследовательской.
Цель деятельности педагога – развитие личности, активной, творческой, гуманной, умелой. Х.Й. Лийметс определяет такое воспитание как управление процессом этого развития. А.М. Сидоркин предлагает более точное, на его взгляд, определение: “воспитание – это воздействие на процесс развития личности в интересах последней” (Сидоркин А.М. Парад предрассудков. – М., 1992. – С. 56).
Если конечная цель воспитания – развитая личность, то и определяющий подход к воспитанию непременно должен быть личностным.
В МОУ СОШ № 107 г. Челябинска в 1988 году возникла особая школьная структура РВО (Разно Возрастные Отряды). Основной целью ее создания стала следующая идея: необходимо предложить ребенку разнообразные формы и виды креативной деятельности для расширения возможности выбора наиболее предпочитаемой, для более полной реализации своего творческого потенциала.
В разновозрастных отрядах на первом месте стоит личностно-ориентированный подход: каждому ребенку уделяется особенное внимание, к нему складывается особое отношение. Поэтому он чувствует, что нужен здесь, что его уважают, уважают его точку зрения, с ним считаются. Именно в отрядах дети находят то, что является их творческой и интеллектуальной потребностью. Дети любят метод поиска и реализации, и здесь они могут сами, независимо ни от кого, раскрыть свои фантазии, развить свое воображение, творческие способности.
Главная потребность ребенка всегда и в настоящее время, в особенности, – это внимание со стороны взрослого человека, понимание и, конечно же, любовь. Она вызвана зачастую взаимным непониманием между двумя поколениями: взрослых и молодежи. В любви нуждается каждый человек, но дети более всего.
Что привлекает ребенка в отряд?
- независимость его учебных способностей от творческих возможностей;
- заинтересованность в общении как со сверстниками, так и с детьми других возрастных групп;
- продуктивная занятость в свободное время;
- атмосфера коллективизма, взаимной ответственности и творческого духа в отрядах (неформальность общения).
Приходя в отряд, ребенок первоначально занимает позицию наблюдателя. В ходе работы отряда по методике КТД (Коллективно Творческое Дело, автор - И.П. Иванов) ребенок постепенно превращается в участника, затем – в активного участника и, наконец, в творца (организатора) конкретных дел.
Все это можно пронаблюдать с помощью простейшей схемы, в которой учитываются следующие элементы:
- идея;
- план;
- воплощение идеи;
- анализ конкретных дел.
Наблюдатель | Участник | Активный участник | Творец (организатор) | |
Идея | наблюдение | обсуждение деталей | обсуждение идеи | целостная идея |
План | наблюдение | проработка деталей | планирование | корректировка и целый план |
Воплощение | пассивное участие | активное участие | активное участие и корректировка | организация |
Анализ | эмоции | эмоциональная оценка | конструктивный анализ | анализ и выход на проблемы, поиск их решения |
В данной схеме виден рост творческих и организаторских способностей ребенка при работе в РВО (разновозрастные отряды). В ней показаны все этапы последовательного роста ребенка и прослеживается его заинтересованность в работе, повышение уровня ответственности каждого как за конкретное дело в отряде, так и за деятельность РВО в целом.
Вся работа РВО строится с учетом принципов КТД (коллективно творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.
Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей среды, забота о близких людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни.
Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
КТД – дело коллективное, потому что совершается вместе ребятами и старшими товарищами как их общая задача.
Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:
- координатора;
- творческого руководителя.
При этом он организует творчество всех детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.
Совет командиров является регулирующим органом, генератором новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути и методы разрешения которых передаются отрядам.
ОТРЯД – ЭТО ОДНА КОМАНДА!
Вот уже пять лет я работаю в разновозрастном движении руководителем отряда. С ребятами пришлось преодолеть много разных трудностей в процессе налаживания хороших взаимоотношений. С самого начала совместной работы дети сами проявили необыкновенный интерес к тому, что отряд – это одна семья. Я сразу же стал им говорить о взаимовыручке и о дружбе. Мы разбирали такие понятия, как “дружба”, “радость”, “сострадание”, “сочувствие”, “помощь”. Всегда на начальном этапе возникают определенные трудности. Со стороны сверстников слышались и насмешки, и разные обидные шутки. Были и “опущенные руки”, и огорчения. Но дети преодолели все преграды, и сейчас это дружный коллектив.
Командир отряда, Дашенька Р., мой верный друг и помощник. Всегда она рядом, ловит буквально каждое слово, и весь отряд чувствует рядом командира и друга. Даша выросла в командира с самых, что ни есть, азов. В отряд пришла, как только перешла в 7-й класс. Сейчас она в 10-м – председатель совета лидеров школы, инициатор и организатор многих общешкольных дел.
Вспоминается, как впервые мы, посоветовавшись, решили пойти с выступлением в детский сад. Все вместе сходили к заведующей (ею оказалась бывшая воспитательница некоторых ребят из отряда!). Подготовка к нашему концерту заняла примерно около месяца, всем было нелегко. Но зато само выступление оказалось блестящим, с каким огнем прошло!
“Мы сами смогли сделать это!” – говорили между собой ребята. После этого дела, сплотившего отряд, и другие события нашей жизни стали для нас опытом, в котором крепла наша дружба, да и к другим отрядам мы стали относиться с большим пониманием. Выступления на школьных мероприятиях стали встречаться сверстниками искренно и радостно.
