Изобразительное искусство в школе, как и любой другой учебный предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. На уроках учащиеся, прежде всего, приобретают с помощью учителя необходимые знания, умения и навыки, педагог раскрывает перед учениками мир прекрасного, развивает их эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, совершенству.
Очень большое значение имеет качественное обучение изобразительной грамоте именно детей младшего школьного возраста, когда идет процесс становления творческой личности ребенка, его духовное развитие, знакомство с профессиональными художественными материалами, грамотное их использование и т.д. Для этого очень важно, чтобы в общеобразовательных школах вели предмет изобразительного искусства не учителя начальных классов, а специалисты-профессионалы.
Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, что, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка. Работая творчески, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Через творческую деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей.
В изобразительном искусстве талантливый ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием и лепкой. Он серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию рисунков; его произведения включают множество деталей; работы оригинальны, отмечены печатью индивидуальности.
Опираясь на опыт работы с детьми на уроках изобразительного искусства, а также на уже известные исследования, можно выделить пять основных критериев одаренности в области художественного развития ребенка. Безусловно, они тесно связаны друг с другом и являются как бы логическим продолжением одного критерия в другой.
Первым и, пожалуй, самым основным критерием является общее эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональный отклик в душе ученика на персонажи задаваемой тематики урока есть гарант заинтересованности и внимания, а значит и более основательного усвоения материала информации урока.
Вторым, как уже отмечалось, критерием является внимание – заинтересованность. Отсюда вытекает внимательное отношение к информации, идущей не только от учителя, но и из книг – пособий, а также из окружающего мира. Так развивается наблюдательность.
Третий критерий – богатое воображение. Основа его в памяти на визуальные образы, внимание к деталям и в умении ученика варьировать и комбинировать ими для большей выразительности рисунка.
Четвертый – воспроизведение, закрепление полученных навыков и умений на занятиях самостоятельно. Заинтересованность и желание выразить свои душевные переживания побуждают ребенка снова и снова брать кисти, краски и пытаться передать свои мысли на бумаге в виде красочных образов, причем внешняя форма не менее важна, чем само содержание. Это игра, но через игру закрепляются графические навыки.
Пятый критерий, быть может, не так уж и важный с точки зрения развития, но помогающий наиболее полно выразить желаемое в рисунке – это хорошая координация движений и развитая мелкая мускулатура пальцев. Для самих детей это имеет большое значение.
Очень часто приходится наблюдать, как ученик расстраивается, когда не может нарисовать так, как он мысленно вообразил себе тот образ, который хотел выразить на бумаге.
Все эти пять условий в совокупности образуют ту базу, на которой может свободно и качественно развиваться художественный талант в ребенке.
В начальном звене МОУ “Средней общеобразовательной школы № 9” с углубленным изучением отдельных предметов г. Череповца, где я работаю, созданы все необходимые условия для качественного обучения изобразительной грамоте и развитию художественных способностей учащихся. Увеличение учебного времени дополнительным часом, разделение класса на две подгруппы позволяют проводить занятия в студийном режиме с индивидуальной системой обучения. Углубленное изучение изобразительного искусства (по моему авторскому тематическому планированию на основе программы Б. Неменского) ведется в данном общеобразовательном учреждении со дня его основания. Слаженная работа на протяжении пятнадцати лет в этом учебном заведении двух педагогов-специалистов, членов Союза Художников России и отличные ее результаты - дают основание считать создание модели творческой студии изобразительного искусства в общеобразовательной системе удачным. Педагогами ведется активная работа по выявлению талантливых, особо одаренных детей. В школе действует кружок декоративно-прикладного искусства “Творческая мастерская”, где все желающие в свободное от занятий время приобщаются к искусству, а наиболее способные ученики готовятся к поступлению в художественные школы города. Наши учащиеся постоянные и активные участники различных конкурсов и художественных выставок.