Ведущее направление деятельности нашей школы – всестороннее развитие ребенка – имеет в виду еще и комплексный подход к осуществлению данной цели.
Сплочению детей в единый коллектив послужили отрядные поездки в горы. Переходы в горах всегда связаны с взаимовыручкой. Мы рассматривали красоту уральской природы, любовались чистотой горных рек. Гордость за свой край и за свою Отчизну без притворства наполняла сердца ребят. Здорово, что мы можем дать им увидеть это своими глазами, потрогать своими руками, почувствовать гордость за свой край и сказать: “Да, я с Урала!” Лица детей становились румянее, и душа радовалась от мысли, что ведь все это очень полезно для здоровья. Здоровые мальчишки и девчонки – это здоровое будущее поколение. Многие дети не могут сказать, что они выросли на Урале и видели горы, не могут похвастать своим хорошим здоровьем. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и руководитель детского коллектива (учитель) должен заботиться о воспитании у своих детей любви к своей Родине, своему народу, к своему краю. Многие взрослые не могут сказать, что это чувство сформировано у них.
И вот прошло время. Немалое время. Одни отрядники уже окончили школу, другие пришли на их место. Смотрю на тех, которые появились позже, и думаю: “А ведь этим я могу дать еще больше. Почему? Потому что я тоже чему-то научился, много узнал нового”. И отряд наш стал единым дружным жизнерадостным коллективом. Приходят совсем маленькие детки (5-6 класс), и их радостно встречают, их любят, за ними ухаживают. Как приятно наблюдать за общением наших детей, вот таких еще по-детски наивных и искренних и уже по-взрослому внимательных, ответственных, серьезных.
Разновозрастные отряды можно сравнить с замечательным полем, когда-то хорошо вспаханным и хорошо засеянным. При внимательном и заботливом уходе оно будет приносить хорошие плоды.
То, что упущено в детстве, невозможно возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более позднее периоды развития личности. Потребность в красоте утверждает моральную силу, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. “Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого”, – гласит старинная украинская мудрость (Сухомлинский В.А. “Сердце отдаю детям”). В деятельности разновозрастных отрядов мы всегда помним об этом.
Прежде всего, следует иметь в виду, что существует три “нельзя”: нельзя заставить человека любить, уважать и терпеть. Но все эти качества крайне необходимы для жизни каждого. Одна восточная пословица говорит: “Руки и ноги другого человека можно подчинить и строгостью, но волю и сердце – только добротой”. (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.).
Помню, как-то заболела Даша П.. Мне сказали об этом сами дети. Предложил сходить в гости к Дашеньке, проведать ее. Все с радостью восприняли это предложение. (Сами накупили угощений). Пошли правда всего четверо, но зато, какой была реакция самой Даши! Для ребенка очень важно пережить ощущение того, что ты нужен, тебя помнят. В этом возрасте важно, что тебя любят и уважают, что с тобой считаются, и ты необходим коллективу. И поэтому простое дело – проведать больного – становится воспитанием таких качеств, как доброта, сочувствие, доброжелательность. Девиз мушкетеров “Один за всех и все за одного!” в этом возрасте самый что ни есть главный, т.е. приоритетный.
Дети рождаются с разными физическими, умственными и творческими способностями. Одни более внимательны, усидчивы, энергичны. Другие, наоборот, заторможены, вялы, легко возбудимы. Одни имеют от рождения хороший голос, другие неплохо рисуют, третьи во все вникают и все исследуют, изобретают. Есть дети нежные, добрые, но есть и трудные: невоздержанные, жестокие. Но в каждом ребенке хранится свой талант, не всегда видный сразу и для всех, сокрытый в глубине бессмертной души. Нам крайне необходимо знать нужный способ воздействия на ребенка с целью развития его способностей. Ребенок может не любить петь, играть на музыкальном инструменте, быть слишком заторможенным и замкнутым. Но как в этом случае поступить? Нужно иметь: веру, любовь к детям и терпение.
Совсем недавно в отряде появился Гена М. из 5-Б класса. Ребенок в классе всегда становился мишенью для насмешек. Вскоре произошло чудо, которое заметили многие учителя. После прихода в отряд Гена стал участником ряда мероприятий в школе: читал стихи, пел песни с другими детьми, более старшими, с отрядом сходил в поход на Таганай, и в классе отношение к Гене изменилась. Одноклассники стали по-другому общаться с ним, у него появились друзья. Оказалось, что Гена очень любит петь песни, очень веселый человек, дружелюбен и способен помогать другим в случае нужды. Такие качества открываются в человеке только в близком контакте, как говорится, “в деле”.
Наблюдая за детьми в отряде, за их взаимоотношениями, можно увидеть, как заботливо относятся старшие к младшим и как младшим важно, чтобы рядом были старшие товарищи. Когда рядом есть старшеклассники, на них можно положиться, с ними можно поиграть, на них можно равняться. Они являются примером для подражания.
Таким образом, в нашей школьной жизни разновозрастные отряды помогают раскрыть творческие способности каждого ученика, помогают сформировать в маленьком человеке большую Личность.
Рекомендуемая литература:
- Сухомлинский В.А . Сердце отдаю детям. Издат. “Радянська школа”. Киев. 1973.
- Р. Кемпбэлл Воспитание в общении: Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002. – 217 с.
- Сидоркин А.М. Парад предрассудков. – М., 1992. – С. 56.