В ноябре 2005 года лучшие работы учеников нашей школы, наряду с работами учащихся художественных школ и студий г. Череповца, были отправлены в Индонезию (г. Джакарта) в рамках Всемирной программы гуманитарной помощи “Слезы и Улыбки Сердца-Единства”.
Будучи по образованию художником-мастером декоративно-прикладного искусства, в своем тематическом планировании особое внимание уделяю выполнению орнамента в различных декоративных композициях. Хочется поделиться своими наработками в этой области.
Слово “Орнамент” в переводе с латинского языка означает украшение. Орнаментом называют украшение, построенное на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре, книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала - на бумаге, ткани, дереве, металле.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Люди заметили, что при повторных и последовательных движениях в трудовой деятельности сил и энергии затрачивается меньше, чем при беспорядочных. Отсюда появилось понятие о пользе в работе упорядочивающего начала, которое впоследствии было названо ритмичным движением или ритмом. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например: узоры на крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и деревьев. Природа для человека стала источником создания оригинальных орнаментальных композиций.
Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами, смысл которых нам непонятен. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Что такое “символ”? Для примера возьмем самое простое: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето.
Самый распространенный орнаментальный мотив, украшающий вазы, оружие, ковры, архитектурные сооружения, назван “древнегреческим меандром”. Древний мастер условным изобразительным языком запечатлел в ритмическом повторе западню, в которую первобытный человек загонял зверя, чтобы удобней было с ним справиться. В растительном орнаменте этот мотив – “бесконечник”. Он используется в ковровых изделиях, вышивке, резьбе по дереву, декоративной росписи. А чуть вытянутый элемент бесконечника, образуя волнистую линию, уже символизирует изобилие. Волнистая орнаментальная линия, венчающая керамическое изделие, читается как доброе пожелание: “чтобы посуда всегда была наполнена до краев”. Ромб или квадрат, поделенные на 4 части вертикальной и горизонтальной линией с точками посередине, воспринимается как поле, засеянное зерном – символ плодородия, развернутая на плоскости спираль - зарождение новой жизни и вечное движение.
В древние времена в России орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и вороте рубашек делались вышивки, которые служили человеку “охраной” от всякой нечисти. Тематика вышивок отражала языческие верования и обряды, птица, например, означала тепло и сулила богатый урожай.
Цвет в узоре также имел особое значение: красный цвет выражал восторг, радость, поэтому он присутствовал в наряде невесты, праздничном наряде юношей. Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. “Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, “мрачные” - угнетают человека.
Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, более четко выявить его форму.
Различают следующие виды орнамента:
- Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.
- Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.
- Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.
- Каллиграфический орнамент - состоит из отдельных букв или элементов текста, выразительных по конфигурации и ритму.
- Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем.
В орнаментальных композициях иногда изображение имеет символическое значение. Например, пчела символизирует трудолюбие, подкова – счастье, якорь – надежду, зеркало – правду, лира – музыку, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение и т.д.
Орнамент имеет три разновидности:
- Ленточный орнамент – выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.).
- Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (По принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.).
- Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.).
В работе с учащимися я использую, в основном, геометрический и растительный орнаменты.
Орнаментальное рисование является очень важным, необходимым и доступным видом изобразительной деятельности в начальной школе. Работа по орнаменту дает учащимся ряд навыков, которыми они будут пользоваться в процессе всей дальнейшей изобразительной деятельности, - это развитие руки и глазомера (умение координировать, т.е. свободно согласовывать движение руки со зрительным восприятием), чувство ритма и композиции, уверенность штриха и линии. Кроме того, на примере выполнения орнаментальных композиций проводится работа по цветоведению: знакомство с основными и дополнительными цветами, контрастными и сближенными, тональными цветовыми переходами. В процессе работы учитель подводит детей к сознательному подбору сочетания цвета, развивает в них чувство гармонии и цветового ритма.
Одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия.
Если же несколько элементов орнамента расположены вокруг одной точки (птицы, цветка), то получаем центральную симметрию, при угловой симметрии элементы орнамента повернуты к центральной точке под определенным углом.
Зная и учитывая законы ритма, симметрии, построения орнамента, а, также следуя основным принципам композиции, педагог направляет детей на создание интересных в художественном отношении работ. Но, выполняя орнаментальную композицию, нужно напоминать детям, что покрыть орнаментом поверхность – не всегда означает сделать ее красивой, художественно выразительной; необходимо не терять чувство меры. В общей композиции орнамент наносят на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить или подчеркнуть другую поверхность.
Задания по орнаментальной композиции в декоративном рисовании для 1, 2, 3 классов постепенно усложняются, обеспечивая продвижение результатов деятельности учащихся и усвоение ими указанных навыков.
1 класс.
1 задание.
“Домотканые половички, коврики, круглые дорожки”.
Техника выполнения: гуашь (акварель, восковые мелки).
Упражнение выполняется ленточным орнаментом в полосе, по кругу. В данном задании дается понятие ритма полос (1:1, 1:2, 2:2, 2:3 и т.д.), сочетании широкой и узкой полосы, различных цветовых сочетаниях, контрастных, сближенных цветах.
2 задание.
“Цветок в подарок маме”.
Выполнение праздничной открытки ко дню 8 Марта.
Техника выполнения графическая: фломастеры, цветные карандаши, мелки.
Рисунок выполняется ленточным орнаментом по предварительно прочерченным окружностям, при желании в композицию вписывается цифра “8” и слово “Марта”.
В данном задании дается понятие о симметрии в композиции, о ритмическом сочетании плотных и легких полос, аккуратном оформлении первой страницы орнаментальной рамочкой.
2 класс.
1 задание.
“Зимний комплект: шапочка, варежки”.
Выполнение растительным или геометрическим орнаментом комплекта или отдельно варежек.
Техника выполнения: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастер.
В данном задании дается понятие о разнообразном композиционном размещении ленточного орнамента на плоскости варежек (поперек, вдоль, наклонно, под углом), о создании единого колористического по цвету комплекта.
2 задание.
“Узорчатое росписное яйцо”.
Техника выполнения живописная: гуашь (может быть графическая: фломастер, цв. карандаш).
Использование орнаментальной росписи “Хохлома” и Городец” (капелька, листочек, волна, кружок, зигзаг) по предварительно прокрытой гуашью яйцевидной форме.
В данном задании дается понятие о технических тонкостях кистевой росписи, композиционном распределении орнамента по объемной форме яйца.
3 класс.
1 задание.
“Орнамент в круге, квадрате, ромбе”.
Выполнение композиционно-замкнутого орнамента в круге (розетта), квадрате, ромбе с помощью циркуля и линейки.
Техника выполнения графическая: фломастер, цветной карандаш.
В данном задании дается понятие о симметрии, о правилах деления круга на равные части, о построении ромба и квадрата и композиционном размещении орнамента в этих геометрических формах.
Использование беспредметных форм - (полосы, круги, ромбы и т.д.), и изобразительных - (растения, бабочки, звезды, птицы и т.д.).
2 задание.
“Роспись досок элементами Хохломской и Городецкой росписи”.
Техника выполнения: гуашь.
Выполнение росписи досок орнаментальными растительными мотивами (цветы и растения, букет цветов, птицы, рыбы и т.д.).
В данном задании дается понятие о симметрии и асимметрии в композиции, первоначальных художественных навыках росписи деревянных досок.
Поэтапность выполнения росписи:
- Зарисовки растительных форм
- Выбор сюжета
- Составление эскиза
- Подготовка доски
- Покрытие фона доски
- Нанесение рисунка на доску
- Роспись основных элементов
- Пропись и детальная проработка элементов росписи.
Цель всех этих заданий – способствовать развитию творческих способностей и художественного вкуса у детей, чувства ритма и цветовой гармонии, привитие художественных навыков и умений в декоративно-прикладном искусстве и умелого их использования в дальнейшей работе.